Обсуждение перехода на иную систему оплаты труда в Белорусском профсоюзе работников образования

Статья из белорусской республиканской газеты "Звязда" в переводе на русский язык.

Вопросы возможного перехода на иную систему оплаты труда педагогических работников и оптимизации сети учреждений образования оказались в центре внимания участников очередного заседания Президиума Центрального комитета Белорусского профсоюза работников образования и науки.

Как сообщил председатель ЦК отраслевого профсоюза педагогов Александр БОЙКО, есть намерение с 1 января 2013 года запустить в Минске пилотный проект по внедрению новой "подушевой" системы оплаты труда вроде той, что уже действует в России, где деньги в виде ваучера привязываются к конкретному ребенку. Финансирование таким образом идет вслед за учеником, заставляя педагогов бороться за каждого ребенка.

- Для того, чтобы нам быть готовыми к работе в новых условиях, нужно немедленно заняться изучением опыта наших соседей - россиян. Учитывая сложность этого вопроса и то количество людей, которое затронет внедрение новой системы финансирования, нужно иметь четкое представление, куда мы все движемся.

Надо знать все подводные камни, ведь у нас нет такой финансовой "подушки безопасности", которая есть у россиян. И только опыта российской столицы в этом вопросе нам будет недостаточно, ведь Москва - это еще не вся Россия, как и Минск - еще не вся Беларусь.

Между тем, известно, что в Москве собираются объединить в новом учебном году 40 школ, которые не только не смогли набрать первые классы, но и демонстрируют плохие результаты. Авторы реформы считают, что новые правила финансирования, которые поставили слабые школы в тяжелое положение (мол, нет учеников - нет и денег), помогут привлечь квалифицированных педагогов в сильные школы, поскольку у школ, где много учеников, больше возможностей платить учителю высокий оклад. Однако родители учеников объединенных школ уже собирают подписи под обращениями протеста: одних не устраивает перспектива переезда в другое здание, других - появление в школах классов, где "двоечников" на порядок больше. Непонятно пока, где сильные школы найдут достаточно сильных педагогов, чтобы оправдать надежды родителей, поскольку считается, что только 20-30 процентов учителей слабых школ могут работать лучше. Руководители тоже в панике: одних подчиненных придется увольнять, а другим придется, наоборот, платить за троих. Теоретически, чем больше учеников - тем выше зарплаты, а чем меньше - тем более низкий оклад. Но как после объединения распределять деньги? Делить их поровну на всех или платить всем по-разному? И даже чиновники не уверены, что к 1 сентября удастся завершить объединение юридически. Одним словом, и белорусам есть над чем поразмыслить, прежде чем пойти на такой серьезный шаг...

Не менее актуальный вопрос - оптимизация сети учреждений образования. За последние пять лет в Беларуси было реструктурировано или закрыто около тысячи учреждений образования.

- Увы, но это факт: если школа закрывается, это означает, что у населенного пункта нет будущего, - констатировал заместитель министра образования Казимир Фарино, который принял участие в заседании Президиума. - А сегодня случается, что на закрытии школ настаивают вовсе не главы района или области, а начальники отделов или управлений образования, якобы в целях экономии средств. Между тем, процесс реструктуризации всегда требует продуманных и взвешенных решений. И тут надо думать как об интересах детей, так и о том, как и где будут трудоустроены педагоги.

Участники заседания констатировали, что, к сожалению, есть единичные факты, когда закрытие школы продиктовано отнюдь не интересами детей и улучшением качества образовательного процесса, а намерением передать другой службе школьное здание, что вообще невозможно ни понять, ни оправдать. Приводился пример школы, куда привозят детей из 35 (!) населенных пунктов! Нередко экономия от закрытия школ вообще оказывается эфемерной. Сейчас в нашей стране функционирует 667 сельских школ с численностью учащихся в среднем менее 50 человек. Но когда у начальников областных управлений образования поинтересовались, сколько, на их взгляд, учеников должно быть в старших классах, чтобы эту ступень школы можно было сохранить, то их мнения на этот счет разошлись: одни назвали пять учеников, другие - семь. Однако здесь встает уже другой вопрос: насколько с экономической точки зрения оправдано возить двух, трех, четырех старшеклассников из отдаленной деревни в большую школу за десятки километров и тем самым лишать учителей сельской школы работы? Однозначного видения ситуации пока нет, как неизвестна пока и судьба этих школ.

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 21 апреля 2012 года.
Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=96383&idate=2012-04-21

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.