Выпускники ВУЗов не хотят начинать с рядовой должности и плохо владеют ностранными языками

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

«Как складывается ситуация на рынке труда?», «Что можно изменить в системе трудоустройства молодежи?», «Как отыскать талантливых студентов?» — эти и многие другие вопросы обсуждали участники «круглого стола» «Трудоустройство молодежи в современных условиях», который прошел в рамках «Дня карьеры» в Лицее БГУ. Участие в мероприятии приняли представители всех заинтересованных сторон: студенты, работодатели, представители администрации университета и эксперты. И каждый из них мог выразить свой взгляд на проблему перехода от университетского образования к работе.


Выпускников спасает «демографическая яма»?

Мероприятие началось с краткого сообщения директора консалтинговой компании «Ключевые решения» Андрея Гусаковского. Он отметил, что, согласно статистике, проблемы с трудоустройством выпускников ВУЗов не существует. 99% студентов бюджетной формы обучения распределяются, 98% — «доходят» до первого места работы, 94% — работают по специальности. Тот факт, что количество абитуриентов, начиная с 2011 года, снижается, позитивно влияет на проблему трудоустройства. Последствия «демографической ямы» 1990-х будут ощущаться до 2019 года. Однако, по прогнозам экспертов, экономическая ситуация в стране в ближайшее время будет сложной, в первую очередь, вследствие тесной связи с экономикой соседней России. Это приведет к активному сокращению штатов некоторых компаний и, безусловно, повлияет на трудоустройство студентов.


Амбиции и компетенции — кто кого?

Специалист по подбору персонала компании «Danone» Ольга Белышева сообщила, что спрос на выпускников технических специальностей в стране есть, особенно в регионах. Вот только сами студенты иногда не имеют желания начинать карьеру за пределами столицы и ни за какие деньги и соцпакет не соглашаются уезжать. Это повод для тревоги со стороны работодателей, полагает Ольга Белышева, ведь уже примерно три года в Беларуси ощущается нехватка инженеров, а производственные вакансии закрываются с трудностями. В то же время количество выпускников технических специальностей находится на высоком уровне.

Позицию Ольги Белышевой поддержал заместитель начальника управления по работе с персоналом Белинвестбанка Геннадий Макеев. «Мы уже опоздали с некоторыми изменениями, — считает он. — Лучше обсуждать, что делать завтра. Задача — выстроить комплексный подход к трудоустройству, чтобы каждый студент на втором курсе уже знал, чего он хочет в краткосрочной и долгосрочной перспективах. Еще одна проблема в том, что амбиции молодежи порой не соответствуют их компетенции. Большинство хочет сразу же стать директорами, потом ищет менее престижные должности, а в конце хватается за любую возможность, лишь бы не ехать в регионы». По мнению Геннадия Макеева, уже на младших курсах каждому следует понимать, что работу можно получить только благодаря своей компетенции. Такой подход должен начинаться хотя бы с выбора темы курсовой работы. Делать это нужно не по принципу «возьму, что проще выполнить», а по принципу собственной заинтересованности темой. Кроме того, специалист не согласился с утверждением, что все работодатели требуют наличие опыта работы. Как раз наоборот: многие компании идут по пути омоложения коллективов, и это хороший шанс для выпускников.

Мнения предшественников поддержал старший аудитор компании Ernst&Young Максим Акуленко. Он также отметил проблему психологии студентов как одну из основных, упомянув ситуацию из своей практики. Во время набора в компанию стажеров он часто сталкивался с людьми, которые отказывались начинать карьеру с зарплатой в 5 миллионов рублей, мотивируя это тем, что грузчиком в магазине можно получить больше. «Представители поколения Y действительно не смотрят в будущее, живут сегодняшним днем и абсолютно не понимают, что грузчиками они и через десять лет будут получать семь миллионов, а в других местах получат главное — перспективу», — подчеркнул Максим Акуленко. По мнению специалиста, ВУЗы должны обеспечивать условия для работы студентов уже на 3-4 курсах по схеме: первая половина дня — учеба, вторая — стажировка. Такой подход позволит молодым людям получить нужный опыт и одновременно знания, необходимые для будущей работы.


Между количеством и качеством

О состоянии трудоустройства в гуманитарном секторе рассказал заместитель декана факультета философии и социальных наук БГУ Александр Бобр. По его словам, по таким специальностям, как «психология», «социология», «социальные коммуникации» спрос на выпускников превышает предложение — заявок больше, чем студентов. Правда, за год из стен факультета выпускается только 5-6 «бюджетников».

Своего коллегу дополнил заместитель декана факультета радиофизики и компьютерных технологий БГУ Олег Людчик. «Я абсолютно согласен с тем, что выбор места работы студенты должны делать раньше, — отметил он, — но для этого молодежь должна быть мотивированной. На состояние высшего образования в сфере IT в последнее время многое повлияло. Например, несколько лет назад Министерством образования были искусственно увеличены планы набора на некоторые специальности. Произошло это со следующей мотивировкой: программисты и инженеры нужны нам в неограниченном количестве. На фоне демографического спада последствия такого шага легко было предсказать. Если в советские времена на престижные специальности конкурс составлял три-четыре человека на место и было из кого выбирать, то сейчас мы пришли к ситуации, когда зачисляют всех, кто подал документы. Так с кем работать преподавателям? Поэтому говорить о "качестве" студентов не приходится. Человек, неспособный к обучению, идет получать образование, так как родители говорят ему: "Это же IT-сектор, это престижно!" Довольно много студентов мы отчисляем во время учебы. Но в прежние времена за 100-150 наших пятикурсников можно было бороться. Что и говорить, если ежегодно на 60 тысяч выпускников школ мы имеем 36-37 тысяч бюджетных мест в ВУЗах плюс возможность получать образование на платной основе. Фактически, для двух третей абитуриентов гарантированы места в системе высшего образования...»

Эту позицию поддержал директор информационно-практического учреждения «Студенческая фабрика мысли» Александр Луцевич. По его мнению, диплом о высшем образовании не котируется на рынке. Более ценными для работодателя являются конкретные умения молодого сотрудника, которые нужно показать на практике. Одним из методов воспитания качественных работников Александр Луцевич назвал формирование студенческого актива и культивирование системы студенческого самоуправления. Участие в студенческих движениях, ответственность за определенное направление деятельности помогает развивать в молодых людях самостоятельность и готовит их к будущей работе.


Игра для «поколения... Z»?

Со стороны работодателей поднимались и другие, более детальные, проблемы подготовки специалистов. Так, Ольга Белышева обратила внимание на проблему языковой подготовки выпускников. По ее словам, иногда очень талантливые студенты не проходят отбор вследствие плохого знания английского языка. При этом обычно требуется не уровень свободного владения, а хотя бы способность понимать текст и умение составить ответ. Большинство участников поддержало такое мнение, добавив только, что и государственные языки Беларуси некоторые студенты знают слабо.

Доцент кафедры методов оптимального управления факультета прикладной математики и информатики БГУ Сергей Марков поднял проблему новых методов подготовки специалистов, в частности для сферы IT. По его словам, речь надо вести уже не о «поколении Y», а о «поколении Z»: молодежь должна перейти от чистого пользования к умению собственноручно создавать простые программы, перенастраивать гаджеты, компьютерные устройства. Для получения практических навыков нужно использовать современные средства: компьютерные симуляторы, игры. Среди наиболее перспективных специальностей в будущем, студентов по которым нужно начинать готовить уже сейчас, специалист выделил разработку мобильных приложений, сферу Big Data (инструменты обработки больших массивов информации) и робототехнику, назвав их профессиями 2020 года.


Устроить всех не получится

Позицию БГУ представила Наталья Непевная, начальник управления кадров университета. По ее мнению, ситуация на рынке труда сейчас более сложная, чем раньше. По некоторым специальностям на одну вакансию предлагается до 100 резюме. Поэтому в текущем году трудоустроить всех выпускников будет весьма проблематично.

Интересную статистическую информацию представила заместитель начальника отдела программ содействия занятости населения Комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома Марина Шахлович. Согласно ей, выпускники учебных заведений составляют мизерную часть от тех, кто считается безработными, — всего около одного процента. Что касается проблемы отсутствия опыта, то в службе занятости есть специальная программа для ее решения — молодежная практика. В прошлом году ею воспользовались 50 выпускников. Но сегодняшняя экономическая ситуация не способствует поддержанию низкого процента безработицы среди выпускников — многие предприятия проводят оптимизацию кадровых служб. Если в прошлом году в государственной службе занятости было представлено около 20 тысяч вакансий, то сейчас их количество снизилось до 8 тысяч.

Ярослав Лысковец. Фото Марины Бегунковой. Газета «Звязда», 9 апреля 2015 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2015/04/78751.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.