Студент БГУИР Виталий Корниенко: как «запрограммировать» успех

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

О белорусских программистах, а точнее, об их зарплатах, сегодня ходят буквально легенды, поэтому тысячи парней и девушек, которые только заканчивают школу, надеются оказаться среди «избранных». Чтобы понять, что ждет будущего студента во время обучения и почему деньги «соблазняют» не всех, корреспондент «Чырвонай Змены» побеседовал со студентом третьего курса факультета компьютерных систем и сетей Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники Виталием Корниенко. Он является стипендиатом Президентского фонда по поддержке талантливой молодежи, отлично учится, участвует в олимпиадах по математике и программированию и выражает любопытство к науке. Еще Виталий является капитаном сборной университета по высшей математике. Каким был его личный «алгоритм» на пути ко всему этому?


Не «потеряться» в столице

– Классе в четвертом родители показали мне, как программировать на «Паскале». Вспомнили, что сами когда-то умели это делать. Родители, кстати, не программисты. Мама – бухгалтер, а папа – инженер. Тем не менее они познакомили меня с более простой программой, которая умножала два числа. Мне тогда это показалось суперувлекательным и, пожалуй, поддержало дальнейший интерес к программированию.

Все школьные годы я участвовал в олимпиадах по математике. Многие благодаря победам на предметных олимпиадах без экзаменов зачисляются в университеты, но у меня в 11 классе не получилось занять одно из первых мест, поэтому пришлось вместе со всеми сдавать централизованное тестирование по математике, физике и русскому языку. Я имел в сумме 369 баллов, а проходной балл на мой факультет составлял 324. Когда сдал тесты, понял, что так намного легче стать студентом: задания ЦТ значительно проще олимпиадных. Когда я решал, что дальше делать – оставаться учиться в родном Гродно или поехать в Минск, – некоторые учителя и преподаватели говорили мне, что в столичном ВУЗе большая конкуренция, легко «потеряться», и сложно будет заявить о себе. Но эти опасения оказались несколько надуманными.


Выбрать правильное направление

– Многие идут работать еще во время учебы – чтобы получить опыт, который в будущем позволит стать более высокооплачиваемым специалистом. Но я решил, что сейчас мне прежде всего нужны знания, которые я могу получить именно в университете. Кстати, сейчас наиболее востребованы веб-технологии и разработка мобильных приложений. Заниматься последним я не пробовал, а вот с веб-технологиями немного знаком. Только, сказать по правде, это направление программирования меня не особенно привлекает. Интереснее заниматься алгоритмами. Один из способов их использования, который можно объяснить «человеческим» языком, это сервис разработки маршрутов движения на улицах. Чтобы предоставить пользователю наиболее рациональный маршрут из пункта А в пункт Б, нужно учесть много факторов: и транспортную загруженность улиц, и разрешенную скорость движения, и нужды конкретного пользователя (одному важно потратить как можно меньше времени, а для второго решающее значение имеет стоимость проезда и т. д.) Программист должен сделать так, чтобы система предложила лучший вариант пути плюс еще несколько альтернативных.

студент третьего курса факультета компьютерных систем и сетей Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники, стипендиат Президентского фонда по поддержке талантливой молодежи Виталий Корниенко

Есть еще одно направление, которое меня интересует. Это биоинформатика. Наследственный материал организма, его геном – это, в конце концов, тоже информация. Но теперь стало возможным перенести ее из пробирки в компьютер и исследовать там. В мире биоинформатика используется очень широко: например, для выявления родственных связей между организмами, в разработке лекарств... Технологии намного сокращают процесс исследований. Чтобы понять, какое вещество лучше воздействует, например, на вредную бактерию, можно отобрать тысячи веществ и для каждого из вариантов провести множество клинических испытаний, а можно с помощью компьютерных технологий значительно сократить радиус поиска.


Найти дело по душе

– Абитуриентам, которые хотят стать студентами-программистами, наслушавшись о престижности и перспективности профессии, я посоветовал бы более серьезно относиться к своему выбору. Некоторые идут учиться даже несмотря на то, что интерес к этому занятию отсутствует напрочь. Потом им очень трудно, а некоторым даже приходится бросать учебу. Я знаю такие примеры. Любое дело, которому собираешься себя посвятить, должно прежде всего быть по душе, – уверен Виталий.

– В программировании есть определенные базовые вещи, которые должен знать и понимать каждый. Например, на первом курсе мы изучали три языка программирования плюс базовые вещи по алгоритмизации, объектно-ориентированному программированию и многого другого. На головы студентов упало много информации. Думаю, что людям, которые до поступления не имели хоть какого-то представления обо всем, что нам дали тогда преподаватели, пришлось тяжеловато.


Почувствовать олимпиадный адреналин

– Я участвую в олимпиадах по математике, программированию, а также посещаю клуб дебатов на английском языке. Капитан сборной университета по высшей математике – это организационная работа.

Не знаю, можно ли сравнивать предметные олимпиады со спортивными по накалу эмоций, но олимпиады по математике и программированию в этом смысле точно разные. В первом случае тебе дается лист с заданиями, которые ты спокойно решаешь в течение пяти часов. Никак нельзя понять, справились уже конкуренты с решением либо безнадежно отстают. Однажды недалеко от меня сидел парень, который имел неуверенный и печальный вид. Я был одним из лидеров, почти уверенным в хорошем результате и даже пожалел этого бедолагу. А потом выяснилось, что он набрал наибольший балл.

Олимпиада по программированию – совсем другое дело. Таблица результатов в течение олимпиады доступна всем: и командам, и болельщикам, которые следят за развитием событий через интернет или смотрят на большое табло в специальном зале. Можете себе представить, какая нервная атмосфера царит на таких соревнованиях. В интерактивном режиме изменяются результаты и, соответственно, – места команд в таблице. Кто-то вырывается вперед, но у того, кто отстает, также есть все шансы исправить ситуацию. Однако не надо забывать, что главная задача команды из трех человек, на которых дается один компьютер, – не волноваться, а вовремя написать программу и отправить ее на тестирование. Плюс ставится в том случае, если все тесты пройдены.

Анна Гарустович. Газета «Звязда», 30 апреля 2013 года.
Оригинал на белорусском языке: old.zviazda.by/ru/pril/article.php?id=111488

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.