Соревнования роботов по роботосумо состоялись в гимназии № 50 г. Минска

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Еще несколько лет назад крупные фестивали роботов вызывали огромный ажиотаж: о соревнованиях по роботофутболу, роботоборьбе и другим дисциплинам в обязательном порядке рассказывали самые известные мировые СМИ. Теперь же такими мероприятиями никого не удивишь: отрасль шагает вперед и становится повседневной. Для белорусов же все только начинается, и первые соревнования роботов собирают толпы любителей этого необычного увлечения. Один из таких турниров прошел на днях в минской гимназии № 50. На детские соревнования по роботосумо попали и наши корреспонденты.

Это уже второй открытый городской турнир для детей по робототехнике. Предыдущий состоялся весной и был приурочен к чемпионату мира по хоккею, проходившему в белорусской столице. Этим была обусловлена и основная дисциплина весенних соревнований — роботохоккей. Теперь же турнир «привязали» к фестивалю японской культуры «Японская осень в Беларуси 2014» и дисциплину выбрали соответствующую — роботосумо. Организовывали его общественное объединение восточной культуры и традиций «Хагакурэ», репетиционный центр «100 баллов» и один из основателей компании «EPAM Systems» Леонид Лознер.

— Главная цель проведения турнира — популяризация робототехники в Беларуси, — рассказал корреспонденту «ЧЗ» один из организаторов Евгений Ливянт. — Мы хотим, чтобы робототехникой в Беларуси занималось больше людей. Такое мероприятие — простой и интересный путь к популяризации. Об определенных успехах можно говорить и сейчас: год назад робототехникой в столице занималось 100-150 человек, сейчас речь идет уже о цифрах от 500 до 1000. В общей сложности в наших планах каждый учебный год проводить по три турнира: осенний, зимний и весенний. Скорее всего, в следующий раз встретимся как раз зимой.

турнир по роботосумо

Что же представляет собой роботосумо? Если вам приходилось видеть этот вид борьбы воочию, то различий с роботоспортом немного. Круглая площадка для соревнований (по-японски — дахё) диаметром один метр с двумя полосами, которыми отмечены стартовые позиции электронных борцов. Раунд длится 30 секунд. Побеждает тот, кто сумеет хотя бы частично вытолкнуть соперника за пределы круга. Бой идет до двух побед. Максимальное количество раундов — три.

Ребята из команды «Гермес» — Илья Маркевич, Олег Аземша и Денис Томашевич начали заниматься робототехникой два года назад в репетиционном центре. Сейчас им по 14, и они приехали на соревнования исключительно для того, чтобы победить. Все ребята собираются работать в сфере IT.

— Самое интересное в создании робота — программирование, — говорит Олег. — Хочется, чтобы все работало, и, когда то, что ты изначально задумал, получается, это настоящая радость.

— Сборка одного «сумоиста» занимает примерно шесть часов, — добавляет Денис, — но все зависит от сложности. Конечно же, на соревнования мы выставили сложного, сильного робота.

Кстати, слово «робот» в этом случае вовсе не преувеличение. Электронные сумоисты вооружены различными датчиками, влияющими на выполнение алгоритма, заложенного создателем: движения, прикосновения, расстояния, света. От того, как «тренер» подготовит своего бойца в плане искусственного интеллекта, в основном, и зависит успех.

— Я считаю, что это и есть самое современное инженерное образование, — комментирует Евгений Ливянт. — Основы программирования, основы механики... Думаю, если бы у нас в таком формате проходила часть уроков трудового обучения, толку от них было бы гораздо больше.

Тела «сумоистов» пластиковые, собранные из деталей специального набора конструктора LEGO. Максимальный размер — 25 на 25 сантиметров. Вес не должен превышать одного килограмма. Все показатели замеряются перед каждым поединком. Если что-то не соответствует регламенту, создателям даются две минуты на переработку. Кстати, возраст юных инженеров также ограничен: участие в конкурсе не могли принять те, кто родился раньше 1 января 1998 года.

робот для соревнований по роботосумо

Некоторые бои отличались определенной жестокостью: например, у одного из роботов-участников во время схватки слетели гусеницы. Команда оперативно возвращает все детали на место, чтобы побороться за победу в следующем раунде. Дистанционно управлять роботом во время драки запрещено: все соответствующие интерфейсы бортового компьютера должны быть отключены.

Кроме роботосумо, проводились соревнования еще по двум дисциплинам. В творческом конкурсе создателям предлагалось представить робота, который бы помогал людям в повседневной жизни. Особенно ценились электронные помощники, умеющие что-то такое, что не под силу человеку. В третьей дисциплине оценивались посвященные роботам хокку (традиционные японские стихотворные трехстрочия). Посетители также могли познакомиться с небольшой экспозицией, которая демонстрировала историю развития робототехники и самые интересные модели роботов, созданные в Беларуси.

Не меньше соревнования поразило количество зрителей. В актовом зале гимназии не хватило места всем желающим понаблюдать за церемонией открытия. А вокруг роботов, дравшихся на импровизированных дахё, собралась настоящая толпа. Организаторы отмечали, что мероприятие переросло масштаб школьной рекреации.

Инженер Анатолий Борейко из Жлобина пришел на соревнования в качестве зрителя с шестилетним внуком Романом:

— О соревнованиях через интернет узнал зять. Рома этим интересуется, поэтому сегодня мы пришли понаблюдать за турниром в качестве болельщиков. Знаете, даже я заинтересовался, когда увидел, какие вещи можно сделать из обычного конструктора. Жаль, что сам не всегда понимаю принципа действия аппаратов, но этим они и интригуют.

Интересно, что победителем сразу в двух дисциплинах (сумо и творческий конкурс) стал самый молодой участник — Иван Францкевич. Парню всего семь лет! Именно его роботы оказались лучше остальных на соревнованиях. А в конкурсе хокку победу праздновал Павел Аземта.

Ярослав Лысковец. Фото Сергея Никоновича. Газета «Звязда», 23 октября 2014 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2014/10/58310.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.