Секреты профориентационной работы в Витебском государственном университете

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Будущих студентов ищут повсюду. Даже в виртуальном пространстве

Во время последней приемной кампании ряд белорусских ВУЗов впервые столкнулся с серьезными проблемами с заполнением мест. Но вовсе не потому, что вчерашние школьники вдруг перестали мечтать о высшем образовании и нацелились на получение рабочей профессии. Просто количество выпускников общеобразовательных школ продолжает снижаться из года в год, а тут еще и Министерство образования повысило требования к претендентам на студенческий билет.

Результат не заставил себя ждать — незаполненными в ВУЗах остались 2,4 тысячи бюджетных мест, что в пять раз превышает показатель предыдущего года. Полностью план приема выполнили только 16 государственных ВУЗов из 45.

И только двум ВУЗам — Гродненскому и Витебскому государственным университетам — удалось не просто выполнить план, но и укомплектовать полностью даже педагогические специальности физико-математического профиля. Для справки: из 296 незаполненных бюджетных мест на педагогических специальностях по всей стране 184 были связаны именно с физикой и математикой...


Выбирайте нас!

— Не думайте, что мы вообще не сталкиваемся с трудностями в процессе приемной кампании, — говорит первый проректор Витебского государственного университета имени П. М. Машерова Василий Малиновский. — И демографическая ситуация — лишь одно из обстоятельств, с которым мы вынуждены считаться. Не секрет, что современная молодежь ориентирована на «модные» экономические и юридические специальности. А наш университет готовит преимущественно педагогические и научно-педагогические кадры. К тому же практически по всем специальностям мы имеем серьезных конкурентов. Причем не только в нашем регионе... Совсем рядом с Витебском — Смоленская область и российские ВУЗы, поэтому угроза оттока абитуриентов в соседнюю страну очень высока...

абитуриент возле стенда со списком учебных заведений

Для выявления профессиональных намерений выпускников школ университет ежегодно проводит анкетирование. По его результатам формируется электронная база «Абитуриент ВГУ». В прошлом году в анкетировании участвовало около 5 тысяч человек (около 70% от общего количества выпускников Витебской области), осенью 2013 — около 6 тысяч человек. В результате уже в декабре руководство университета владело очень ценными сведениями. Во-первых, об абитуриентах, которые целенаправленно собираются поступать в ВГУ. Во-вторых, об абитуриентах, которые еще не определились со своим выбором, но упоминают Витебский государственный университет в числе приоритетов, а также об абитуриентах, которые планируют поступать в другие ВУЗы, но потенциально (по набору дисциплин, которые молодые люди планируют сдавать на ЦТ) они подходят и для Витебского государственного университета.

— Наша задача — первых не потерять, а тех, кто колеблется, убедить, что наш университет — лучший выбор из возможных. И, наконец, обязательно попробовать пообщаться с теми, кто намерен поступать в другие учреждения за пределами области и Беларуси, ведь нередко подобный выбор продиктован не столько желанием обучаться в конкретном университете, сколько иллюзией будущей самостоятельности и независимости от опеки родителей, — подчеркивает Василий Малиновский.


«ВКонтакте» с каждым

В Витебском государственном университете убедились, что в профориентационной работе мелочей не бывает, и даже незначительная на первый взгляд деталь может повлиять на профессиональные намерения абитуриента. Массовая реклама в школах начинается еще в 10-м классе, когда старшеклассники только определяются с набором дисциплин на ЦТ.

Вообще же для профориентационной работы выдвинуты три главные целевые группы. Для информирования родителей размещается реклама в СМИ, работники университета посещают родительские собрания в школах. С учителями они встречаются в рамках деятельности учебно-научных консультационных центров. Также педагогов приглашают на семинары. Еще один важный канал информирования — журнал «Современное образование Витебщины», который университет начал издавать совместно с управлением образования Витебского облисполкома.

Что касается работы с выпускниками, то здесь главный акцент сделан на ее адресность и индивидуальное сопровождение потенциальных абитуриентов. Это и рассылка рекламных писем, и индивидуальные приглашения на день открытых дверей, и адресные приглашения на университетские олимпиады и конкурсы, привлечение к участию в научно-исследовательской работе, оказание помощи в подготовке к ЦТ, налаживание личных контактов для предоставления необходимой информации.

В университете, например, действуют очно-заочная школа «Белорусская филология», интернет-курсы по предметам вступительных экзаменов, проводятся вебинары по подготовке к централизованному тестированию, дистанционные мастер-классы преподавателей университета и прочее. Вообще работа в виртуальном пространстве — это наиболее действенный канал информирования молодежной аудитории.

Учитывая популярность среди молодежи социальных сетей, весной 2013 года в сети «ВКонтакте» была создана группа «Абитуриент ВГУ» с размещением там электронных рекламных буклетов, презентаций и видеороликов факультетов. Группа используется также для оперативного информирования и ответов на вопросы абитуриентов. Как результат — в период приемной кампании фиксировалось от 50 до 100 просмотров ежедневно с географией посетителей от Беларуси и Российской Федерации до Германии и США.


А вас мы попросим... остаться

А сложнейший этап приемной кампании начинается летом, когда значение имеет буквально все: оформление рекламных и информационных стендов, виртуальное сопровождение, возможность отслеживать прием документов в режиме онлайн, безупречная работа приемной комиссии, ее хорошее техническое обеспечение.

Подачу документов лично контролируют деканы факультета: на заседаниях приемной комиссии они ежедневно отчитываются. И вот тут база «Абитуриент ВГУ» очень помогает: члены приемной комиссии отслеживают, сколько абитуриентов уже подали заявления, сколько приедут в ближайшие дни и почему кто-то из молодых людей вдруг передумал.

— Кстати, подать документы абитуриент может без затруднений. А вот прежде чем их забрать... ему придется пообщаться лично с деканом факультета, чтобы мы могли убедиться, что решение было принято не под влиянием эмоционального порыва, а рационально и сознательно. В большинстве случаев после такого разговора желание куда-то убежать исчезает, — приоткрывает секреты успешной работы с абитуриентами Василий Малиновский. — Положительный результат дают и общие конкурсы по факультетам — у абитуриентов нет оснований нервничать до последней минуты. Приоритеты расставлены, и зачисление на одну из специальностей — фактически решенное дело. В свою очередь секретариатом приемной комиссии создаются все условия для того, чтобы абитуриенты в стенах университета чувствовали себя по-настоящему комфортно и захотели остаться здесь еще на несколько лет.

И все же, несмотря на все успехи, в Витебском государственном университете убедились, что нет таких специальностей, на которые заранее гарантирован 100-процентный набор. И даже если в этом году все складывается отлично, совсем не факт, что и через год все пройдет гладко.

Надежда Николаева. Фото Марины Бегунковой.

  • Статистика свидетельствует, что до 2016 года количество выпускников базовой и общеобразовательной школ в сумме будет неизменным — на уровне 145 тысяч человек. Тенденция уменьшения количества выпускников общеобразовательной школы сохранится до 2015 года.
  • Такая же напряженная демографическая ситуация сегодня сложилась и в соседних странах — Литве, России, Украине и Польше, которые также заинтересованы в привлечении абитуриентов из Беларуси. В Польше, например, количество абитуриентов за последние годы уменьшилось на 40%.

Газета «Звязда», 16 января 2014 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2014/01/28285.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.