Рабочая профессия – хорошая «страховка» в жизни

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

«Будешь плохо учиться — пойдешь в ПТУ» – эту угрозу слышали многие поколения тех, кто вырос в Советском Союзе. Честно говоря, и сегодня еще приходится сталкиваться с отношением к профессионально-техническим учебным заведениям как к «камере хранения» неудачников. И это при том, что наибольшие шансы трудоустроиться имеют представители именно рабочих профессий: на бирже труда до 80% вакансий – по рабочим специальностям. В остром дефиците находятся строители, токари, фрезеровщики, слесари, штукатуры, водители, механизаторы, трактористы, продавцы, повара...


Требуется «техническая элита»

– Интерес к профессиональному образованию будет повышаться, – уверенно заявил на международной конференции, посвященной перспективам развития профессионально-технического образования, министр образования нашей страны Сергей Маскевич. – До последнего времени многие молодые люди свои профессиональные перспективы связывали исключительно с высшим образованием. Однако сегодня мы видим, что на рынке труда нужны строители, специалисты в сфере обслуживания. Но требуются именно хорошие специалисты, которые качественно работают и могут общаться с клиентом в том числе и на иностранном языке. Экономике страны требуется «техническая элита». К слову: в структуре занятого населения рабочие составляют более 60 процентов! К тому же и заработная плата в сфере реального производства у рабочих более высокая, чем у специалистов с высшим образованием. Не сомневаюсь, что молодые люди будут ориентироваться на потребности рынка труда, и интерес к профессиональному образованию будет расти. В свою очередь, и в профессиональном образовании будет повышаться общий уровень культуры.

Примечательно, что вызовы, с которыми сталкиваются европейские страны и страны постсоветского пространства, очень во многом совпадают.

– Самая большая проблема – это недостаточная привлекательность профессионального образования. Кризис показал, что наши искусственно подогнанные показатели по высшему образованию ничего не значат, если отсутствует слой людей, получивших профессиональное образование, – заявил на конференции заместитель директора департамента профессионального образования Федерального министерства образования и исследований ФРГ Питер Тиле. – Безработица среди молодежи достигает в некоторых странах 50%. Такая ситуация сложилась потому, что система подготовки кадров в этих странах была ориентирована исключительно на учреждения образования, а не на рынок труда.

Справедливости ради следует добавить, что проблема перепроизводства или дефицита тех или иных специалистов актуальна для всех стран мира. И совсем не редкость, когда люди работают на местах, которые или вовсе не соответствуют профилю полученной ими специальности, или полученные знания они могут применить там лишь частично. Часто работа, которая требует наличия высшего образования, выполняется рабочими, и наоборот, многие работы, где требуется высокая рабочая квалификация, выполняются непрофессионально. В странах СНГ наибольшее количество людей, которые работают не по своей специальности, задействованы в сфере торговли.


Что в ней привлекательного?

По сути, качество нашей жизни во многом определяет уровень специалистов с начальным и средним специальным профессиональным образованием. Мы стремимся носить красивую и модную одежду, ездим на общественном транспорте, пользуемся услугами почты, посещаем кафе... Швея, повар, оператор ЭВМ, техник-программист, водитель, наладчик – это специалисты с профессиональным образованием. И именно от их квалификации зависит, насколько качественно будут удовлетворяться самые разнообразные наши потребности.

справочники для абитуриентов

В Республиканском институте профессионального образования могут привести много аргументов в пользу получения профессионального образования. Во-первых, для выпускников базовой школы обучение в профтехучреждениях – это возможность одновременно с общим средним образованием получить еще и профессию. Если по каким-то причинам молодой человек не сможет продолжить обучение в ВУЗе, он может пойти работать по профессии и материально себя обеспечивать. К тому же большинство учреждений профтехобразования осуществляет подготовку сразу по нескольким направлениям, что дает выпускнику возможность получать несколько квалификаций и, соответственно, быть более конкурентоспособным на рынке труда.

Во-вторых, сохраняется возможность непрерывного получения образования. Это значит, что учащиеся, которые овладели профессией на уровне профессионально-технического образования, могут получить среднее специальное образование по родственной специальности в сокращенные сроки в профессионально-технических колледжах. А за более короткий отрезок времени, который отводится на обучение, можно разобраться, насколько правильно был осуществлен выбор профессии, и уже сознательно определяться с выбором ВУЗа. В свою очередь, переход по уровням образования (от профессионально-технического до среднего специального) дает возможность поступить в ВУЗ сразу на третий курс обучения. Другими словами, учреждение профтехобразования – это удобный мостик для перехода из школы в ВУЗ и продолжения выбранного профессионального пути.

Для подростков, безусловно, большое значение имеет и возможность получать во время учебы стипендию. Размеры учебных стипендий в учреждениях профтехобразования варьируются от 353 до 459 тысяч рублей в зависимости от среднего балла обучения. Социальная стипендия составляет 270 тысяч рублей, а специальная – 555 750 рублей. Такая финансовая самостоятельность учащихся профтехучреждений выгодно отличает их от сверстников – учащихся общеобразовательных учреждений, что еще раз подчеркивает преимущества выбора именно профессионального пути.

Между прочим, во время производственного обучения подростки имеют возможность дополнительно повысить свое материальное благосостояние, получая выплаты за сделанную работу. Денежные средства за произведенную продукцию или оказанные услуги в размере не менее 75% направляются на материальное поощрение учащихся с учетом их участия в производстве этой продукции. Для примера, средняя денежная выплата, полученная учащимися учреждений профтехобразования во время производственного обучения на предприятиях столицы, составляла в 2012 году от 2 до 3-х миллионов рублей. Во время каникул учреждениями профтехобразования также организуется временная трудовая занятость молодежи и формируются строительные отряды, что дает учащимся возможность дополнительного заработка.


Загляните в справочник

Наиболее полную информацию о специальностях и специализациях, которые предлагают абитуриентам в нынешнем году учреждения профессионально-технического и среднего специального образования, можно найти в справочниках для абитуриентов, подготовленных Издательским домом «Звязда» совместно со специалистами Республиканского института профессионального образования. Справочники содержат информацию о формах обучения, плане приема, вступительных экзаменах, прошлогоднем проходном балле, условиях конкурсного отбора, новые программы вступительных экзаменов на 2013 год для абитуриентов ССУЗов, указатели профессий, даты проведения дней открытых дверей. Нелишней для абитуриентов будет также информация о возможности получить место в общежитии, а также о стоимости обучения. Также в справочниках указаны специальности, на которые принимаются лица с ограниченными физическими возможностями, и специальности для взрослых, где предусмотрена краткосрочная профессиональная подготовка (с указанием примерной ее стоимости).

Приобрести справочник можно в киосках «Белсоюзпечати», книжных магазинах. Справки по телефонам: (8017) 288 12 94; (8017) 284 79 65.

Газета «Звязда», 30 апреля 2013 года.
Оригинал на белорусском языке: old.zviazda.by/ru/pril/article.php?id=111496

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.