Предложения от парламентариев: «ЦТ — отменить, а школьные уроки по субботам — возобновить»

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

«ЦТ — отменить, а школьные уроки по субботам — возобновить» - с такими предложениями выступили перед журналистами парламентарии.

Чего в гимназическом образовании больше — плюсов или минусов? Нужно ли брать на старшую ступень школы всех желающих? Можно ли надеяться, что при условии увеличения в школьной программе количества часов на изучение физики и математики подготовка выпускников по этим дисциплинам существенно улучшится? Насколько оправдала себя школьная пятидневка? Своим видением этих и многих других проблем поделились с журналистами председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Анатолий Глаз и председатель Постоянной парламентской комиссии по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Владимир Зданович.

Анатолий Глаз уверен, что мода на гимназическое образование сегодня ничем не оправдана:

- «Как это не иметь в районе или городе гимназию или общеобразовательный лицей?» — примерно так рассуждает большинство местных руководителей. Между тем, разница в финансировании гимназий и общеобразовательных школ — весьма существенная: на одного гимназиста расходуется на 35% средств больше, чем на ученика обычной школы. При этом гимназисты далеко не всегда демонстрируют те результаты, которых от них ждут, взять хотя бы их участие в олимпиадах по школьным предметам… Фактически мы идем путем резкого расслоения: есть элитные учебные заведения и обычные школы. Все лучшие ученики и лучшие педагоги пошли в гимназии и лицеи, поэтому ученикам общеобразовательных школ сегодня не на кого равняться, а молодым педагогам не у кого учиться…

- Проблема коррупции в последнее время стала понемногу смещаться в сторону гимназий, потому что все родители пытаются устроить своего ребенка именно в учебное заведение нового типа, — констатировал Владимир Зданович. — В обществе есть устоявшееся мнение, что только в гимназии ребенок получит самые лучшие знания. А к обычным школам отношение у родителей, наоборот, очень скептическое. Хотя в действительности все зависит не от вывески на учреждении образования, а от качественного состава педагогического коллектива. С другой стороны, сегодня в гимназии все чаще попадают дети со средними способностями, с отсутствием мотивации к учебе, поэтому и ожидаемых результатов на выходе нет. Теоретически, если уж создавать для всех детей одинаковые стартовые возможности для получения образования, то от учебных заведений нового типа нужно было бы отказываться. Все равно они не могут быть доступны для всех, особенно, если талантливый школьник живет в сельской местности, а гимназия находится, например, в районном центре — за 15-20 километров. Но как в таком случае учесть интересы и потребности, скажем, 10-15 одаренных детей? Если такие дети есть, и есть педагоги, готовые с ними работать, то можно было бы создавать в школах гимназические классы. Полагаю, что открыв повсеместно по стране гимназии, мы ничего не приобрели, зато потеряли из той школы, которая была у нас раньше, что-то ценное.

Анатолий Глаз считает, что при переходе в 10-й класс нужно вводить порог успешности, поскольку 18% выпускников 11-х классов все равно идут учиться в профессионально-технические учебные заведения. Зачем для усвоения многих рабочих профессий наличие общего среднего образования? И почему, например, в Германии для того, чтобы подготовить рабочего по укладке тротуарной плитки, хватает всего две недели, а мы готовим плиточников от 10 месяцев до 2 лет? Критерием отбора претендентов на обучение на старшей ступени школы могли бы стать, скажем, результаты выпускных экзаменов за курс базовой школы

В общем, систему контроля за успеваемостью учащихся, по мнению, Анатолия Глаза, нужно реформировать: «Централизованное тестирование уже сыграло свою роль. Оно было нужным, полезным, но мы должны уже искать другие пути. К тому же — неужели наше государство настолько состоятельное, что мы можем себе позволить дважды проверять систему оценивания подготовки учащихся?»

Анатолий Глаз подчеркнул, что во многих странах Европы существуют совсем другие системы оценивания и контроля, и там аттестат является единственным документом, по которому осуществляется отбор в ВУЗы. Эти системы менее травматичны для детей в психологическом плане и менее финансово затратны для государства. Парламентарий пояснил, что можно было бы централизованно рассылать по школам задания после выставления оценок за четверть: если по результатам контрольного среза оценка у ученика будет плюс-минус один балл по сравнению с оценкой за четверть (по 10-балльной шкале), то вопросов никаких не будет, но если плюс-минус два балла, то учителю придется отвечать, почему он завысил или занизил ученику оценку. А в аттестат пойдет средняя оценка, которая будет состоять из выставленной учителем отметки за четверть и полученной в ходе контрольного среза. По мнению депутата, такое постоянное тестирование знаний поможет более глубоко оценивать знания школьника в отличие от разового централизованного тестирования, которое пытается охватить всю программу 11-летней школы и оставляет абитуриентам возможность обычного угадывания ответов. «Я предлагаю не конкретный рецепт, а принцип», — добавил Анатолий Глаз.

А вот к инициативе Министерства образования продлить учебный год за счет сокращения школьных каникул депутаты относятся очень отрицательно:

Продолжительность учебного года — с 1 сентября до 31 мая — зафиксирована в Кодексе об образовании. Никто не имеет права его нарушать. И даже если кто-то попытается это сделать, то его ждет очень длительная процедура, — предупредил Владимир Зданович. — При работе над Кодексом покушения на школьные каникулы уже делали — были желающие продлить школьные занятия и в июне. Но нам удалось летние каникулы отстоять: при сокращении летних каникул сокращаются возможности для оздоровления детей в лагерях, сокращается и время на подготовку школ к новому учебному году, на их ремонт, реконструкцию и так далее. К тому же я, как учитель, скажу честно, что как только весеннее солнышко заглядывает в окно, об учебе можно потихоньку забывать, потому что дети мечтают только об одном — как бы скорее вырваться из школы.

Зато увеличение количества уроков физики и математики, по мнению председателя парламентской комиссии, могло бы исправить ситуацию с тотальной математической неграмотностью.

- В советской школе уровень подготовки по математическим и естественно-научным дисциплинам был очень высок. И Соединенные Штаты Америки Советский Союз догоняли. Но давайте вспомним: в советской школе уроки математики были ежедневно. Регулярный процесс подготовки имеет исключительно важное значение. А самые несчастные школьные предметы — те, для которых в школьном расписании было отведен всего один час в неделю. Правда, значение имеет и то, как будут добавляться эти часы, — подчеркнул Владимир Зданович. — Если за счет продления учебного года, то, полагаю, что даже в педагогической общественности такой шаг энтузиазма не вызовет. Я бы посоветовал более плотно присмотреться к свободной от уроков школьной субботе. При переходе на пятидневку ставилось несколько целей: чтобы дети больше времени проводили с родителями, занимались спортом, чтобы у школьников улучшилось здоровье. Но ни первой, ни второй цели мы не достигли. Из 11-х классов выходит только 8% совершенно здоровых детей. Когда я в субботу проехался по сельским школам, то нигде не заметил детей. На мой вопрос мне везде отвечали: «Дети были, но уже ушли». И в чем в таком случае смысл шестого школьного дня? Так давайте сделаем субботу сокращенным днем — пусть в этот день там проводятся по три-четыре урока…

Анатолий Глаз, в свою очередь, уверен, что в школьную программу нужно обязательно вернуть третий час физической культуры: «По моему мнению, третий урок физической культуры более важен, чем третий урок иностранного языка, ибо кто пожелает освоить иностранный язык, тот найдет способ и время, чтобы это сделать, а вот здоровье уже никогда не вернешь…»

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 1 сентября 2012 года.
Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=102366&idate=2012-09-01

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.