?На тестировании «игра в крестики» не сработает

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

От заданий с вариантами ответов на централизованном тестировании нужно отказываться, а содержание тестов — пересматривать. Такие предложения звучат в последнее время довольно часто. Оппоненты кивают на Россию, где в тестах на Едином государственном экзамене предусмотрена часть C — с заданиями, при решении которых от абитуриента требуется дать развернутый ответ. А еще в России заявили, что планируют вводить устную часть на экзамене по иностранным языкам. На самом ли деле проблема угадывания правильных ответов стоит настолько остро? И может ли абитуриент, расставив крестики наугад, получить на тестировании балл, который позволит ему претендовать на студенческий билет? Об этом мы решили поинтересоваться у директора Республиканского института контроля знаний Николая Феськова:

— Прежде всего отмечу, что слово «угадать» не совсем к месту, если мы имеем в виду ответы абитуриента на вопросы тестовых заданий во время заполнения бланков. Угадать можно, например, автобус с каким номером первым подъедет к остановке или сколько пешеходов успеет перейти улицу на зеленый свет светофора...

Разумеется, мы знаем и о «горизонтальном», и о «диагональном» методах заполнения бланков ответов, которыми абитуриенты делятся между собой. Но не советуем ими пользоваться. При хаотическом заполнении бланка ответов возможность получить тестовый балл, который бы гарантировал абитуриенту зачисление в университет, очень мизерная. Особенно с учетом повышения минимального балла на ЦТ. Соответствующие расчеты и ежегодный анализ результатов централизованного тестирования свидетельствуют, что даже слабо подготовленные абитуриенты пытаются выполнять задания, а не выбирают замысловатые схемы заполнения бланков. К тому же во время работы над тестом у абитуриента автоматически включаются сформированные в процессе обучения навыки и интуиция.

директор Республиканского института контроля знаний Николай Феськов

Существуют определенные законы построения теста, согласно которым уровень заданий должен возрастать: абитуриент при выполнении теста движется от простых к более сложным заданиям. Задания части A, где предлагаются варианты ответов, проверяют либо умение логически рассуждать, либо умение анализировать и быстро делать вывод, либо выбирать правильный ответ из подобных. Правильно сформулированное задание требует вдумчивого анализа и сопоставления возможных вариантов решения. Правда, есть вопрос: а сколько же должно быть дистракторов (правдоподобных вариантов ответов) в одном задании? Закрытые задания части A могут иметь 4-5 вариантов ответов: предлагать большее количество вариантов нецелесообразно, поскольку это требует больше времени и усложняет выполнение теста. Наши зарубежные коллеги придерживаются мнения, что среди предложенных вариантов должен присутствовать только один правильный ответ, но мы используем на ЦТ по белорусскому и русскому языках и два, и больше правильных ответов. Это увеличивает их дифференцирующую способность и снижает вероятность угадывания.

— А не могли бы вы пояснить на конкретном примере, как интуиция или логика могут спасти абитуриента, который не уверен в своих знаниях...

— Для примера, участникам тестирования по математике была предложена следующая задача. «Отношение длины окружности к длине ее диаметра равно приблизительно...» и варианты ответов:

  1. 2.72,
  2. 4.12,
  3. 3.14,
  4. 3.68,
  5. 2.14.

Анализируя варианты ответов, абитуриент обращает внимание на число 3.14. Не выполняя вычислений, выбирает дистрактор под номером 3, поскольку, как известно из курса математики 6-го класса, отношения длины окружности к ее диаметру есть постоянная величина ? (она приблизительно равна 3,14). Можно утверждать, что абитуриент «угадал» ответ? Безусловно, нет. С этой величиной знаком каждый школьник.

При определении правописания слова «невтерпеж» абитуриент выполняет задание правильно также на подсознательном уровне, потому что не раз во время обучения встречался с выражением «уж замуж невтерпеж» — это исключения, где мягкий знак не пишется. Или в случае с правописанием частицы «не» с глаголом. Даже ученик с посредственными знаниями помнит, что выражение «не» с глаголом пишется раздельно. Поэтому абитуриент подсознательно выберет соответствующий ответ — с отдельным написанием частицы и глагола.

Но для того, чтобы тест мог более точно построить рейтинг участников тестирования, существует часть B, где нет ответов на предложенные вопросы и задачи. По всем предметам, за исключением математики и физики, наши тесты содержат 80 процентов заданий с вариантами ответов (часть А) и 20 процентов заданий без выбора ответов (часть В).

На ЦТ по математике и физике соотношение заданий частей A и B составляют, соответственно, 60 и 40 процентов. Задания части B в большей степени позволяют дифференцировать абитуриентов с более глубокой подготовкой. Хотя, как показывает практика, нередко именно сильные абитуриенты спотыкаются на простых заданиях. Тесты, предлагаемые на централизованном тестировании, дают комплексную оценку знаний, поэтому с ними лучше справляются те абитуриенты, которые могут похвастаться системными знаниями.

— Николай Степанович, а используются ли задания с вариантами ответов в экзаменационных тестах в других странах?

— Такие задания используются во всех странах, где экзамены проводятся в тестовой форме. Многие страны, в том числе и Казахстан, чтобы максимально автоматизировать процесс обработки тестовых материалов, предлагают на экзаменах задания только с выбором варианта ответов.

Так, Лондонская школа экономики и политических наук на вступительных экзаменах по математике предлагает в течение одного часа выполнить 30 заданий с несколькими вариантами ответов. В университете Германии TestAS определяют способности иностранных абитуриентов к обучению и включают 150 заданий с выбором ответа из четырех предложенных вариантов. Эти примеры заданий аналогичны формату части A тестов, которые мы предлагаем на централизованном тестировании. При этом в немецких тестах, в отличие от белорусских, отсутствуют задания открытого типа, где абитуриенту нужно самостоятельно сформулировать ответ и занести его в бланк (аналог части B в заданиях РИКЗ).

У наших коллег в Украине при внешнем независимом оценивании (аналог нашего ЦТ) все тесты комбинированные: по большинству предметов 90% заданий на выбор вариантов ответов (часть А) и только 10% — открытого типа (часть В).

По русскому же языку наши украинские коллеги вовсе отказались от части B при 50 заданиях части A. Между прочим, ни организаторы тестирования в Украине, ни педагогическая общественность не считают, что при такой структуре теста увеличивается возможность случайных ответов. Качественные же характеристики наших тестов более очевидны. Так, коэффициент средней дифференцирующей способности заданий теста по русскому языку у нас — 51,16, а в Украине — только 30,15. Коэффициент надежности также у нас выше — 0,93 и 0,88 соответственно.

Научные исследования зарубежных коллег и собственная практика применения этой формы экзаменов свидетельствуют об их высокой достоверности и объективности. Кстати, многие международные эксперты считают невозможным абсолютное совпадение уровня сложности тестов при наличии более чем одного варианта тестовых заданий. Мы же, как известно, предлагаем на централизованном тестировании 10 равнозначных вариантов. Иностранцы удивляются. Понятно, что один вариант теста — просто идеальный выход.

— Но не с нашим менталитетом, когда сосед соседу по парте обязательно поможет и даст списать. Даже в школе на контрольной работе никогда не используется один вариант...

— Именно так, поэтому нам при создании теста для ЦТ нужно умножить наши усилия на десять, и мы просто обязаны обеспечить высокую степень корреляции всех десяти вариантов теста, чтобы все участники абитуриентского тестирования находились в равных условиях.

— Сегодня в интернет-пространстве многие готовы раздавать советы, что и как нужно изменить в системе централизованного тестирования...

— У нас и действительно очень многие считают, что они знают, как можно сделать процедуру тестирования более совершенной. Некоторые требуют внесения кардинальных изменений или в технологию, или в организацию централизованного тестирования, или в содержание тестов. И чаще всего их предложения очень далеки от понимания этого вопроса, так как тестология — серьезная наука.

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 12 декабря 2013 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2013/12/25157.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.