Один день в Минском суворовском военном училище

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Они всегда выделялись. Симпатичные, с армейской выправкой парни в красивой черной форме с красными погонами и белыми ремнями. Они всегда были на голову выше обычных школьников. Высокий интеллект, хорошая физическая подготовка, дисциплина... Еще Екатерина II называла кадетов «рассадником великих людей», а кто-то, не менее знаменитый, говорил о Суворовском училище как о «кузнице гениев». Видимо, не ошибся. Среди суворовцев — известные военачальники, выдающиеся спортсмены и общественные деятели.

С тех пор почти ничего не изменилось. Сегодняшние суворовцы — элита молодежи, честь вооруженных сил. Им завидуют, ими гордятся, их ставят в пример. Как живут и учатся те, для кого защита Родины не только профессия, узнали корреспонденты «Звязды», проведя один день в суворовском училище.

А теперь познакомимся! Павлу Ващенко — 15 лет. Он учится на 3 курсе, если соотносить со школой — в 9 классе. Родился в Новолукомле, в небольшом городке на Витебщине, в семье строителя и сотрудницы гидроэлектростанции. Как видите, военной династией здесь и не пахнет.

— Не совсем! — уточняет Павел: — У меня дедушка был военным. Еще до войны. Участвовал в Великой Отечественной, вернулся.

Помнится, раньше в суворовское училище поступали в основном дети военнослужащих. Сегодня вместе с продолжателями военных династий армейскую науку постигают дети из обычных семей, которых также привлекает романтика воинской службы. Среди сегодняшних суворовцев — и дети-сироты, и подростки, оставшиеся без попечения родителей. Чтобы поступить в училище, на экзамене им достаточно получить положительную оценку. А вот дети военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, попадают сюда вообще без экзаменов.

Судьба Павла была решена в День Независимости. В то июльское утро он вместе с родителями приехал в столицу, чтобы посмотреть парад. Это вам не по телевидению! Пока восхищался парадом, в голову закралась мысль-мечта: «Хочу стать военным». Об этом он сказал родителям, когда уже возвращались домой. Они были удивлены, но, обдумав слова сына, решили: «Если хочешь, то будь им». Через год они снова приехали в Минск. Подавать документы в суворовское училище.

7 часов утра. Сквозь широкие окна в прекрасный дворец влились блики только просыпающегося города. Так у суворовцев начинается день. Прежде всего — зарядка. И вовсе не приседания или взмахи руками, а бег — на дворе, невзирая на погоду. Сегодня им повезло: яркое солнышко, согревая осеннее утро, будто настраивало суворовцев на хороший и спокойный день.

курсант минского суворовского училища зашнуровывает ботинки

Окончательно Павел приободрился от умывания. Ничто так не освежает, как холодная вода! Потом, словно по команде, он застилает свою кровать, одевается. Теперь можно и в строй становиться. Утренний осмотр — и дружный коллектив идет завтракать.

Мы привыкли, что обычно в столовых еда разложена по тарелкам, где порции одинаковы для всех. Здесь же суворовец сам решает, сколько ему нужно. Конечно, в пределах разумного. Сегодня на завтрак Павел, как и все остальные, ест манную кашу, бутерброд с маслом и сыром, пьет чай с печеньем. Берет в карман конфеты и спешит в класс.

Начинаются занятия. На часах — 8:30. Сегодня у Павла 7 уроков. Недаром вчера корпел над химией: как раз вызвали к доске.

на уроке химии в Минском суворовском военном училище

Учебная программа суворовцев мало чем отличается от школьной. Но несоответствия все-таки есть: каждый день они изучают математику и иностранный язык, четыре раза в неделю у них физика. Преподавание этих предметов ведется на повышенном уровне.

Снова в столовой. 11.05 — время для второго завтрака. На столе — булочка и сок. Кто не наелся (а это бывает редко), может зайти в буфет. Павел туда ходит, когда, как говорится, приспичит съесть чего-нибудь сладкого. Здесь в основном и тратит свою стипендию, которая составляет 60 тысяч рублей. А чтобы полакомиться вкусненьким в кафе или сходить с друзьями в боулинг во время увольнения, в ход идут уже родительские деньги или те, что бабушка с дедушкой в карман положили.

Суворовец рассказывает, что очень любит дежурить по столовой. Наверное, не он один! «В месяц на каждого выходит примерно по 2-3 дежурства. В течение дня четыре суворовца накрывают на столы, потом убирают их, моют посуду, следят за порядком».

А лишняя порция перепадает? — интересуюсь я.

— А как же! — смеется Павел и рассказывает о еще одном дежурстве, уже менее любимом — в расположении. В такие дни суворовцев называют дневальными.

Звенит звонок. Закончился последний урок. На часах — 14.55. Впереди — один из любимых моментов для суворовцев. Сложив свои тетради в специальные сумочки, они спешат в столовую. У них — обед.

обед в столовой суворовского училища в Минске

— Кормят нас хорошо и очень вкусно, — признается Павел. — Бывает, что еды так много, что не все одолеешь съесть. Меню здесь хоть и разнообразное, но время от времени повторяется. А бывает, что хочется чего-то особенного. Тогда звоню матери и прошу на следующий мой приезд домой приготовить что-нибудь. Обычно прошу пиццу, которую она печет так, что пальчики оближешь! Когда возвращаюсь в училище, домашней выпечкой угощаю и друзей. Скоропортящиеся продукты привозить нельзя.

Обед закончился. Расслабляться еще рано: начинаются факультативные занятия. У Павла они — почти каждый день. Сегодня он дополнительно занимается русским языком: хочет лучше подготовиться к диктанту, который будет писать во время экзаменов за 9 класс. С такой же целью он посещает историю и математику. Химией дополнительно занимается для себя, как он сам говорит, для души.

Время прошло незаметно. У суворовцев — свободный час. Правда, довольно условно. С 16:15 до 17:15 каждый день наполнен по-разному: то беседы с батюшкой, то военная подготовка, то уроки этики или эстетики, раз в неделю — уроки танцев. «Настоящий офицер должен уметь танцевать», — убежден Павел.

Сегодня у суворовцев встреча с командиром роты. Обсуждают успеваемость в учебе. Таким образом решают, кто на выходных пойдет в увольнение. Для этого за неделю в дневниках не должно быть оценок ниже семерки.

Павел учится почти на «отлично». Поэтому в увольнение может ходить чуть ли не каждые выходные. Правда, эту возможность парень использует далеко не всегда. Если и выберется в город, то в тот же день и вернется. Сходит с ребятами в кафе или в кино, да и все на этом. А так обычно остается в расположении: готовится к урокам, много читает.

Примерно два раза в месяц получается съездить домой, навестить родителей.

К завтрашним занятиям суворовцы готовятся с 17.40 до 20.00. Как признается Павел, обычно времени хватает. Если же нужна более длительная подготовка — прочитать какую-нибудь повесть или выучить стихотворение по литературе, то, пожалуйста, ты можешь сделать это и в личное время, которое наступит после ужина. Никто против не будет.

С домашними заданиями сегодня Павел справился раньше обычного. И пока было время, по дороге в тренажерный зал, где он частый гость, рассказал нам о распорядке выходных дней:

— В выходные у нас больше личного времени. Мы ходим в кино, в театр, для нас организуются экскурсии. Кроме культурной программы, в субботу и воскресенье мы играем в футбол, волейбол и баскетбол, посещаем бассейн. Все это мы иногда делаем и в будние дни. Главный плюс выходного дня в том, что в воскресенье можно поспать на час больше! В такие дни вместо второго завтрака предусмотрен полдник.

— А где суворовцы празднуют Новый год и Рождество?

— В эти дни мы дома: как раз зимние каникулы. Отпускают нас и на другие праздники.

Ужинают суворовцы в 20.00. Сегодня они подкрепляются жареной рыбой с гречневой кашей. Чай пьют с краюхой батона, намазанной маслом, и с кусочком бисквита.

Пока есть несколько минут, расспрашиваю Павла об одежде суворовца.

— У нас две формы: парадная и ежедневная, — рассказывает мальчик. — Даже по два комплекта: летний и зимний вариант. Есть специальная форма и для занятий по физической подготовке, для спортивных игр. Обновляется наше обмундирование два раза в год: растем быстро.

Личное время у суворовцев начинается сразу после ужина и длится до того момента, когда уже пора ложиться спать. Каждый из них волен распорядиться им по-своему. Павел взялся подшивать воротник. Делает он это ежедневно. Видно, что уже напрактиковался: справился за 5 минут!

Затем пошел звонить маме. Нет, не с мобильника! Этот незаменимый и очень необходимый предмет здесь запрещен. И представьте себе, без него прожить можно!

Около таксофона очередь. Ждем. Через полчаса Павел набирает знакомый номер и слышит в трубке родной голос. Рассказывает о том, как прошел день, о мероприятиях, которые недавно состоялись в училище, об отметках, которые сегодня получил, делится планами на выходные. Слышит что-то в ответ и кладет трубку. Разговор по таксофону, кстати, не ограничен: суворовцы говорят столько, сколько позволит совесть, — за ними стоит человек 15, и всем надо успеть до отбоя. Павел звонит родителям через день, в другие дни разговаривает со своей девушкой.

Перед сном — вечерняя прогулка. Мы гуляем по территории училища. Павел дышит свежим воздухом и рассказывает, как это полезно: «И никакой бессонницы! Сплю как пшеницу продав». Потом делится планами на будущее:

— Хоть сейчас, закончив суворовское училище, в военные ВУЗы поступать необязательно, я для себя твердо решил — буду офицером! Только еще не определился с родом войск. Скорее всего, стану артиллеристом.

В половине десятого в размещении — вечернее построение. Дежурный по роте проверяет, все ли на месте, интересуется у своих подопечных, как прошел день.

Затем Павел расстилает кровать, раздевается — он готов ко сну. Благодарим его за встречу, желаем спокойной ночи и выходим из расположения под пристальным взглядом стеснительных подростков. Мы со всеми прощаемся и, услышав в ответ «сладких вам снов», усталые, спешим на КПП. Видимо, действительно, спать будет сладко.

* * *

...По дороге домой я прокручиваю в памяти сегодняшний день. С одной стороны, я жалею этих мальчишек, которые уже с 7 класса отрываются от родительского крыла и пытаются жить самостоятельно. С другой, я восхищаюсь теми родителями, которые не побоялись намного раньше, чем нужно, отпустить своих детей в почти взрослую жизнь. И они могут не корить себя за это, а только гордиться сыновьями, которые если и не станут офицерами, то достойными гражданами нашей страны будут точно. А сегодня они живут в уютном доме, в большой семье суворовцев.



В 2006 году, после посещения Минского суворовского военного училища Главой государства, было принято решение о создании специализированных спортивных классов. С того времени в училище ведется подготовка по 4-х видам спорта: по гандболу, греко-римской борьбе, дзюдо и пулевой стрельбе.

— Главной задачей таких классов является подготовка спортивного резерва мастеров по видам спорта, включенным в программу Олимпийских игр, для национальных команд Республики Беларусь и сборных команд Вооруженных Сил, — рассказал тренер-преподаватель по греко-римской борьбе Станислав Кавецкий. — За шесть лет функционирования таких классов Минским суворовским военным училищем подготовлено 6 мастеров спорта и 10 кандидатов в мастера спорта. Кроме того, три суворовца зачислены в Национальную юношескую сборную по футболу, два — по пулевой стрельбе, один является членом Национальной сборной по греко-римской борьбе. Восемь выпускников 2011 года зачислены в Национальную молодежную сборную по гандболу, 6 спортсменов играют в составе юношеской гандбольной команды «СКА-Минск».

занятия в спортзале в Минском суворовском военном училище

История Минского суворовского военного училища начинается в 1951 году, когда Белорусский военный округ по многочисленным просьбам военнослужащих, партизан и рабочих страны направил ходатайство в Совет Министров бывшего СССР о необходимости создания специализированного учебного заведения.

В соответствии с решением Совета Министров от 21 мая 1952 года в Минске началось строительство и реконструкция комплекса будущего Минского суворовского военного училища. 1 сентября 1953 года в училище прозвенел первый звонок, возвещая начало нового учебного года для детей войны.

Днем училища считается 6 ноября 1953 года, когда ему было вручено Боевое знамя.

— За свою историю из стен училища вышли более 13 тысяч выпускников, из них за время суверенитета Беларуси — более 2000, — отметила старший офицер по связям с общественностью и организации досуга отдела идеологической работы Елена Шарапова. — Более 50 выпускников училища стали генералами. Более 100 имеют ученые степени и звания. 330 человек окончили училище с золотой медалью.

Первый выпуск Минского суворовского военного училища состоялся в 1956 году. Среди 80 человек был и бывший министр по делам обороны Республики Беларусь генерал-полковник Петр Чаус. Сегодня он — частый гость училища. Был он здесь и тогда, когда мы проводили день с суворовцем. Принес своей альма-матер подарок — книгу, которую посвятил Суворовскому училищу: «Жизнь — Отечеству, честь — никому».

— Суворовское училище нам, детям войны, дало путевку в жизнь, — убежден Петр Григорьевич. — Мы были голодными, а тут нас накормили, дали приют, показали, как надо жить. Сегодняшним суворовцам намного проще: им есть кого посещать во время увольнений, им легче учиться — появилась техника, у них лучше условия жизни, есть денежное содержание. Но были и у нас преимущества: например, на общественном транспорте мы ездили бесплатно. Вместе с тем у всех поколений суворовцев много общего: дисциплина, аккуратность, уважение к старшим, порядочность, чувство товарищеского локтя. Все это было, есть и будет.

Вероника Канюта. Фото Марины Бегунковой. Газета «Звязда», 6 ноября 2013 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2013/11/21259.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.