Безопасность и ответственность детей в интернете (обсуждение за «круглым столом»)

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Личный компьютер, планшет, мобильный телефон с выходом в интернет есть сегодня почти у каждого подростка. На практике это, к сожалению, не только доступ к необъятному океану информации, но и многочасовому «зависанию» в социальных сетях и онлайн-играх, знакомство с сомнительным контентом, вирусами и вредоносными программами, а также риск стать жертвой мошенников и преступников — как виртуальных, так и вполне реальных.

Как вовремя заметить, что технологии из полезных инструментов превращаются в убийц времени? Кто и каким образом должен контролировать доступность определенных интернет-ресурсов для детей? И правда ли, что интернет-зависимость можно предупредить? Эти вопросы звучали во время «круглого стола» «Родители. Дети. Интернет». В обсуждении приняли участие психолог Минского городского детского психиатрического диспансера Наталья Литвинко, председатель правления городского общественного объединения по предупреждению жестокого обращения с детьми «Дети — не для насилия» Маргарита Пряхина, руководитель группы PR компании МТС Татьяна Курбат, адвокат юридической консультации № 2 Ленинского района столицы Анна Стрелкова, учительница математики и информатики Слуцкой гимназии № 1 Анастасия Гринкевич и ученик 11 класса этой же гимназии Павел Богушевич.


Зависит от каждого

— Согласно международному исследованию «Дети онлайн», которое состоялось в 2010 году в 25 европейских странах, в среднем дети начинают самостоятельно выходить во всемирную паутину в 9-10 лет. При этом пребывание в виртуальном пространстве 90% подростков старше 13 лет, вообще никто не контролирует... С чего начинается интернет-зависимость?

Наталья Литвинко:

психолог Минского городского детского психиатрического диспансера Наталья Литвинко

— Кроме присутствия в социальных сетях и времени, проведенного в интернете, нужно оценивать всю совокупность симптомов, иначе всех нас на 100% можно считать интернет-зависимыми. Но у интернет-зависимости есть свои признаки:

  • прежде всего это повышенная раздражительность, ощущение пустоты, депрессивное состояние, уход от реальности, нежелание общения с семьей, сверстниками, другими значимыми людьми;
  • также характерные симптомы — нарушение режима сна, пропуски приемов пищи, пренебрежение личной гигиеной.
  • Возможны головные боли вроде мигрени, боли в спине, сухость в глазах.

Прежде всего в группу риска игровой и интернет-зависимости входят подростки, которые легко увлекаются, не ощущают, как бежит время, и полностью углубляются в виртуальную реальность. Такие дети начинают пропускать школу, хуже учатся, и тогда уже родители и педагоги бьют тревогу. Как видим, при зависимости так или иначе затрагиваются все сферы жизни, но прежде всего — психическое здоровье. Сколько у нас подростков с подобными проблемами, точно сказать трудно, так как преимущественно такие обращения анонимные: мало кто хочет называть фамилии, заводить медкарточку. Непосредственно в наш диспансер обращаются, как правило, уже с осложненными случаями, с комплексом проблем...

Но, замечу, профилактику интернет-зависимости нужно начинать с раннего возраста, так как часто сами родители, не осознавая этого, приучают детей проводить время в интернете: мол, так нам проще, спокойнее, дети как будто заняты.

Напомню:

  • когда ребенку 5-7 лет, ему разрешается пробыть за компьютером не более 7-10 минут в день,
  • от 7 до 12 лет — 30 минут,
  • 12-14-летним подросткам следует находиться за компьютером не более 1 часа,
  • 14-17-летним — 1,5 часа.

Анастасия Гринкевич:

учительница математики и информатики Слуцкой гимназии № 1 Анастасия Гринкевич

— Думаю, в большинстве райцентров такая же ситуация: повсеместно есть мобильная связь, на каждую семью приходится минимум один компьютер. Даже если брать моих учеников-пятиклассников (я их классный руководитель), около 70% приходят на уроки с планшетами. Считаю, это в первую очередь вина родителей. Наверняка, им проще дать ребенку планшет: пусть лучше на перерывах читает или играет, чем по коридорам бегает, а то еще нос разобьет... Правда, с агрессией, нежеланием учиться, ухудшением отношений с другими людьми из-за интернет-зависимости я в своей практике не сталкивалась. Но, полагаю, тревогу надо бить уже тогда, когда у подростка нет других занятий и интересов, кроме интернета.

Маргарита Пряхина:

председатель правления городского общественного объединения по предупреждению жестокого обращения с детьми «Дети — не для насилия» Маргарита Пряхина

— Я не спешила бы обвинять в недосмотре всех родителей: многие просто не знают об опасности интернета или склонны ее недооценивать. Думаю, нужно проводить просветительскую работу в первую очередь с родителями, чтобы они понимали, при каких обстоятельствах их дети могут попасть в группу риска интернет-зависимости. По нашим опросам, 98% детей сидят в социальных сетях. Но не все они станут зависимыми...

Наталья Литвинко:

— Безусловно. Для меня, как для мамы подростка, этот вопрос также актуален. В наибольшей степени интернет-зависимости подвержены те же дети, которые подпадают под все другие зависимости — алкогольную, наркотическую, пищевую и т. д. Здесь играют свою роль и наследственные факторы, и социальное положение семьи, и эмоциональное состояние ребенка, и хронический недостаток здоровых ярких впечатлений. Просто именно в подростковом возрасте этот риск увеличивается для всех из-за неустойчивости, незрелости психики.


Виртуальность с последствиями

— Занятость на работе, нехватка времени, сил, денег — все это должно отойти на второй план, когда речь идет об ответственности. Какими конкретными неприятностями может откликнуться бесконтрольное пребывание детей в интернете?

Анна Стрелкова:

адвокат юридической консультации № 2 Ленинского района столицы Анна Стрелкова

— К сожалению, об ответственности за слова и поступки, совершенные подростками в сети, родители часто узнают постфактум, через телефонный звонок сотрудников милиции, либо через получение искового заявления о возмещении материального или морального ущерба, причиненного необдуманными действиями подростка. Наиболее часто к ответственности интернет-пользователей привлекают за клевету и оскорбление. Клевета — это распространение ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого человека, оскорбление — унижение чести и достоинства человека в грубой (необязательно нецензурной) форме. Наверное, все слышали, что эти действия влекут за собой административную ответственность (как, скажем, переход улицы в неположенном месте). Но клевета и оскорбление, совершенные через интернет, подпадают под уголовную ответственность! Оставляя оскорбительные комментарии под статьями или записи в социальных сетях, далеко не все подростки понимают, что виртуальное пространство — это публичное место, фактически СМИ и что записи увидит неограниченный круг людей. Да, эти действия не несут большой общественной опасности, и если мы говорим о подростке до 18 лет, то он не сядет в тюрьму, а, скорее всего, получит штраф (максимальный — до 2,6 млн. рублей) в случае если имеет самостоятельный заработок, либо арест. Но уголовная ответственность — это пятно на всю жизнь. В 15-16 лет мало кто из подростков задумывается, но позже из-за этого для них будут «отрезаны» определенные возможности... Другая сторона медали — привлечение к гражданской правовой ответственности, т.е. определенные материальные обязанности, возлагаемые на родителей (до 14 лет подростка) или на ребенка (от 14 до 18 лет). В случае, если у несовершеннолетнего лица в возрасте от 14 до 18 лет отсутствуют самостоятельные средства или имущество, достаточные для возмещения ущерба, ущерб должен быть компенсирован родителями.

Но на клевете и оскорблении Уголовный кодекс не заканчивается. Ответственность интернет-пользователям придется нести, например, за нарушение тайны переписки (для этого достаточно факта взлома чужого аккаунта), распространение сведений, составляющих личную или семейную тайну человека.

Павел Богушевич:

ученик 11 класса Слуцкой гимназии № 1 Павел Богушевич

— Лично мне не часто приходилось сталкиваться с «троллями», которые открыто или косвенно провоцируют других на агрессию или эмоциональные высказывания. Как правило, подобные баталии разворачиваются в социальных сетях. Я к этому отношусь не то чтобы с недоверием — скорее, с улыбкой: как можно всерьез воспринимать подстрекательство в письменном виде, если все это неизвестно кем написано? Разве это та личность, к мнению которой стоит прислушиваться? Иногда, естественно, подмывает резко ответить — например, когда множество людей обсуждают твой любимый футбольный клуб и если ты знаешь, кто стоит за конкретным комментарием. Но и тогда сдерживался. Лично мне несложно контролировать себя в процессе интернет-переписки — наверное, потому, что все это воспринимаю как игру, не серьезные споры о смысле бытия.

— Коллега, мать троих детей, рассказала довольно распространенный случай: на даче летом дочь 12 лет с кем-то договаривается по телефону, что пойдет кататься на велосипедах. Хорошо, что у матери есть привычка уточнять, кто звонит. Оказывается, на прогулку старших детей пригласил взрослый, с которым они недавно познакомились в соцсетях и виделись живьем буквально один раз...

Татьяна Курбат:

руководитель группы PR компании МТС Татьяна Курбат

— Хорошо, что мама, в принципе, интересуется такими вещами. По нашим данным, 70% детей в возрасте 9-10 лет присутствуют в сети без минимального родительского надзора. И чем старше ребенок, тем меньше родители его контролируют, что коренным образом неправильно. Как здесь уже упоминали, начинать образование нужно не с детей, а с родителей, так как это очень существенная группа риска. Статистика свидетельствует: взрослые в возрасте 35+, к сожалению, владеют основными правилами поведения в интернете меньше своих детей. Самое ошибочное, что могут сделать родители, — начать их ограничивать. В таком случае у подростков сразу возникает внутренний протест и желание сделать наоборот. Нужно повышать степень доверия к родителям — только тогда ребенок будет рассказывать обо всем, что с ним происходит не только в реальной, но и в виртуальной жизни.

Маргарита Пряхина:

— Мы проводили опрос почти 500 подростков по Минску и Минской области и выяснили, что около 40% из них общаются в сети с незнакомыми людьми или с теми, кого знают только через интернет, — фактически, с теми же незнакомцами. Более половины подростков говорили о том, что встречались с виртуальными друзьями в реальности, и, вместе с тем, 35% опрошенных отмечали, что эти друзья не соответствовали тому, как они описывали себя в интернете. Поэтому на протяжении уже 6 лет во время занятий с подростками мы стараемся объяснять, какая есть опасность и какие последствия может вызвать тот или иной поступок.

Павел Богушевич:

— За всех говорить не могу, но ко мне в интернете абсолютно незнакомые люди никакого интереса не проявляли, как и я к ним. В виртуальности общаюсь не просто с людьми, с которыми знаком, а с определенным кругом друзей. Родители и учителя еще в детстве научили тому, что не все люди, которые проявляют к тебе интерес, хорошие и желают тебе всего наилучшего. Это как объяснить малышу: незнакомый дядя может подойти с конфетой, но брать ее не надо. Интернет — абсолютно такой же мир, только не физический, а виртуальный, и в нем также есть безопасные места, где можно спокойно ходить и играть. А есть «дяди с конфетами» и страшные вещи.

— Одна из таких вещей — кибербуллинг. Все мы помним фильм «Чучело», героиню которого изводили всем классом. Теперь то же самое часто происходит в виртуальности — подростку угрожают, унижают его и обещают выложить унизительное видео в интернете... Каким образом взрослые могут заметить и предотвратить эти явления?

Маргарита Пряхина:

— Около 40% подростков из Минска и столичной области сталкивались в интернете с жестокими оскорблениями в свой адрес. Примерно в половине случаев оскорбления не имеют конкретного авторства. Только 6% отметили, что говорили об этом родителям. И на тренингах, где моделируем подобные ситуации, подростки признаются, что не скажут родителям, если столкнутся с кибербуллингом, поскольку «будет еще хуже, мама или папа придут в школу и начнут разбираться, а надо мной только станут насмехаться». Безусловно, такие вещи — создание сайтов, содержание которых оскорбляет подростка, выкладывание оскорбительных видео, рассылка СМС-сообщений, которые в любой момент может увидеть любой человек, — это огромный стресс и страх для ребенка. Хорошо, если проблему удается решить. Но были случаи, например, в России, когда доходило до суицида. Специалисты управления «К», с которыми мы сотрудничали, говорили, что можно обратиться с заявлением в милицию, но многие родители этого не делают...

Анна Стрелкова:

— Здесь надо учитывать человеческий фактор. Иногда сотрудникам правоохранительных органов, занятым раскрытием серьезных преступлений, кажется, что не стоит тратить время на детскую шалость. Чем более напористо и настойчиво будут действовать в таком случае родители, тем быстрее дело сдвинется. С помощью Управления «К» можно сделать обращение даже в другое государство, если сервер расположен на его территории, и администратор сайта сообщает, с какого IP-адреса было отправлено то или иное сообщение или на кого зарегистрирован определенный сайт. Правда, к сожалению, это дело — не быстрое. Только в кино злодеев вычисляют за час. На самом деле потребуется не один месяц и большой запас нервов. Это единственный цивилизованный способ, в том числе для того, чтобы потом самому не давать объяснения в милиции с позиции подозреваемого или обвиняемого.

Наталья Литвинко:

— Хотелось бы напомнить и о психологической помощи, которую могут получить родители и дети, позвонив на телефон доверия (017) 246 03 03. Если понадобится, дежурные также подскажут телефон «горячей линии» МВД для жертв насилия и проконсультируют, к каким специалистам еще можно обратиться. В том числе и за психологической, и за медикаментозной помощью. Во многих центрах внешкольной работы, территориальных социально-педагогических центрах постепенно создаются специальные «комнаты опроса», так как для некоторых подростков тяжело и страшно обращаться в милицию, публично озвучить свои проблемы.

Анастасия Гринкевич:

— Думаю, определенные меры должны принимать и педагоги, особенно классные руководители. Дети же проводят полдня в школе, поэтому кто, как не классный руководитель, видит и может влиять на их поведение? Была ситуация: в группе 10-го класса в соцсетях вывесили общую фотографию класса, где одной девушке зарисовали лицо. Естественно, ей это было очень неприятно. Она пожаловалась маме, а мама позвонила мне. Я объяснила в классе, что такие вещи — не шуточки, а действия, которые могут быть наказаны. Но дети все-таки жестокие, и как бы ты ни говорил им, что нельзя унижать и обижать одноклассника, назавтра это забывается и находится новый «объект» для шуток. Поэтому я делала упор именно на ответственность, в том числе родителей, — кажется, это сработало.


Рассказать, показать и дать попробовать

— Как говорится, любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Думаю, это справедливо и для интернет-опасности — информационная профилактика помогает предотвратить многие опасные ситуации...

Татьяна Курбат:

— Возраст вхождения детей в интернет сегодня составляет 7-8 лет, поэтому работать с ними нужно как можно раньше. В течение почти 2 лет, что мы проводим образовательный проект «Дети в Интернете», выяснилось: в вопросах интернет-грамотности и безопасности, владения технологиями учителя не являются авторитетом для детей... Опытным путем узнали, что проводить уроки повышения интернет-образованности нужно в 1-2 классах, так как старшеклассники нам расскажут все сами. Разработчики программы, специалисты факультета психологии МГУ, придумали живую и увлекательную для младших школьников форму подачи информации, мы выбрали персону, которая выступает авторитетным и интересным рассказчиком, человеком с исключительно позитивным имиджем, к тому же имеет педагогическое образование. Таким человеком стал известный певец и телеведущий Георгий Колдун. Программа урока, рассчитанная на 45-60 минут, состоит из мультимедийной презентации и методической части. Основные правила безопасного интернета преподаются в игровой, интерактивной форме. Мы не говорим детям, что интернет — это страшное зло. Наоборот, рассказываем, что это очень интересно и полезно. Надо только уметь пользоваться технологиями и правильно себя вести. Значимость этого проекта мы для себя видим в том, чтобы включить в диалог все поколения и все группы заинтересованной аудитории. Это и дети, и учителя, и родители.

Теперь поток желающих принять у себя урок интернет-безопасности настолько огромный, что в «листе ожидания» сегодня стоят около 47 школ. Понятно, что мы одни не сможем охватить все школы страны. Поэтому на недавней встрече с представителями системы образования предложили такой вариант: проводить обучающие семинары для старшеклассников, чтобы они позже сами обучали младших. И очень хочется, чтобы к этой социальной миссии, к диалогу поколений присоединялось как можно больше людей.

Павел Богушевич:

— У меня есть младший брат Миша. Ему 8 лет и он учится в 1 классе нашей школы. Пока у него нет никакого интереса к интернету, он больше увлекается сборкой конструктора «Лего». Но формально мы уже пользуемся сетью. В гимназии углубленное изучение английского, и когда им задают повторить несколько новых слов, то я захожу в интернет-словарь, набираю это слово и с помощью транслятора слушаем его произношение, с правильными ударениями. Мне кажется, это прекрасно: ребенок в 8 лет знает, что в интернете есть такая классная вещь, как онлайн-переводчик, которая поможет в учебе.

— Существует великое множество полезных сайтов, где в доступной и интересной форме излагаются основные принципы и правила безопасного поведения в интернете. Есть отличные презентации на сайтах министерств внутренних дел Беларуси и России, существуют современные, в том числе бесплатные, антивирусы и программы родительского контроля в интернете. Но главное — включить не только кнопки таймеров и антивирусов, а включить себя, взрослого, в то, чем живет и интересуется ребенок. Что еще следует сделать, чтобы потом не «бежать за поездом»?

Татьяна Курбат:

— Надо добиться того, чтобы ребенок вам доверял. Только тогда можно совместно войти в этот огромный, где-то опасный, но преимущественно полезный и интересный виртуальный мир. Повышая уровень интернет-образованности своих детей, не забывайте о том, что это следует делать и самим.

Анастасия Гринкевич:

— На уроках ОБЖ в школе детям дают определенные базовые правила — например, о том, что нужно быть осторожными с огнем или не идти никуда с незнакомым человеком. Правила безопасного поведения в интернете, насколько я знаю, в школьной программе пока не преподаются. Видимо, следует ввести этот курс, причем не только для младших классов. «Повторение — мать учения», поэтому следует периодически повторять курс с поправками на возраст и интересы учащихся.

Маргарита Пряхина:

— Такие тренинги уже разработаны нашими специалистами и представителями Минобразования при поддержке ЮНИСЕФ, и со следующего учебного года они будут включены в школьную программу, пока только факультативно, а в будущем, возможно, станут обязательными.

Наталья Литвинко:

— Я согласна, что подобные проекты с участием специалистов различных сфер нужно разрабатывать для детей разных возрастов. Но никакая разъяснительная работа не поможет, если родители не будут принимать определенные меры. Надо создавать альтернативу «зависанию» в интернете — спортивные мероприятия, различные кружки и секции, развлечения, в том числе совместные. Очень важно показать детям, что есть другой мир и что нужно уметь общаться с людьми, прежде всего, в реальности.

Анна Стрелкова:

— Ни одну проблему нельзя решить через систему запретов и наказаний. Для профилактики правонарушений в интернете было бы не лишне организовывать встречи старшеклассников с сотрудниками правоохранительных органов, которые могли бы уберечь от тех или иных ошибок, напомнить о последствиях определенных поступков. А исключительно по-человечески я считаю, что главное в жизни — это семья, и прекрасно, если родители станут для своего ребенка старшими друзьями и советниками, а не карателями, которых надо бояться.

Павел Богушевич:

— У каждой проблемы есть свои истоки. Почему дети сидят в интернете, когда в окружающем мире существует столько всего интересного? Мне кажется, большинство таких людей просто не знают, чем себя занять: тут посмотрел видео, там прочитал новости, здесь зацепился глазом за фото — а конкретно ничего не сделал, только время потратил. Все зависит от каждого конкретного человека, от того, как его воспитали родители, что в него вложили педагоги. Кого-то не надо ограничивать, достаточно сказать, например: «Ты играешь на трубе — вот тебе сайт с видеоуроками и нотами, здесь можно делиться с единомышленниками своими достижениями» — и все, проблема практически решена, человек нашел то, что ему интересно. А другому человеку, более зависимому от чужих мнений и склонному делать «как все», наверное, нужно уделить больше внимания, оказать конкретную помощь.

Виктория Телешук. Газета «Звязда», 20 марта 2014 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2014/03/35859.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.