Оплата за категорию зависит от источника финансирования учреждения

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Как удержать квалифицированные кадры? В отраслевом профсоюзе работников образования считают, что без дополнительных ассигнований сделать это невозможно

«Вопрос социального статуса работников образования сегодня остается одним из наиболее острых. Между прочим, возможности отрасли в его решении не безграничны. Оптимизация дает определенный эффект, но этого эффекта все равно недостаточно для доведения среднемесячного заработка педагогических работников к региональному и республиканскому показателям», — сообщил на совместной коллегии Министерства образования и руководства Белорусского профсоюза работников образования и науки председатель Центрального комитета Александр Бойко.


Региональные особенности

Среди отраслей социальной сферы по уровню средней заработной платы образование занимает по итогам 2014 года предпоследнее место (4121,3 тыс. руб., или 67,7% от средней зарплаты по стране). В 2011 году это соотношение было на уровне 77,3%. Продолжается снижение темпов роста номинальной и реальной начисленной заработной платы работников отрасли, которое наблюдается с 2011 года. Так, в прошлом году темп роста номинальной заработной платы составил 119,5%, а реальной — 101,2%.

В прошлом году в стране продолжалась оптимизация сети учреждений образования, по демографическим причинам, просматривалась численность работников организаций, усиливалась квалификационная составляющая, а также региональный акцент в оплате труда. Александр Бойко был вынужден констатировать, что разрыв в уровне среднемесячной зарплаты работников системы образования, работающих в различных регионах, все больше растет. Например, по итогам 2014 года среднемесячная зарплата в Минске составила 6107,8 тыс. руб., а в Брестской области — 4379,2 тыс. руб. Разница между максимальным и минимальным региональным показателем среднемесячной заработной платы работников системы образования достигает уже 39,5% (у учителей — 22%, а у профессорско-преподавательского состава — 53,8%).


Дискриминация в оплате

— Увеличение с 1 сентября надбавок педагогическим работникам за наличие квалификационных категорий позволило повысить среднюю зарплату учителей в среднем на 18%. Вместе с тем нельзя не затронуть следующую проблему: принятые в последнее время постановления правительства не распространяются на ряд республиканских организаций, в том числе на учреждения высшего образования, академии, институты переподготовки и повышения квалификации, — подчеркнул Александр Бойко. — Поэтому сложилась существенная диспропорция в оплате за наличие квалификационной категории: фактически она зависит от того, из какого бюджета финансируется учреждение. Таким образом, надбавка за наличие одной и той же квалификационной категории, например, у методиста Академии последипломного образования ниже, чем у методиста областного института развития образования. Такая же разница в оплате за наличие квалификационной категории будет у социальных педагогов, работающих в учреждении высшего образования и в гимназии. Нам надо добиваться ликвидации диспропорции, как это было сделано в начале года в отношении педагогических работников организаций здравоохранения и организаций, оказывающих социальные услуги.

Центральный комитет отраслевого профсоюза направил в Совет Министров обращение, базирующееся на понимании того, что без дополнительных ассигнований отрасль не в состоянии удерживать квалифицированные кадры.


Во благо ли экономия?

Александр Бойко также сообщил, что в рамках оптимизации численности работников государственных учреждений высшего образования, а также учреждений, подчиненных министерству, организации имеют сегодня средства на материальное стимулирование в рамках контрактной формы найма. Причем объем этих средств уже достаточно большой. Фактически это единственная мера, реализованная в отношении работников республиканских учреждений. За последнее время объемы финансирования на указанные расходы существенно увеличились.

— Для нас важно, чтобы они расходовались эффективно и в максимально полном объеме. Эти вопросы должны решаться совместно с профсоюзными комитетами. Меры стимулирования для профессорско-преподавательского состава должны быть на особом контроле. И мы будем этой теме уделять особое внимание в текущем году, — пообещал глава профсоюза.

По информации, которую озвучил Александр Бойко, в прошлом году профсоюзными органами было рассмотрено 26 544 письменных обращения, 13 662 человека были приняты на личном приеме. По-прежнему наибольшее количество обращений вызвано вопросами увольнения по инициативе нанимателя, сокращением штатов, заключением, продлением и расторжением контрактов, вопросами оплаты и материального стимулирования труда, трудовых отпусков и жилищного законодательства. Существенно выросло количество обращений по вопросам работы профсоюзных органов и кадров.

Анализ работы правовой инспекции показал, что наиболее типичные нарушения трудового законодательства выявлены как раз при увольнении работников по инициативе нанимателей, применении мер дисциплинарного взыскания, заключении коллективных договоров, оплате и материальном стимулировании труда.

Несмотря на меры по трудоустройству высвобождаемых в результате оптимизации работников, за 2014 год, по сокращению штатов были уволены 843 работника, в том числе 345 педагогических (в 2013 году — 640 и 249 работников соответственно). На 1 января 2015 года в центрах занятости населения состоят на учете как безработные 248 бывших работников организаций образования, в том числе 189 педагогических работников (в 2013 году — 217 и 159 соответственно).


Очередь на жилье

В 2014 году было построено и предоставлено работникам отрасли 1677 квартир (в городе — 1228 и в сельской местности — 449). Для сравнения: в 2013 году этот показатель составлял 1553 квартиры (1264 и 289), а в 2012 году — 2022 (1709 и 313). Профессорско-преподавательскому составу и научным работникам в 2014 году предлагалось арендное жилье, в том числе в жилом комплексе «Магистр» в Минске. Тем не менее уменьшение количества работников отрасли, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на начало 2015 года составило всего 1% по сравнению с 2014 годом.

Еще одна проблема связана с новой редакцией Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам. По словам Александра Бойко, на 14-дневном листке нетрудоспособности низкооплачиваемые работники отрасли теряют более 200 тысяч рублей, а молодые специалисты-учителя на пособии по беременности и родам — более 9 миллионов рублей.

Надежда Николаева.

 

Справка «Звязды»

Контракты заключены с 80,2% работников учреждений образования. Количество контрактов, заключенных с работниками на пять лет, составляет 43% от общего количества заключенных контрактов. В 2014 году дополнительный поощрительный отпуск был предусмотрен более чем в 95% контрактов, а повышение тарифной ставки было прописано более чем в 80% контрактов.

Газета «Звязда», 3 марта 2015 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2015/03/73801.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.