Школы не должны превращаться в бумажные канцелярии

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Объемы документооборота в школе надо срочно снижать. С этим сегодня уже никто не спорит. Педагоги жалуются, что составление многочисленных планов, написание отчетов, справок, срезов, проведение подсчетов отнимают у них столько времени и сил, что это сказывается уже и на учениках, превращается в угрозу для психического здоровья. Поэтому учителя настойчиво просят защитить их от излишней бумажной волокиты...

Поднимал эту проблему в своем выступлении на республиканском совещании перед педагогическим активом и Президент нашей страны:

– Нужно разработать единый межведомственный реестр документооборота и перевести его в электронную форму. Административное вмешательство других ведомств в деятельность образовательных учреждений должно быть минимальным. И я вас в очередной раз всех прошу: на местах в школах, руководителей районных отделов образования, инспекторов, директоров, заместителей директоров школ — не терроризируйте преподавателей и учителей. И не заставляйте их, упаси вас Боже, писать планы, как кому-то хочется.


Управление с контролем или без?

Но, как говорят, у учителей своя правда, а у руководящих органов — своя. Кстати, руководители учреждений образования, в свою очередь, считают, что в большей степени бумажное давление сказывается не на педагогах, а на администрации школы. Большинство отчетов — безусловно, при правильной организации управления школой, можно сделать без привлечения учителей. «Но растерянность нередко вызывают уже даже не количество и разнообразие отчетов и информационных справок, а сроки их выполнения: зачастую их нужно сдать "еще вчера", причем не просто отправить по электронной почте, а продублировать в бумажном варианте за подписью руководителя», — жалуются директора школ. Во многих случаях отчеты готовятся вообще на основании устных распоряжений работников органов управления образованием или письменных указаний сверху. При этом отчеты носят преимущественно информационный характер и не могут использоваться для анализа качества образовательного процесса. Скорее всего, эта информация является скрытой формой постоянного контроля правящих структур за работой учреждений образования по различным направлениям деятельности...

Директор ошмянской средней школы № 1 Михаил Гружевский подробно проанализировал весь документооборот на примере своей школы:

– Реально за 2012 год входящая информация по школе составила 1205 единиц. Из них 527 единиц — просто информация (протоколы, постановления, решения, справки и прочее), 393 — положения, приказы, сообщения и 285 — запросы о предоставлении информации от 10 служб.

Исходная документация составила 899 единиц (отправлено почтой 260, электронной почтой — 639), из них в районный отдел образования — 373, а все остальные — в МЧС, больницу, идеологический отдел райисполкома и так далее.

– Качество всей документации и объективность предоставляемой информации — персональная зона ответственности директора, включая большой документооборот по финансово-хозяйственным вопросам... Директор должен просмотреть все протоколы, отчеты, ответы, проекты, приказы, дефектные акты, сметы и т.д., вникнуть в суть их содержания, изучить входящую документацию, распределить ее, обеспечить контроль за исполнением и так далее, — рассказывает Михаил Гружевский. — Поэтому в течение рабочего дня у директора и его заместителей на работу с документами затрачивается много времени. Может ли быть по-другому? Не уверен, потому что директор, администрация — это руководители, а управления без анализа контроля за документооборотом не бывает. Вопрос в другом: как оптимизировать этот процесс, уменьшив затраты по времени и не допустить переадресации бумажной нагрузки на учителя?


Каждому «контролеру» — свою справку

Поделился руководитель школы и своим видением причин бюрократической бумажной волокиты. Во-первых, абсолютное количество информации содержится в статистических отчетах на начало года, но никто из специалистов системы, как правило, не успевает (или не хочет) их «поднимать» и с ними работать. Гораздо проще отправить запрос ниже по «лестнице»... Во-вторых, одна и та же информация часто требуется одновременно различным службам, но в разной форме. И это не позволяет иметь стабильную и системную информационную базу — ее все время приходится адаптировать под новый запрос. В-третьих, в учреждении образования сформировано много разных советов, функции которых перекликаются: педагогический совет, совет школы, попечительский совет, методический совет, родительский комитет, совет профилактики и т.д. Все они ведут протоколы, принимают решения, которые также приходится контролировать администрации.

– Считаю, что школьный родительский комитет может интегрироваться с попечительским советом. Не уверен и в целесообразности деятельности совета школы. Общественная управленческая активность учеников в полной мере может реализовываться через самоуправление учащихся, общественные организации, в том числе Молодежную Палату при районном Совете депутатов. А родительская — через родительские комитеты, — подчеркнул Михаил Гружевский.


Конкурсная активность — за пределами разумного

Еще один источник избыточного бумагопроизводства — безотметочное обучение в начальной школе: учителя начальных классов сильно загружены учетом и отчетностью, которые требует безотметочное оценивание деятельности учащихся. Заведование учебным кабинетом также предусматривает обязательную кипу документации и, самое главное, накопление и развитие учебно-методической базы. Причем эта нагрузка, возлагаемая на учителя, хоть и носит неоплачиваемый общественный характер, но очень серьезно контролируется. А количество конкурсов, которые должны проводиться школой, и вообще выходит за рамки разумного! Свою конкурсную активность реализуют через школу МЧС, МВД, почта, Красный Крест, Фонд Мира, ДОСААФ, учреждения культуры, общественные объединения и другие структуры.

– Честно говоря, хотелось бы весь перечень конкурсов знать на начало года, что позволило бы нам спланировать свою работу. К тому же часть конкурсов можно было бы реализовывать на базе учреждений дополнительного образования и тем самым разгрузить школу. А школе нужно оставить только конкурсы учебной направленности и конкурсы, связанные с безопасностью учащихся. Также школа может участвовать в конкурсах по фольклорному, живописному, театральному и другим направлениям, если, конечно, эти направления в школе развиваются. А конкурсы по линии почты, Красного Креста, ветеранских организаций, Фонда Мира, МВД и другие структуры пусть реализуются через свои общественные первичные организации в трудовых коллективах, — предложил Михаил Гружевский.


Информационные технологии — в помощь?

Директор ошмянской школы считает, что нужно выстроить систему оборота документов, направляемых в школу из Министерства образования и других структур. Необходимо определить конкретный перечень необходимой рабочей документации, направленной на учителя, администрацию, специалиста отдела образования — по такому же принципу, как это сделало отраслевое министерство с перечнем документации для классного руководителя. И уже на основании утвержденного перечня школа, районный отдел или управление образования могли бы сформировать электронную базу данных. Электронная база данных должна размещаться на сайте в интернете и быть доступной всем.

По словам директора школы, было бы целесообразным определить конкретную форму заполнения каждого документа на основании единых требований. А вот запросы от других ведомств (Министерства внутренних дел, Министерства по чрезвычайным ситуациям, санстанции и т.д.) нужно упорядочить на уровне министерств, областных и районных исполнительных комитетов.

Директора школ констатируют, что им часто приходится выслушивать от учителей претензии из-за выполнения ими ряда функций, которые непосредственно не связаны с образовательным процессом, но требуют оформления многочисленных бумаг. Речь идет об организации питания школьников, ежедневном учете пропусков учащихся, сопровождении детей при подвозе в школу, осуществлении пропускного режима в фойе школы и так далее. Поэтому большую надежду руководители школ и педагоги возлагают на внедрение современных информационных технологий. Кстати, в Минской области к 1 сентября в 36 школах с количеством учащихся более 700 человек должна появиться электронная система доступа, которая позволит освободить педагогов от организации пропускного режима и поможет вести оперативный электронный учет пропущенных занятий. При желании родители смогут получать SMS-сообщения о перемещениях своего ребенка — когда тот пришел в школу или ушел домой. А если установить подобные электронные устройства в библиотеке и школьной столовой, то пропуск можно было бы использовать еще и как читательский билет или электронный кошелек. Одним словом, перспективы открываются оптимистичные и привлекательные...

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 19 февраля 2013 года.
Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=108883&idate=2013-02-19

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.