Защита диссертаций в Высшей аттестационной комиссии в 2013 году. Проблемы в педагогике

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Диссертация — не реферат. А складывать килограммы с метрами будущим докторам наук должно быть стыдно.

В 2013 году ученая степень доктора наук была присвоена Высшей аттестационной комиссией (ВАК) 39 соискателям и 512 соискателей стали кандидатами наук. 49 соискателей получили звание профессора.

— Что касается возраста соискателей, то доктора наук у нас за прошлый год «повзрослели», — сообщил журналистам председатель Высшей аттестационной комиссии Анатолий Афанасьев. — Так, средний возраст соискателей, которым была присуждена ученая степень доктора наук, составил 53,7 года. В 2012 году этот показатель составлял 49,9 года. А вот средний возраст соискателей ученой степени кандидата наук практически не изменился — 34,1 года.

Как и в предыдущие годы, наибольшее количество диссертаций с присуждением авторам ученой степени выполнялось по техническим и медицинским наукам (по 100 диссертаций). Далее следуют физико-математические науки (47 диссертаций) и биологические (45 диссертаций).

А вот доля не утвержденных ВАК АМ в 2013 году работ немного увеличилась по сравнению с 2012 годом (с 8,3 до 8,8%). Из общего количества диссертаций, получивших в ВАК отрицательную оценку, 13,2% составляют диссертации по педагогическим и техническим наукам.

По словам Анатолия Афанасьева, причины отклонения работ самые разные. Диссертации оцениваются с двух сторон. Во-первых, по их научной составляющей: в частности, эксперты оценивают, что соискатель совершил в науке нового (актуальность тематики) и насколько велик его вклад. Обязательно оценивается и уровень квалификации соискателя.

— Часто в работах, особенно это касается гуманитарных наук, отсутствует научная составляющая, они носят преимущественно реферативный характер. Но много работ отклоняется по причине низкой математической культуры соискателей ученой степени, — подчеркнул председатель Высшей аттестационной комиссии. — К сожалению, приходится констатировать, что соискатели, прошедшие магистратуру, аспирантуру и докторантуру, допускают ошибки, за которые в школе не получили бы положительную оценку. Складывают метры с килограммами и утверждают, что все делают правильно.

Падение математической культуры — общая беда для всех стран. В Московском государственном техническом университете имени Баумана признаются, что читают первокурсникам школьный курс физики и математики. Между прочим, это ведущий технический ВУЗ не только России, но и мира. Есть четыре фундаментальные дисциплины — математика, физика, химия и биология, на которых базируются все другие науки. Но молодежь в эти сферы идти не хочет: ни у нас, ни в России, ни в США. И ведущие научные школы стареют из-за отсутствия притока молодежи. Но в США эта проблема решается вложением в науку денег.

Как отметил Анатолий Афанасьев, за 21 год деятельности ВАКа в педагогике было защищено около 600 диссертаций: «Но что революционного произошло в педагогике? Например, была защищена хорошая работа на тему, как преподавать в школе математику. Но с математикой выпускники все равно «не дружат»... Белорусская школа то переходила на двенадцитилетку, то снова возвращалась к одиннадцатилетнему сроку обучения, но никто из ученых не посвятил свое внимание реформированию школы. Почему никто не исследует возможные последствия присоединения высшей школы к Болонскому процессу? Любые международные соглашения накладывают определенные ограничения и обязанности. Так почему заведомо не проанализировать, что мы потеряем и что мы приобретем?»

Не могут вспомнить в Высшей аттестационной комиссии и научные работы, посвященные внедрению в школе профильного обучения. Быть или не быть профильному обучению, решают политики, а не профессионалы. А это значит, что принимаются решения, которые не опираются на научный анализ тех или иных процессов.

— Нас часто обвиняют в том, что комиссия «закручивает гайки», много отвергает работ по педагогическим наукам. Но, поверьте, мы всегда бережно относимся к таким диссертациям, стараемся увидеть и не пропустить то новое, что предлагают авторы, — подчеркивает заместитель председателя ВАК Александр Данилов. — Есть не только общая педагогика, но и педагогика спорта, коррекционная педагогика, педагогика преподавания отдельных дисциплин... И нам очень важно, чтобы в каждой из этих сфер были свои лидеры. Но, наверное, это особенность нашего времени: ярко выраженных лидеров на уровне докторов наук в педагогике нет. Считаю, что педагогическая наука должна быть нацелена на решение конкретных педагогических задач.

Из других результатов работы ВАК за 2013 год хотелось бы сосредоточить внимание на следующей цифре. В прошлом году дипломы об ученых степенях получили в Беларуси 46 иностранных граждан из 11 стран: России, Ливии, Ирака, Китая, Ирана, Анголы, Вьетнама, Израиля, Нигерии, Нидерландов и Украины. А в 2012 году в Беларуси защищались 25 иностранцев. Трем гражданам Беларуси, которые защищали свои работы за рубежом, по результатам переаттестации в прошлом году была присуждена степень кандидата наук.

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 15 февраля 2014 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2014/02/32283.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.