Только 60% студентов педагогических ВУЗов собираются работать в сфере образования и воспитания

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Образование — не «услуга», а важнейшая государственная функция, которая не уступает по важности обеспечению национальной безопасности

Значимость и престиж педагогической профессии — эти темы рефреном звучали в выступлениях всех делегатов и гостей VIII съезда Белорусского профессионального союза работников образования и науки, который прошел вчера в Минске.

— Из-за падения престижа профессии педагога, низкого социального статуса, отсутствия других стимулов и гарантий для педагогического работника из отрасли уходят молодые педагоги, отработав после окончания учебного заведения определенный законодательством срок. А выпускники школ не хотят поступать на педагогические специальности. Усилия педагогических ВУЗов по привлечению абитуриентов позволяют частично улучшить ситуацию, но не дают системного результата, — подчеркнул председатель ЦК Белорусского профсоюза работников образования и науки Александр Бойко.

Председатель профкома сотрудников Могилевского государственного университета имени А. Кулешова Наталья Сакович привела данные анкетирования студентов выпускных курсов. Только 60% из них после окончания университета собираются работать в сфере образования и воспитания. Остальные намерены сменить сферу приложения своих навыков и знаний. А 34% студентов сообщили: если бы им пришлось поступать в ВУЗы заново, то они выбрали бы другую профессию.

— Нельзя недооценивать значимость профессии педагога в обществе, поскольку от уровня интеллекта и профессионального мастерства педагогов во многом зависит качество подготовки будущих врачей, инженеров, экономистов, юристов и других специалистов, которые определяют облик всей страны. Поэтому образование должно рассматриваться не как «услуга», а как важнейшая государственная функция, которая не уступает по важности обеспечению национальной безопасности, — подчеркнула Наталья Сакович.

— Педагоги, как правило, терпеливые и готовые к поиску компромисса люди, которые нередко работают на энтузиазме, даже жертвуя собственными интересами. Но сегодня вся система национального образования остро нуждается в финансовой поддержке. Внутренние резервы отрасли практически исчерпаны, — отмечает лидер отраслевого профсоюза. — Если 5 лет назад мы с сожалением констатировали, что по уровню заработной платы наша отрасль занимает 5-е место среди бюджетных организаций, то по итогам 2014 года образование еще больше сдало свои позиции и мы занимаем предпоследнее место уже среди всех отраслей социальной сферы.

В последнее время наблюдается снижение темпов роста как номинальной, так и реальной заработной платы работников отрасли. Реальный рост заработной платы, начиная с 2011 года, не покрывает рост цен на товары и услуги. В долларовом эквиваленте за пять лет номинальная начисленная заработная плата работников образования выросла лишь на 107 долларов.

Остро стоит вопрос профессионального пенсионного страхования отдельных категорий педагогических работников, который остался нерешенным, несмотря на неоднократные обращения профсоюза в правительство, Министерство труда и социальной защиты и Министерство образования с предложениями пересмотреть критерии оценки условий труда педагогических работников. Это значит, что критерии должны соответствовать особенностям организации труда всех категорий работников, указанных в перечне. Кстати, профессор и мыслитель начала ХХ века Василий Зеньковский считал, что учителю нельзя работать более 15 лет, поскольку, кроме усталости, у него еще вырабатываются «неподвижность, косность, стремление остановиться на шаблоне». И это было сказано задолго до формирования популярной ныне теории психологического выгорания представителей различных профессий, прежде всего педагогов. А сегодня и с 25-летним педагогическим стажем на досрочную профессиональную пенсию могут выйти лишь единицы, так как все остальные не соответствуют установленным критериям.

Министр образования Михаил Журавков сообщил, что Министерство образования постоянно вносит предложения соответствующим органам государственного управления по совершенствованию оплаты труда работников отрасли.

— Нельзя, чтобы образование находилось на нынешнем уровне, это просто некрасиво, — подчеркнул Михаил Журавков. — Сегодня во всем мире на первый план выходят уже не природные богатства государства, а его интеллектуальные ресурсы. И вперед стремительно движутся те страны, где это поняли. Я уверен, что в ближайшее время нам удастся исправить эту ситуацию.

Михаил Журавков сообщил, что практически каждый пятый рубль консолидированного бюджета страны идет на финансирование образования. В текущем году бюджетные расходы на образование составляют свыше 43 трлн. рублей, 90% этих средств направляются на финансирование социальных расходов: выплату заработной платы и стипендий, организацию питания, коммунальные платежи...

— Давайте будем оптимистами, — призвал педагогов министр образования. — Мы приложим все усилия, чтобы вы могли полностью отдаваться любимой работе, и будем отстаивать ваши интересы.

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 4 апреля 2015 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2015/04/78193.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.