Увеличится ли в Беларуси количество женских гимназий?

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Тема раздельного образования не оставила равнодушными наших читателей. Об этом свидетельствуют отзывы, пришедшие на публикацию «Выходить замуж нужно по любви!» (газета «Звязда» за 23 января 2013 года). Опережая ситуацию, скажу, что мнения относительно целесообразности отдельного обучения мальчиков и девочек разошлись.

Напомним позицию директора Жодинской женской гимназии Людмилы Толмачевой:

«Обучение в раздельных школах считается престижным в Европе и Америке. Очень много женских гимназий и в странах постсоветского пространства, а в Беларуси только одна...». «У раздельного образования много "плюсов". Не секрет, что стиль преподавания для девочек и мальчиков должен быть разный. Это связано с особенностями восприятия. Например, на уроках физики нам, девочкам, надо сначала объяснить, а потом показать. А мальчикам — наоборот. В обычных школах педагоги, как правило, делают ставку на мальчиков. Поэтому ту же физику успешно усваивают только девочки с мужским складом ума. Мы же делаем акцент именно на физиологических и эмоциональных особенностях девушек. И это дает свой результат». «За 21 год существования женской гимназии мы воспитали 14 стипендиатов специального Президентского фонда. Ежегодно более 90% наших выпускниц поступают в самые престижные ВУЗы. Считаем это заслугой раздельного образования». «Когда создавалась гимназия, был небольшой перекос. Гимназисток больше готовили к семейной жизни. В последние годы мы немного изменили концепцию женского образования, сделали больший упор на интеллект. Сейчас воспитываем не только хороших жен и жертвенных матерей, но и высокоинтеллектуальных девушек. Девушка, которая вышла из гимназии, должна быть самодостаточной».

Справка

Раздельная форма обучения существовала в царской России. Однако после прихода к власти большевиков в 1917 году система была упразднена, и обучение школьников обоих полов проводилось совместно. Вернуться к системе раздельного обучения было решено в 1943 году. В военных условиях она показалась тогдашним специалистам в области образования более удобной. Обучение в раздельных классах проходило в школах-семилетках. В 1954 году при активном участии родителей учеников и общественности раздельное обучение мальчиков и девочек в школах было вновь отменено (выдержка из статьи, опубликованной в российском журнале «Новости финансов», 2009 год, июль).

Ксения Кирилловна Хачатрянц, профессор, преподаватель ВУЗа с почти 50-летним стажем, в свою очередь, призывает «не спешить ломать образование по гендерному признаку». Она считает, что «раздельная форма обучения в школах могла бы способствовать замедлению развития и снижению успеваемости школьников». Чтобы не быть голословной, приводит выдержку из статьи из российского журнала «Новости финансов» за июль 2009 года: «...какого-либо положительного педагогического смысла в раздельном обучении быть не может. Прежде всего, связано это с тем, что школа не только и даже не столько образовательное учреждение, сколько общественный институт формирования личности и принципов ее функционирования в современном обществе. При разделении полов в период обучения этот фактор в значительной степени снижается». И добавляет от себя: «Моя бабушка училась в саратовской женской гимназии, которую окончила в 1907 году, и сразу поступила в Петербурге в институт. Моя мама училась в советской "смешанной" школе, которую окончила в 16 лет, и сразу поступила в институт на специальность "Строительство мостов и дорог", где была одной из лучших студенток. За ней даже закрепляли рабфаковцев, которые освоили грамоту в 15-20 лет. Впоследствии и бабушка, и мама преподавали — бабушка в политехникуме, мама — в техническом ВУЗе. Разговоры об образовании в доме звучали достаточно часто. Бабушка говорила, что этот идиотизм (раздельное образование) калечит детей на всю жизнь, и просто страх, что этот аристократ Молотов снова ввел это издевательство. Хотя в военное время какой-то смысл в этом есть. Мама позже подтверждала, что студенты из школ с раздельным обучением оказываются менее приспособленными к ВУЗам и к жизни, чем выпускники "смешанных" школ».

За комментарием мы обратились в Министерство образования Беларуси:

– Идеи раздельного образования мальчиков и девочек в школе строятся на аргументах различного восприятия ими мира, различий в их умственной деятельности, более раннего взросления девочек по сравнению с мальчиками и других аргументах, — отметила заместитель начальника управления общего среднего образования Минобразования Валентина Маевская.

Но, по мнению Министерства образования, то, что мальчики и девочки воспринимают мир по-разному, не значит, что их надо разделять в обучении.

– Наоборот, — продолжает Валентина Леонидовна, — важно, чтобы они перенимали друг у друга особенности восприятия мира. Ведь очевидно, что чем разнообразнее среда в классе, тем выше результат обучения. Когда люди вырастают в однополом окружении, у них отсутствует опыт общения и отношений, и это может привести к осложнениям в семейной жизни и воспитании своих детей. Сегодня в кадетских училищах — и мальчики, и девочки, а в классах интегрированного обучения и воспитания — дети с особенностями психофизического развития и обычные дети. Живое общение друг с другом воспитывает взаимопонимание, взаимоуважение и способствует их развитию. Поэтому мы не видим необходимости расширять в нашей стране раздельное образование.

Сегодня в Беларуси есть одна женская гимназия в Жодино, где учатся девочки, и одно суворовское училище в Минске, где учатся мальчики. Речь об их закрытии сегодня, пока они востребованы, не идет. К слову, решение об открытии, закрытии и реорганизации учебных заведений принимают местные исполнительные и распорядительные органы с учетом экономической составляющей и запросов родителей или других законных представителей детей.

Надежда Дрило. Газета «Звязда», 6 февраля 2013 года.
Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=108402&idate=2013-02-06

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.