Рабочая профессия гарантирует самостоятельность и высокий заработок

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

...в этом уверено большинство учащихся профтехучреждений.

С каждым годом вопрос, где взять рабочие руки, становится все более актуальным для белорусской экономики. Ни для кого не секрет, что в рейтинге профессий, которые предпочитает современная молодежь, рабочие профессии или вообще не фигурируют, или занимают там далеко не первые позиции. Приемная кампания в профессионально-технических учебных заведениях началась еще 15 июня. И первый месяц показал, что привлечь учащихся учреждениям профтехобразования будет не так и просто. Возможно, после завершения приемной кампании в высших и средних специальных учебных заведениях ситуация и изменится в лучшую сторону, так как многие молодые люди рассматривают обучение в профтехучреждениях как «запасной аэродром». Однако вряд ли их выбор и учебного заведения, и профессии будет сознательным.


Специалисты «неслучайного профиля»

— В течение последнего учебного года (с октября по май) аналитический центр EcooM проводил социологическое исследование, которым были охвачены более 2 тысяч учащихся 107 учреждений профессионально-технического образования нашей страны, — рассказал журналисту «Звязды» руководитель центра Сергей Мусиенко. — Мы задали респондентам около 35 вопросов, которые касались их профессионального самоопределения, оценки жизненных перспектив, условий обучения и стереотипов вокруг профессионально-технического образования, распространенных в нашем обществе. Например, интересовались у молодых людей мотивами выбора учреждения образования. Более 51% ответили, что им нравится выбранная профессия. 17,5% сообщили, что для них имело значение реальная возможность трудоустройства. Влияние семьи отметили 15 процентов участников. Примерно столько же респондентов выбрали ответы «Здесь проще учиться», «Здесь учиться ближе к дому» и «Надо было где-то учиться». 12 процентов респондентов пошли учиться в профтехучреждениях потому, что не поступили в ВУЗы и ССУЗы. И почти столько же констатировало случайность своего выбора. А вот престижным свое учреждение образования считают только 11 процентов из общего числа респондентов.

Учащихся попросили назвать источники, из которых они узнали о своей специальности. «От друзей и знакомых» — так ответили 48,5% респондентов. «В семье» — 31%. «В школе» — 30%.

30% молодых людей прибегали к помощи интернета. Упоминались также дни открытых дверей в учреждениях образования, средства массовой информации, помощь центров профориентации и занятия в кружках.


Главные ориентиры

На вопрос «Какие возможности может предоставить ваша профессия?» большая часть учащихся (57%) назвала высокий заработок. Около 42% учащихся выразило уверенность в том, что овладение профессией позволит им стать самостоятельными, 31,6% уверены, что смогут сделать карьеру. В том, что будущая профессия позволит чувствовать себя профессионалом, уверено 28,5% респондентов. И 25,5% считают, что у них будут хорошие условия труда. А вот о том, что будущая профессия поможет им завоевать уважение людей, сообщили только 14% учащихся профтехучреждений.

На вопрос «Что для вас наиболее важно в будущей работе?» более 66% учащихся на первое место поставило ответ «Зарабатывать много денег». В пятерку самых распространенных ответов вошли также следующие: «Работать в хорошем коллективе» (57%), «Иметь хорошие условия работы» (55%), «Работать на успешном предприятии» (43%) и «Иметь престижную работу» (43%).

61% учащихся уверены, что их профессия востребована на рынке труда, а 28,5% опрошенных ответили менее уверенно: «Скорее всего, востребована».


Жизненные перспективы

Почти 87% учащихся сообщили, что для них важно иметь хорошую профессию. А вот на вопрос «Будете ли вы после окончания обучения работать по полученной профессии?» утвердительный ответ дали только 34% респондентов. И 33% ответили «Скорее всего, буду». При этом 54% учащихся уже имели на тот момент на примете конкретное место работы.

Интересно, что на вопрос «Как вы оцениваете свои шансы на то, чтобы закрепиться в жизни?» 21% молодых людей ответил, что их шансы достаточно высоки, а 54% считают, что «шансы есть, но все зависит от меня». Вообще не задумывались над этим вопросом 20,6% опрошенных. И совсем не видит перспектив для себя только менее 1% учащихся профтехучреждений. Считают, что у них больше возможностей жить лучше, чем их родители, более 70% респондентов.

«Что нужно для того, чтобы стать настоящим профессионалом?» — интересовались социологи. «Большое желание» — так ответили 67% опрошенных. «Трудолюбие, упорство» — 62%. «Хорошие условия для учебы» — 30,5%. «Хорошие преподаватели» — 29%. «Хорошая специальная подготовка» — 26%. «Много работать» — 25%. «Хорошее здоровье» — 17,4%.

Учащимся профтехучреждений также было предложено оценить уровень преподавания в их учебном заведении. 49% оценили его как высокий, и столько же — как средний. 36% молодых людей однозначно бы посоветовали своим знакомым поступать в свое учебное заведение, и еще около 30% ответило, что «скорее всего, посоветовали бы».


«Камера хранения» для неудачников?

— Угрозу «Будешь плохо учиться — пойдешь в ПТУ», — слышали многие поколения тех, кто вырос в Советском Союзе. Но и на сегодня, по нашему мнению, самая большая проблема — это недостаточная привлекательность профессионально-технического образования, — подчеркнул Сергей Мусиенко. — Мы поинтересовались мнением молодых людей, обучающихся в профтехучреждениях, какие, по их мнению, мнения людей стоило бы опровергнуть. И, судя по ответам, этот вопрос задел их за живое: «Здесь учатся тупые, глупые, слабые», «Это плохое образование», «Здесь непрестижно учиться», «Это "хабза"». Когда аналогичные ответы дают молодые люди в разных регионах страны, то отрицать существование проблемы, наверное, нельзя.

А на открытый вопрос «Какие меры следует принять для повышения авторитета профтехобразования?» учащиеся дали аж 87 (!) вариантов ответов. На первое место они поставили трудоустройство выпускников. Упоминались также наличие в профтехучреждениях современного оборудования и внедрение новых технологий. Не забыли учащиеся и о зарплатах своих преподавателей: по их мнению, повысить авторитет всей системы профессионально-технического образования помог бы и более высокий уровень оплаты труда преподавателей. Этот ответ оказался на пятом месте.

– К сожалению, ошибочных мнений о системе профтехобразования еще хватает. Но оптимизма у учащихся явно больше, чем было еще пять-десять лет назад, — считает Сергей Мусиенко. — Независимо от того, будут ли они поступать на более высокую ступень или пойдут работать, наличие рабочей профессии молодые люди оценивают как пользу для дальнейшей жизни. И, что очень важно, у них правильно сформировано понимание профессионализма.

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 1 августа 2013 года.
Оригинал на белорусском языке: old.zviazda.by/ru/archive/article.php?id=114941&idate=2013-08-01

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.