Как выпускнику правильно выбрать место учебы и будущую профессию?

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Сегодня при всем многообразии профессий, предлагаемых учебными заведениями, молодым людям, которые только стоят на пороге взрослой жизни, довольно проблематично не растеряться. В какое учебное заведение направиться? Какую профессию выбрать? Где в полной мере реализовать свой потенциал? Ответы на эти вопросы будут искать до конца лета десятки тысяч выпускников базовой и средней школы...

Министр образования Сергей Маскевич считает, что одна из задач школы состоит как раз в том, чтобы научить детей, особенно старшеклассников, адекватной самооценке. Тем более что профессиональный выбор каждого ученика является жизненно важным не только для него лично... Но, к сожалению, далеко не все выпускники осмысленно подходят к выбору профессии. Нередко выбор профессии осуществляется под влиянием родителей, дружеских советов, «моды» на ту или иную профессию, не подкрепленной при этом реальными потребностями рынка труда. Более того, благодаря демографической ситуации в нашей стране стать студентом ВУЗа становится все проще с каждым годом. Не потому ли каждый год из белорусских ВУЗов отчисляются до 15 тысяч студентов? В Беларуси примерно третья часть тех, кто получил высшее образование, работает не по своей специальности в других сферах. Но в Министерстве образования не склонны эту ситуацию драматизировать.

— Можно, конечно, существенно повысить проходной балл на входе в ВУЗ, но есть и другие варианты — абитуриенту предоставляется возможность себя проявить. И даже если ты поступил в ВУЗ с невысокими баллами, но хочешь учиться, то, пожалуйста, трудись, — объясняет свое видение ситуации первый заместитель министра образования Александр ЖУК. — В той же Германии в университетах до выпуска доходит лишь треть из тех, кто туда поступил. Например, на машиностроительном факультете Рейнско-Вестфальского технического университета города Ахен (это элитный технический ВУЗ) при наборе 1670 человек до выпуска дошло всего 542. Обучаться там и действительно трудно, поэтому 30 процентов студентов отчисляются еще во время обучения, 20 процентов — во время экзаменов и более 10 процентов — при защите дипломов. Зато одна треть из тех, кто поступил и дошел до выпуска, — это действительно высококвалифицированные специалисты. Так и у нас: кто хочет стать специалистом — обязательно им станет.

Между тем, результаты проведенного во время учебного года республиканского мониторинга профессионального самоопределения учащихся показали, что профессиональные планы достаточно конкретно были определены только у 32% учащихся 9-х классов и 63% учащихся 11-х классов, образовательные планы — у 35% и 63% учащихся 9-х и 11-х классов соответственно. Кроме того, информацией о перечне профессий в интересующей их сфере владели только 43% девятиклассников и 66% одиннадцатиклассников, о характеристиках выбранной профессии — 49% и 63% учащихся соответственно. О личных качествах, которые определяют пригодность к определенной профессии, — 57% и 76%, а о потребностях своего региона в кадрах по выбранной профессии — 30% и 44% учащихся выпускных классов.

В Министерстве образования констатируют, что в течение нескольких последних лет наблюдается тенденция увеличения числа выпускников 9-х классов, которые делают выбор в пользу обучения в школе, и, соответственно, уменьшается количество выпускников, которые выбирают получение профессии в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования. А это, в свою очередь, негативно сказывается на обеспечении экономики страны высококвалифицированными руководителями среднего звена и рабочими кадрами. В прошлом году в 10-х классах учреждений общего среднего образования продолжили обучение 64% выпускников, в учреждениях профессионально-технического образования — 17,6% и средних специальных — 17,1%. А почему бы не решить эту проблему административным вмешательством в процесс распределения выпускников по разным каналам обучения? Почему бы не установить на входе в 10-й класс для претендентов определенный барьер по успеваемости или вообще не ввести экзамены?

— Мы изучаем сегодня этот вопрос, поскольку рациональное зерно в этом есть, — признается министр образования Сергей Маскевич. — Тем более что в нашей стране получение профессионально-технического и среднего специального образования не означает дальнейший тупик в профессиональной карьере. Высшее образование получить никогда не поздно, даже после профессионально-технического заведения или ССУЗа и получения профессионального стажа. Но в таких решениях нужно быть очень осторожными, чтобы не обмануть ожидания детей. С другой стороны, все молодые люди, идущие на старшую ступень школы с целью затем, как им кажется, «без проблем поступить в ВУЗ», должны осознавать, что мы будем повышать требования к претендентам на студенческий билет. И «просто так» поступить им вряд ли удастся. Поэтому если вы делаете выбор в пользу обучения в 10-11-х классах, то надо эти два года провести с максимальной пользой для себя: надо учиться, работать, а не надеяться на чудо. Возможно, более правильным будет посвятить это время все-таки овладению конкретной профессией?

Между тем, по мнению начальника профессионально-технического образования Министерства образования Эдуарда Гончара, зачастую молодые люди не идут в учреждения профтехобразования не только потому, что «имидж некоторых из них — не лучший, но еще и потому, что не лучше и имидж некоторых предприятий»:

— Считаю, что профтехучреждениям и заказчикам кадров нужно вместе вплотную работать с молодежью, начиная с проведения профориентационной работы. А что касается сельскохозяйственных предприятий, то давно известно, что если его руководитель или специалисты предприятия сами не подберут себе вчерашних школьников для обучения, не предложат им достойные условия для работы и жизни, то никакого эффекта не будет. В этой сфере тем более требуется индивидуальный подход.

Отдельно нужно сказать о сайтах учреждений образования. Как правило, находящаяся там информация не вызывает у молодежи интереса. Мониторинг 240 электронных ресурсов учреждений образования из разных регионов показал, что материалы, содержащие информацию по профориентации, были представлены только на 92 сайтах (38% от общего количества). При этом большинство из них содержали самую общую информацию о выборе профессии, сроках проведения ЦТ... Только кое-где можно было найти информацию о школьных или региональных профориентационных мероприятиях и проведении профориентационной диагностики.

Приемная кампания в профессионально-технических заведениях началась 15 июня. И первые недели ее показали, что, как и в прошлые годы, привлечь учащихся учреждениям профтехобразования не так и просто. Тем более что в текущем году выпуск из базовой школы сократился еще на 6,5 тысячи человек и на 11,3 тысячи человек сократился выпуск из средней школы.

Надежда Николаева.

 

Основные ошибки при выборе профессии

(советы от специалистов Республиканского центра профориентации молодежи)

1. Незнание правил выбора профессии:

  • выбор профессии за компанию;
  • перенос отношения к человеку на саму профессию;
  • отождествление учебного предмета с профессией;
  • ориентация сразу на профессии, требующие высокой квалификации;
  • неумение определить путь получения профессии.
2. Незнание самого себя:
  • незнание или недооценка своих физических возможностей;
  • незнание или недооценка своих психологических особенностей;
  • неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.
3. Незнание мира профессий:
  • увлечение только внешней стороной профессии;
  • предубеждение в отношении престижности профессии;
  • незнание требований, которые предъявляет профессия к человеку;
  • устаревшие представления о характере и условиях труда по конкретной профессии.

Планируя свою профессиональную карьеру, полезно ответить на следующие вопросы:

  • От каких своих навыков и способностей вы получаете наибольшее удовольствие?
  • Каковы ваши основные интересы и любимое времяпрепровождение?
  • Чем бы вы хотели заниматься каждый день по 8 часов из года в год?
  • О какой работе вы мечтаете?
  • Каким вы представляете свое занятие через 10 лет?
  • Какая работа была бы для вас идеальной? Представьте себя на этой работе: с кем вы работаете, как проводите время...
  • Каковы ваши критерии при выборе профессии (обязательные и желательные)?
  • Какие ваши сильные стороны и навыки позволяют вам считать, что вы подходите для работы, которая видится вам идеальной?
  • Какие пробелы в своих умениях и навыках вам нужно ликвидировать, чтобы получить идеальную для вас работу?
  • Если идеальная для вас работа пока недосягаема, то какую работу вы могли бы выполнять, чтобы двигаться в выбранном направлении?
  • С кем можно посоветоваться, чтобы получить полезную для планирования карьеры информацию?

Газета «Звязда», 24 июля 2012 года.
Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=100397&idate=2012-07-24

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.