Почему результатов ЦТ нужно ждать 2 недели

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Централизованное тестирование в нашей стране приближается к своему завершению: абитуриентам осталось сдать только три дисциплины. А в России тем временем уже активно обсуждаются результаты Единого государственного экзамена (ЕГЭ)

Например, тот факт, что средний балл ЕГЭ по физике существенно вырос, порадовал не всех. Есть мнение, что контрольно-измерительные материалы по этому предмету оказались чрезвычайно простыми и шаблонными. Между прочим, тесты станут точкой отсчета при подготовке абитуриентов будущего года. Поэтому демонстративное снижение их сложности может повлечь дальнейшую деградацию знаний выпускников.

Показатель по профильной математике, нужный тем, кто сдает этот предмет при поступлении, вырос более чем на три балла. Существенно выросли также средние тестовые баллы по обществоведению, химии, русскому языку и литературе. Кстати, российский министр образования уже высказался за введение в перспективе на экзамене по истории и русской литературе устного компонента. «Безусловно, это еще требует обсуждения профессиональным сообществом, поскольку первоочередная задача ЕГЭ — объективная оценка учебных достижений выпускников школ. Поэтому в зависимости от той степени объективности, которую удастся сохранить при введении устной части, мы будем ее вводить», — заявил журналистам Дмитрий Ливанов.

А для белорусских абитуриентов наступает самый страшный час. В первую очередь нужно дождаться своих баллов ЦТ, а потом попробовать сопоставить их с результатами своих потенциальных конкурентов. Многие участники ЦТ не понимают, почему тестовые работы проверяются так долго.

— Потому что процесс проверки сдерживает верификация, — объясняет директор Республиканского института контроля знаний Николай Феськов. — Современное программное обеспечение не гарантирует стопроцентного качества перевода рукописного текста в электронный формат. Поэтому на верификаторов возложена задача — проследить за правильностью распознавания техникой символов на бланках. Хочу подчеркнуть, что делается это исключительно в интересах абитуриентов. Аккуратностью они, к сожалению, не отличаются, а многие и вовсе вместо печатных букв используют прописные. Примерно каждый двадцатый абитуриент допускает во время регистрации хотя бы одну ошибку. Компьютер может принять цифру «3» за цифру «8» или «1» за «7», если она написана неаккуратно. А человек это видит и предупреждает ошибку, которая может абитуриенту очень дорого стоить. Или, например, компьютер может неправильно прочитать фамилию абитуриента, поэтому и сертификат будет выписан потом с ошибкой в фамилии или в паспортных данных.

Но вмешаться в процесс проверки тестовых заданий верификаторы не могут, так как программное обеспечение запоминает любое сделанное ими исправление. Каждый верификатор работает под своим паролем. Причем верификация проводится два-три раза разными людьми и фактически один контролирует другого. А в хранилище есть еще и бумажный бланк ответов, который можно в спорной ситуации сверить с электронным изображением.

На верификации в Республиканском институте контроля знаний задействованы преимущественно девушки-студентки. В институте убедились, что девушки больше подходят для монотонной работы. К претендентам на дополнительные заработки предъявлялись два основных требования. Они не могут участвовать в этом году в централизованном тестировании и не должны курить. Работа по верификации требует максимальной концентрации внимания, поэтому рабочая смена длится только четыре часа. С 9 часов утра до 21 часа за компьютерной техникой меняются три смены.

Одним из самых распространенных мифов является мнение, что можно быть абсолютно несведущим в определенной области знаний и, вместе с тем, на тестировании «натыкать» на минимальный проходной балл.

— Я с уверенностью могу сказать, что если просто расставить «галочки» наугад, получить проходной балл невозможно, — опровергает эту мысль министр образования Михаил Журавков. — Тем более мы в этом году увеличили количество заданий категории В, где нужно давать свой собственный ответ. В то же время количество заданий, где необходимо просто поставить «галочку», сократилось. Так что абитуриенту придется самостоятельно решать задачи и примеры. Вероятность угадывания существенно уменьшилась. И вообще, это легенда, что можно прийти, расставить крестики и получить положительную оценку, фантазии родителей и их детей...

Еще одна распространенная претензия оппонентов ЦТ — невозможность проверить на тестировании творческие способности абитуриентов.

— Как самые простые, так и более сложные задания требуют от абитуриентов на ЦТ определенной творческой деятельности, — не соглашается Николай Феськов. — Неужели задание, где нужно установить зависимости видового состава растительности от типа почвы, температурных показателей и количества влаги, не содержит элементов творчества? Между прочим, есть ли вообще потребность в проверке так называемых творческих способностей абитуриента именно на экзамене? Скажем, курсант автошколы во время экзаменов по вождению автомобиля должен продемонстрировать экзаменатору навык управления транспортным средством, а не безупречно объяснить и показать на схеме правила его парковки на проезжей части улицы. По такому же алгоритму проходят любые экзамены по фиксации конечного результата обучения.

Приведу еще один пример. Абитуриентам на ЦТ предложили определить площадь прямоугольника. Простое задание выполнили 85% от общего числа участников. С заданием на вычисление площади кухни справились уже только 72%. Когда же абитуриентам предложили определить площадь прямоугольного куска стального листа, который отрезали от огромного рулона металла, с заданием справилась только 44% участников ЦТ. Между прочим, все три задания — одного уровня сложности. На мой взгляд, дело в том, что абитуриенты плохо владеют абстрактным мышлением. Считаю, что в школе нужно больше внимания уделять заданиям с так называемым компетентностным подходом.

Некоторые абитуриенты не довольны тем, что организаторы централизованного тестирования не позволяют ознакомиться со своей тестовой работой уже после ее проверки.

— Тестовые технологии не предусматривают ознакомление участников тестирования со своими работами — это общемировая практика. Мы опираемся на опыт польской, голландской, российской и других систем тестирования, — объясняет Николай Феськов. — Централизованное тестирование — это массовая форма проверки знаний. Представьте себе, что тестирование по государственному языку одновременно проходят более 70 тысяч человек. Как можно каждого из них ознакомить с экзаменационной работой? Это даже физически невозможно.

Что касается нарушений во время проведения ЦТ, то их в этом году регистрируется немного. По итогам восьми предметов 12 человек были удалены вследствие допущенных нарушений. Трое из них — за использование на экзамене шпаргалок. Один перепутал бланки. Остальные — за то, что пронесли в экзаменационную аудиторию мобильные телефоны.

Выявление мобильного телефона всегда означает только одно — отстранение от дальнейшего участия в централизованном тестировании и удаление из аудитории. Причем для организаторов ЦТ не имеет значения: звонил телефон или нет, пользовался абитуриент своим мобильником во время экзамена или просто держал его в своем кармане.

Те, кто нарушил правила участия в централизованном тестировании, не смогут сдать пропущенный экзамен в резервный день — 2 июля. Кстати, регистрация на тестирование в резервный день началась сегодня и продлится по 29 июня (в субботу и воскресенье абитуриентов ждут с 9.00 до 18.00, в остальные дни — до 19.00). Обращаться с документами, подтверждающими причину неявки на ЦТ в основной день, надо в Белгосуниверситет, Брестский государственный технический университет, Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, Витебский государственный технологический университет и Гомельский государственный технический университет. Местом проведения ЦТ 2 июля определен Белорусский государственный университет. Сдать тест в резервный день смогут и абитуриенты, которые пришли в пункты проведения ЦТ, но не смогли дописать тест по состоянию здоровья (такие факты регистрировались непосредственно в месте сдачи экзамена).

Надежда Николаева.

 

Каждый год в июне на Республиканский институт контроля знаний обрушивается шквал звонков и писем от возмущенных абитуриентов и их родителей. Сначала телефоны обрывают молодые люди, которые забыли зарегистрироваться на ЦТ и оформить пропуска на экзамен в установленные сроки. Потом выясняется, что некоторые из абитуриентов сдали свой паспорт в посольство и желают пройти на экзамен по другому документу, например, по водительскому удостоверению, или по ксерокопии паспорта. Некоторые умудряются отнести свой паспорт в посольство сразу после сдачи последнего теста, вот только не знают теперь, как узнать о полученных баллах, потому что не догадались выписать свои паспортные данные. Но есть и такие, кто просто оскорбляет организаторов ЦТ, демонстрируя при этом полную неосведомленность в вопросах проведения приемной кампании.

— У меня столько вопросов, что проще переформулировать их в один: «Когда вы начнете работать для народа, а не против него? Лучше не рождаться тому человеку, который сдает ЦТ», — пишет один из таких авторов.

«Работайте быстрее и тщательнее. 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Никаких перерывов. Хватит бока отлеживать! Позорите почетное имя гражданина Беларуси своей вопиющей медлительностью», — поучает организаторов ЦТ еще один автор.

«Самое печальное, что мы вынуждены на все подобные обращения отвечать, вместо того, чтобы сосредоточиться на своей основной работе, пока еще продолжается тестирование и проверяются работы его участников», — констатирует директор института Николай Феськов.

Газета «Звязда», 26 июня 2015 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2015/06/89350.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.