Раздельное обучение мальчиков и девочек: что в этом плохого?

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Не знаю даже, зачем я берусь за эту тему? Раздельного обучения мальчиков и девочек в нашей стране нет и даже не предвидится. Но вот прочитал недавно в интернете, что, мол, появились в России (в городе Каменск-Уральский, если точнее) раздельные классы (не школы, а только классы). Учителя объяснили такое свое решение пожеланиями родителей и еще тем, что подходы к обучению мальчиков и девочек должны отличаться...

Прочитал и задумался...

А действительно, хорошо это или плохо — раздельное обучение? Ведь было же такое когда-то, в дореволюционной России... И не возвращение ли это к прошлому в педагогическом эксперименте Каменск-Уральска?

Но это не совсем так, а точнее, совсем не так! Ведь на Урале раздельными сделали первые классы, а в той, прежней России, все начальные школы (и земские, и церковно-приходские) были смешанными. Раздельное же обучение начиналось только со средней школы. Для мальчиков существовали классические гимназии, реальные училища, кадетские корпуса и духовные семинарии. И это было логично и рационально, так как готовили здесь из учащихся, соответственно, будущих чиновников, инженеров и медиков, военных и священников... А все это в то время было исключительно делом мужчин. Девочки же учились в специальных женских гимназиях или пансионатах, по окончании которых они могли (по желанию) работать учительницами в земских или церковно-приходских школах.

После революции, когда было объявлено гражданское равноправие мужчин и женщин, советская средняя школа стала смешанной. Да и за основу этой новой школы взяли не классические гимназии, а дореволюционные городские начальные училища с их более простой программой.

Казалось, что система раздельного обучения навсегда осталась в прошлом... Но вдруг в 1943 году (война еще шла) вновь было объявлено о введении раздельного обучения в СССР. Правда, появилось оно не везде, а только в крупных городах, но там продержалось более десяти лет (вплоть до смерти Сталина) и было отменено только в 1954 году. Интересно, что и при введении, и при отмене раздельного обучения главной причиной такого шага называлась «необходимость укрепления дисциплины»...

Кстати, во многих зарубежных странах раздельное обучение не только существует, но и довольно распространено. Я уже не говорю об исламском мире, где такое — норма. В США, например, за последние восемь лет число школ с раздельным обучением мальчиков и девочек выросло более чем в 50 раз — с четырех до двухсот «с хвостиком» подобных учебных заведений. Конечно же, для огромной Америки это мелочь, но все же...

В Англии государственные школы — смешанные, а вот подавляющее большинство дорогих и престижных частных учебных заведений практикуют раздельное обучение. И успеваемость детей там значительно выше, чем в смешанных школах...

Такие же выводы сделали и ученые Австралии, где также много подобных школ. В течение шести лет они наблюдали за отметками 270 тысяч школьников. Оказалось, что оценки мальчиков, которые учились отдельно от девочек, на 15-22% выше, чем у мальчиков из смешанных классов.

Так что, выходит, что именно за раздельным обучением будущее?

Не будем торопиться с выводами.

Интересный эксперимент проводили недавно в Санкт-Петербурге на базе одной из государственных школ. Там были созданы параллельно и общие классы, и раздельные. А в раздельных классах учителя применяли различные методические приемы. В классах с мальчиками материал преподавался в очень высоком темпе, уроки часто были построены в форме командных соревнований. А в классах с девочками новая информация давалась постепенно, акцент делался на многократное ее повторение в спокойной доброжелательной атмосфере...

И что же выяснилось?

Успеваемость действительно немного повысилась, а вот что касается психологического климата в коллективах...

Оказалось, что агрессивность девочек из смешанных классов была намного ниже, чем агрессивность их сверстниц из классов раздельного обучения. И наоборот: в смешанных классах агрессивность мальчиков значительно превышала уровень агрессивности исключительно мальчишеских коллективов. Наверное все же присутствие женщин (в нашем случае девочек) заставляет мужчин (мальчиков) более категорично отстаивать свои позиции... И разве это плохо для формирования настоящего мужского характера в будущем?

И наоборот: девочки в присутствии мальчиков не просто сдерживали агрессию и раздражительность, но даже подсознательно старались выглядеть как можно более слабыми и доброжелательными...

Как можно более женственными и привлекательными, другими словами...

И что в этом, скажите, плохого?

Геннадий Авласенко. Газета «Звязда», 27 июня 2014 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2014/06/44215.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.