III съезд работников образования СНГ: как сделать общим образовательное пространство?

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Какое образовательное пространство строят в СНГ — единое или общее? И почему провозглашенный курс на гармонизацию образовательных стандартов так и остался декларацией на бумаге, а образовательные системы стран Содружества расходятся все дальше? Об этом журналисты спросили у участников III съезда педагогических работников образования стран СНГ, который проходил в Минске.

Председатель Евразийской ассоциации оценки качества образования, академик Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор Виктор Болотов считает, что мы строим все же общее образовательное пространство: у нас общие проблемы в образовании, но подходы к их решению у каждого свои.

— Считаю, что наше общее образовательное пространство будет опираться именно на разнообразие и уникальность образовательных систем, так как в противном случае мы не будем интересными друг другу, — поделился своим мнением министр образования и науки Армении Армен Ашотян. — Наша страна, например, единственная на территории будущего Евразийского экономического союза, где средняя школа — 12-летняя. Однако мы не считаем, что должны переходить на одиннадцатилетку, также как и Беларусь не должна переходить на 12-летнее обучение в средней школе. Главное, что есть политическое решение о взаимном признании дипломов об общем среднем образовании. Несмотря на разницу в содержании образования и на разную продолжительность обучения, в наших странах готовят людей, которые умеют мыслить и применять свои знания и навыки на практике. А для граждан наших стран главное, чтобы их документы об образовании автоматически признавались. И это, наверное, самое важное достижение за последние годы.

По словам Армена Ашотяна, им есть что предложить своим коллегам из стран Содружества: как свою историю успеха, так и историю неудач. Несмотря на то обстоятельство, что Республика Армения присоединилась к Болонскому процессу еще в 2005 году, реформирование высшей школы все еще продолжается.

Я считаю, что систему образования нужно реформировать, исходя из потребностей экономики конкретного государства. Не нужно все слепо перенимать, — подчеркивает Армен Ашотян. — А приобретая новое, нельзя терять лучшее из того, что было. Двигаясь в русле интеграционных процессов, важно не потерять свою национальную идентичность.

В Армении сейчас запускают проект по созданию альтернативного института переподготовки педагогов на основе лучшего европейского опыта совместно с Институтом образования Лондона и Кембриджским университетом. Сертифицированные учителя будут получать примерно в 2,5 раза больше средней зарплаты педагогов по стране. Для педагогов это будет отличным стимулом.

Еще один интересный факт: Армения — единственная страна в мире, которая ввела в школе шахматы как обязательный предмет. Национальный образовательный продукт создавался вместе с шахматной академией. Педагогам удалось доказать, что изучение шахматной игры стимулирует у детей креативность, логическое мышление, стратегическое планирование, способствует формированию личности, знающей, что такое победа и что такое поражение. Лидерские качества, которые формируются у детей, умение нести ответственность за свои решения пригодятся им не только в шахматах, но и в учебе, и в дальнейшей жизни. К тому же через изучение шахмат удалось добиться улучшения успеваемости и по другим предметам, в том числе по математике.

Как выяснилось, проблемы со снижением успеваемости школьников по точным наукам характерны для всех стран, причем не только на постсоветском пространстве:

— В России разработана концепция математического образования, которая опирается на лучшие традиции советской школы, — рассказал Виктор Болотов. — И мы готовы ею поделиться со всеми партнерами. Пока в наших странах, к счастью, хватает выдающихся математиков. А вот с физиками ситуация гораздо хуже...

Вице-министр образования и науки Казахстана Есенгазы Имангалиев сообщил, что настоящим прорывом в среднем образовании стали «Назарбаев Интеллектуальные школы», которые представляют собой инновационные площадки для апробации и последующего внедрения признанных международных образовательных программ. Для организации учебно-воспитательного процесса в интеллектуальных школах были разработаны образовательные программы углубленного изучения математики, физики, химии и биологии, был отработан механизм и система сопоставления качества образования с лучшими образцами международных и национальных образовательных программ, разработана система отбора педагогических кадров для школ с одаренными детьми и система непрерывного повышения квалификации учителей. Главными качествами успешного человека являются инициативность, способность мыслить творчески и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь и готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти функциональные навыки формируются у воспитанников интеллектуальных школ.

«Назарбаев Интеллектуальные школы» ориентированы, главным образом, на привлечение одаренной сельской молодежи. Но конституционное право всех (независимо от места их проживания) на качественное образование обеспечивается на конкурсной основе. Те, кто выдержал конкурсные испытания, получают годовой грант от государства в размере 10 тысяч долларов. Дети оканчивают школу и сдают все международные тесты. Школы находятся в системе международного бакалавриата. С этого года в Казахстане начинают трансляцию опыта интеллектуальных школ на общеобразовательные школы: сейчас проходит адаптация их программ.

К слову, в Казахстане понимают, что пока не повысишь педагогам зарплату, система не будет устойчивой. Поэтому там пошли на такой шаг, как автономия. Система «Назарбаев Интеллектуальные школы» — полностью автономная: она управляется отдельным органом, и для этой сети школ даже создан отдельный закон.

«Чтобы изменить отношение общества к педагогу, безусловно, нужно задействовать и финансовые рычаги, — уверен Армен Ашотян. — Но без создания в СМИ истории успеха представителей педагогической профессии все равно не обойтись...»

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 7 октября 2014 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2014/10/55780.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.