Рейтинговое оценивание как средство стимулирования учебной деятельности

За последние десятилетия содержание современного образования потерпело множество изменений. Если раньше основу составляли знания, умения, навыки, то сейчас всё большее предпочтение отдаётся формированию общенаучных умений, компетенций и развитию самостоятельности обучающихся. Поэтому системы оценивания нуждаются в создании новых эффективных систем, либо в корректировке старых.

Рейтинговое оценивание знаний существует довольно давно, его можно встретить в школах и университетах западных стран, а теперь оно распространяется и в России.

Под рейтингом понимается индивидуальный показатель или оценка каждого обучающегося, его достижение в определённой области или по конкретному предмету. Нельзя просто так в середине года начинать рейтинговое оценивание предметов. Чтобы количество баллов было верным и рассчитывалось правильно необходимо выполнять некоторые правила. Для начала нужно разделить изучаемый курс, предмет или изучаемую область на разделы. После завершения каждого раздела необходимо проводить полный контроль, который в итоге составит суммарную оценку. Наконец, обеспечить разнообразие форм и методов контроля, его периодичность.

В вычислении рейтинга большую роль играют тесты, текущий индивидуальный контроль и другие методы и формы проверки обученности, которые требуют от учащихся частой подготовки. Поэтому материал лучше усваивается, и знания действительно остаются в голове учеников. Еще одним преимуществом можно считать то, что преподаватель видит динамику обучения, благодаря систематичности и разнообразию форм контроля

Конечно, такой тип оценивания может составить трудности для преподавателя, ведь ему потребуется специально разрабатывать критерии, шкалу баллов, начисляемых за те или иные виды выполненных заданий и отражающих их сложность, трудоёмкость, а также корректировать сами задания для наиболее объективного оценивания по единой стандартизированной шкале. Кроме того, в рейтинге желательно отразить особый вес заданий повышенной сложности, творческих заданий, а также участия в предметных конкурсах, олимпиадах. Однако, как отмечает Si-sv.com, большинство этих задач носит разовый характер, и для квалифицированного педагога они вполне решаемы.

Практика показывает, что рейтинговая система оценивания действительно стимулирует учебную деятельность, позволяет индивидуально задать темп обучения каждому ребенку с учетом его особенностей. В результате её применения ученики более активно работают на занятиях, меняется их отношение к домашней работе (возрастает мотивация выполнять задания для получения более высоких баллов). При этом, как правило, повышается успеваемость учеников, снижается влияние стрессовых факторов, а также обеспечивается систематическая работа обучающихся.

Таким образом, рейтинговая система позволяет ученикам стать самостоятельными, самореализоваться в различных видах учебной деятельности, что усиливает их мотивацию в учении.

Статья предоставлена сайтом si-sv.com.