Победитель республиканского конкурса «Учитель года-2014» Виктор Жук: «Учитель — полководец, ведущий всех вперед»

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Такое кредо у молодого педагога Виктора Жука, который стал фаворитом одновременно и взрослого, и детского жюри

Придумайте первые приветственные слова только что назначенного классного руководителя, способные привлечь внимание школьников... Какова формула успеха современного педагога?.. Что нужно сделать, чтобы дети читали книги?.. От чего зависит качество подготовки будущего учителя?.. Вопросы буквально сыпались на головы суперфиналистов республиканского конкурса профессионального мастерства «Учитель года-2014», которые стояли на сцене Академии последипломного образования.

Первое испытание суперфинала представляло собой «пресс-конференцию» из вопросов и ответов: на размышление участникам давалось 30 секунд, но никто отведенным лимитом времени не пользовался. И это правильно, так как в действительности 30 секунд для учителя — настоящая роскошь. Его реакция должна быть мгновенной...

Но обо всем по порядку. Напомним, что суперфиналу конкурса профессионального мастерства педагогов предшествовал финал, в котором приняли участие 49 лучших педагогов со всей страны — победители областных и минского городского этапов республиканского конкурса в семи номинациях. А в суперфинал вышли только 7 лучших, которые победили в финальной части соревнований: каждый — в своей номинации. Таким образом в суперфинале встретились учитель истории из средней школы № 11 г. Молодечно Виктор Жук, учитель начальных классов средней школы № 3 г. Глубокое Светлана Мацулевич, учительница немецкого языка средней школы № 73 г. Минска Наталья Грушко, воспитатель яслей-сада №19 «Пролеска» г. Жодино Татьяна Залевская, учитель информатики базовой школы № 10 г. Новополоцка Владимир Тиманович, учительница русского языка и литературы Сновской средней школы Несвижского района Инна Винник и учительница изобразительного искусства средней школы № 1 г. Новополоцка Ирина Ходаненок.


«Понимаю теперь, почему»

«Аристотель утверждал, что познание начинается с удивления, а чем вы удивляете своих учеников?» Такой вопрос достался учителю истории из средней школы № 11 Молодечно Виктору Жуку. «Разными нестандартными подходами к организации уроков. Я могу удивить своих учеников, прихватив на урок исторические артефакты, а могу прийти в доспехах или пригласить тех, кто придет на урок в костюмах разных исторических эпох», — ответил молодой педагог.

учитель Виктор Жук
Виктор Жук: «Кому принадлежат слова: "Дайте девушке пару туфель на шпильках... и она завоюет весь мир?"»

«Как вы понимаете высказывание Жан-Жака Руссо: "Искусство заключается в том, чтобы не воспитывать"?» — продолжали допытывать молодого историка ведущие суперфинала. «Я понимаю высказывание французского философа эпохи Просвещения следующим образом: ребенок сам должен учиться, глядя на своего учителя. Ведь тому же философу принадлежат и другие слова: "Нет ничего более глупого, чем навязывать свою точку зрения воспитаннику"», — парировал учитель из Молодечно.

Настоящим праздником в суперфинале стал 20-минутный урок на сцене на тему «Понимаю теперь, почему». Честно говоря, трудно было представить себе, как эту общую для всех суперфиналистов тему можно раскрыть на уроке информатики или немецкого языка.

«Почему люди ленятся изучать иностранные языки? Нам буквально через час придется встречать немецкую делегацию. Нужно подготовить несколько фраз для приема гостей. У нас с вами на это есть 10 минут», — предложила «классу» учительница немецкого языка из средней школы № 73 г. Минска Наталья Грушко. Между прочим, в роли «учеников» выступали коллеги-финалисты, которые хоть и выбыли из борьбы, но с большой охотой и юмором подыгрывали своим более удачливым конкурентам. По крайней мере, немецкий язык из них не знал никто.

— Поверьте, каждый из вас знает как минимум 8 немецких слов, и я вам сейчас это докажу. А поможет мне наш родной белорусский язык, — успокаивала учительница. — teller (талерка), palast (палац), zucker (цукар), farbe (фарба), pinsel (пэнзаль)...

Вы бы только видели, с каким рвением «ученики» учили фразу: «Herzlich willkommen in Belarus».

Наталья Грушко: «Немецкий язык очень простой. Не надо бояться...»
Наталья Грушко: «Немецкий язык очень простой. Не надо бояться...»

А на уроке учителя информатики из Новополоцка Владимира Тимановича стояла задача подтвердить, что успех можно... запрограммировать. В конце урока Виктор Тиманович доказал всем, что алгоритмы окружают нас на каждом шагу, приведя в качестве доказательства фразы из любимых советских мультиков: «Раз ромашка, два ромашка, три ромашка, а я четвёртую сорвал!»; «Входит и выходит, входит и выходит»; «Если я ему подарю цветок, то он его съест»... И озвучил свой алгоритм достижения успеха: от молодого специалиста до успешного учителя.


Миссия — открывать двери

Виктор Жук на своем уроке истории сначала предложил классу разгадать интерактивный кроссворд, в котором нашлось место не только Наполеону и Цезарю, но и Чаплину со Стивом Джобсом и Мэрилин Монро. Все эти люди очень разные, но каждый из них в определенный отрезок времени оставил в истории свой след. Ключом к кроссворду оказалось слово «Личность». Естественно, урок был посвящен роли личности в истории человечества. Кастусь Калиновский, Давид Гродненский и Тадеуш Костюшко... Чем прославились эти люди и какие мотивы ими двигали? Проблем с ответами не было. «Ученики» тянули руки... В заключение учитель прочел собственный стих, который отражает его педагогическое кредо. Свое предназначение он видит в том, «чтобы открывать двери тому, кто упорно кричит "Почему?"».

Владимир Тиманович
Владимир Тиманович: «Составляем алгоритм наших действий. Как добыть у соседа снег летом?»

Последним испытанием суперфинала стало публичное выступление на тему «С надеждой, верой и любовью». Некоторым из конкурсантов удалось вызвать у болельщиков и коллег не только овации, но и слезы... Владимир Тиманович, например, сумел растрогать детское жюри: «Сейчас я стою на пороге значительного события, которое позволит переосмыслить многие ценности и укрепиться в своих педагогических взглядах — я готовлюсь стать отцом. Все, о чем я сейчас думаю и что чувствую, я постарался изложить в письме к своей дочери». Письмо получилось настолько трогательным, что можно было только посочувствовать конкурсанту, которому пришлось выходить следом на сцену. Наталья Грушко написала стихотворение о том, как влюбилась в свою будущую профессию еще в детстве и как она пришла в родную школу уже в качестве педагога. А Виктор Жук начал выступление с притчи:

— Путник увидел трех рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки. И поинтересовался у каждого из них, что они делают? Первый ответил, что «толкает тачку, пусть она провалится». Второй сказал, что зарабатывает на хлеб для своей семьи. А третий с гордостью произнес: «Я строю храм!»

По признанию Виктора, его собственная педагогическая формула заключается в трех компонентах. Первый — это вера в то, что его ученики будут успешными. Второй — это надежда на их счастливое будущее. И третий компонент — это любовь к своей профессии, позволяющей воспитать мыслителя и творца.


Время молодых

Нельзя сказать, что победа Виктора Жука в суперфинале республиканского конкурса «Учитель года» стала неожиданностью. Даже несмотря на то обстоятельство, что конкуренты у него были очень сильные — педагоги с самыми высокими квалификационными категориями, — а у победителя педагогический стаж составляет всего три года. Однако только ли в наличии квалификационной категории дело?

Сначала свое решение озвучило детское жюри, которое состояло из старшеклассников из всех регионов — победителей республиканских и международных олимпиад и конкурсов. А на следующий день победителя огласило взрослое жюри, которое возглавлял ректор Белорусского педагогического университета Александр Жук. Мнения профессионалов и школьников полностью совпали!

— История учит мыслить. Каждый урок для ребенка должен быть битвой за знания, а учитель — полководцем, который ведет всех вперед, — констатирует победитель. — Безусловно, на уроках не обходится без интерактивных методик: все варианты хороши, главное — увлечь детей, дать им возможность высказать свое мнение, самим найти правильное решение той или иной исторической задачи.

«Я знаю, какую музыку слушают мои ученики, какие фильмы они смотрят, чем они дышат. Как и многие мальчики, люблю играть в футбол. Поддерживаю связь со своими подопечными в социальных сетях. Все это помогает мне найти общий язык с учениками, в этом и есть мой профессиональный секрет», — признался он своей ученице Виктории Пожигайло, написавшей очень теплый материал о своем учителе в «Чырвоную Змену». Это было почти за полгода до финала конкурса...

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 30 сентября 2014 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2014/09/54886.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.