Репортаж из места, где хранятся надежды абитуриентов...

Статья из белорусской республиканской газеты "Звязда" в переводе на русский язык.

Оказаться в "святая святых" - месте, где хранятся материалы централизованного тестирования, не отказался бы, наверное, никто из абитуриентов. Но повезло только гимназистам Советского района столицы. Руководство Республиканского института контроля знаний пригласило одиннадцатиклассников на День знаний к себе в гости...

Можно не сомневаться, что всего через 9 месяцев эти подростки тоже отправятся "на штурм" ВУЗов, а значит, сами станут участниками централизованного тестирования. 1 сентября им представилась уникальная возможность увидеть систему организации централизованного тестирования не снаружи, а изнутри, и получить ответы на свои вопросы из самых первых рук, тем более что мифов вокруг централизованного тестирования ходит много. Например, очень распространен среди старшеклассников миф о том, что правильные ответы можно просто угадать, набрав при этом приличную сумму баллов, что можно подправить ответы в бланках "своим" людям при проверке работ участников тестирования, что ответы к тестам можно купить - надо только найти нужного человека.

- Я надеюсь, что в нашей стране уже не осталось людей, которые не слышали бы о централизованном тестировании? - поинтересовался у гимназистов первый заместитель директора Республиканского института контроля знаний Игорь КОЗЕЛ. - Все развитые страны мира пришли к выводу, что самым эффективным способом содействия повышению качества образования является налаживание системы внешнего оценивания. В нашей стране это централизованное тестирование. Полагаю, не будет преувеличением сказать, что к работе над контрольно-измерительными материалами мы привлекаем весь интеллектуальный ресурс страны. Приглашаем к сотрудничеству научных работников, преподавателей высшей школы, школьных учителей с высшей и первой квалификационной категорией, причем привлекаем их к работе как в качестве авторов, так и в качестве экспертов. Поэтому если кто-то скажет, что один человек в институте разработал весь тест, это не будет соответствовать действительности.

- Для хранения рабочей информации у нас есть специальные сейфы - по одному на каждый предмет. Доступ к этому сейфу имеет только один человек - методист. Даже директор института и его заместители не имеют такого доступа, - объясняет школьникам заместитель директора института по учебно-методической работе Ядвига Беcкоровайная, демонстрируя комнату с сейфом. - Прежде чем попасть в банк тестовых заданий, рабочие материалы проходят экспертизу, апробацию и последующую доработку. Если задание полностью готово для использования на ЦТ, оно попадает в банк тестовых заданий. Последний представляет собой ноутбук (на каждый предмет по одному). А уже эти ноутбуки хранятся в другом сейфе в отдельной комнате. Зайти в эту комнату может только методист в присутствии заместителя директора института. У одного должностного лица есть ключ от комнаты, а в другого - ключ от сейфа. Ни заместитель директора института, ни даже директор в одиночку туда попасть не могут. У директора института вообще нет своего ключа от этой комнаты. К тому же у каждого ноутбука есть свой пароль, который знает только один человек - методист. У методиста есть своя печать, которой он пломбирует вализу с ноутбуком. Когда вализа с ноутбуком достается из сейфа, в журнале делается соответствующая запись, а при возвращении в сейф вализа снова пломбируется. Плюс в комнате установлена система круглосуточного видеонаблюдения, и если возникнет необходимость, то всегда можно посмотреть, что происходило в помещении даже ночью. Таким образом, риск утечки информации на предварительных этапах подготовки тестирования фактически сводится к нулю, и даже если бы ее допустил кто-то из членов авторских коллективов, которые работают автономно и не знают друг друга, то вряд ли информация, которой они обладают, смогла бы кому-то помочь и повлиять на общие результаты. Окончательные варианты тестов, которые будут предложены абитуриентам, формирует в присутствии членов государственной комиссии по контролю за ходом подготовки и проведения вступительных испытаний запущенная компьютерная программа методом слепого выбора, и никто не может знать их заранее.

- Абсолютно на всех этапах: и во время работы над рабочими материалами будущих тестов, и в процессе тиражирования и пакетирования материалов ЦТ, которые поступят в экзаменационные аудитории, - доступ к материалам тестирования имеет только один человек - методист. Поэтому если произойдет утечка информации, ответственность за нее будет нести также только один человек, - добавляет Игорь Козел, - а он сам себе не враг. Личная ответственность, мы считаем, является лучшим гарантом информационной безопасности. Кстати, в других странах тиражированием материалов тестирования занимаются отделы логистики или специальные службы, и там скандалы, связанные с утечкой конфиденциальной информации, к сожалению, не редкость. В Литве, например, несколько лет назад был установлен факт утечки материалов тестирования, за что были сняты со своих должностей самые высокопоставленнные лица.

Работники института продемонстрировали своим гостям специальные пакеты с секретной лентой, которые используются для доставки тестов в экзаменационные аудитории, и бланки ответов, которые имеют степени защиты такие, как на денежных знаках. Как только целостность ленты нарушается, на ней сразу проступают скрытые от глаз символы, к тому же на каждом пакете есть ярлычок, где нанесен номер и штрих-код, что позволяет идентифицировать пакеты при их возвращении из пунктов тестирования в институт. Бланки ответов являются документами строгой отчетности и имеют сквозную нумерацию, поэтому при необходимости всегда можно узнать, в какой ВУЗ и даже в какой аудитории находился тот или иной бланк. Поэтому чужие бланки оказаться в пакете с материалами тестирования, которые возвращаются из ВУЗов в Институт контроля знаний, просто не могут.

- Для доставки материалов тестирования в пункты проведения ЦТ и обратно, в институт, мы задействуем государственную фельдъегерскую службу, которая занимается доставкой корреспонденции сверхсекретного значения, - рассказывает Игорь Козел. - Материалы ЦТ также являются секретом государственного значения.

Еще один ответственный этап - сканирование бланков ответов и верификация. Для сканирования бланков ответов в институте используются шесть высокоскоростных сканеров, которые позволяют за сутки обработать 50 тысяч бланков. Этой скорости достаточно, чтобы обеспечить следующий этап работы - верификацию, которая требует гораздо больше времени. "Почему результатов тестирования приходится ждать так долго?" - каждое лето интересуются абитуриенты и их родители. Но организаторы тестирования категорически не согласны с такой постановкой вопроса. В нынешнем году централизованное тестирование стартовало 15 июня, а 4 июля уже были напечатаны сертификаты по всем дисциплинам, а это, между прочим, более 466 тысяч. Понятно, что для проверки самых массовых дисциплин - математики или русского языка - требуется больше времени, чем для проверки работ участников тестирования по химии или истории.

- Верификация делается исключительно в интересах абитуриента, - объясняет гимназистам начальник отдела мониторинга и методик контроля института Тамара Болтуть, - поскольку современное программное обеспечение не гарантирует стопроцентного качества перевода рукописного текста в электронный формат. Скажем, компьютер может принять цифру "3" за цифру "8", если она написана неаккуратно. А человек это видит и предупреждает ошибку, которая может абитуриенту очень дорого стоить. Или, например, компьютер может неправильно прочитать фамилию абитуриента, поэтому и сертификат будет выписан с ошибкой в фамилии или в паспортных данных. Но и сами абитуриенты умудряются допускать ошибки в своих именах и фамилиях. Слово "Надежда" пишут как "Надежа", в фамилии "Викторович" или имени "Денис" допускают аж три ошибки. Настоящей проблемой, как мы заметили, для абитуриентов является отмена ошибочных ответов. Так что необходимо учиться делать это заранее, чтобы не испортить свой тестовый балл. А есть абитуриенты, которые вообще забывают заполнить в бланке область регистрации. В этом случае установить автора тестовой работы можно по данным регистрации на ЦТ. Одним словом, казусов на тестировании хватает.

Задача верификаторов - проследить за правильностью распознавания символов на бланках, но вмешаться в процесс проверки тестовых работ заданий операторы не могут. Они лишь помогают компьютеру в распознавании символов, а свои знаки внести не могут, так как программное обеспечение запоминает любое сделанное ими исправление. Каждый верификатор работает под своим паролем. Верификация проводится три раза разными людьми, и фактически один контролирует другого. К тому же никто из верификаторов не знает, чью работу он проверяет: после сканирования электронные изображения области регистрации и самих ответов разделяются.

В том, что абитуриенты не отличаются аккуратностью, гости смогли убедиться воочию. Школьников не могли не заинтересовать изображения бланков с оригинальным "орнаментом": так некоторые из абитуриентов пытались заполнять бланки с ответами наобум. "А сколько можно набрать баллов по такой "системе"?" - поинтересовались одиннадцатиклассники. "Пять - максимум десять баллов, если вы попытаетесь "замахнуться"еще и на часть В, где нет вариантов ответов", - пояснила Тамара Болтуть. - Но я бы не советовала вам этого делать. Мы уже не удивляемся, когда к нам приходят родители, которые не хотят соглашаться с низкими баллами своего ребенка. Они уверены, что произошел какой-то технический сбой при проверке работы. И только когда мы им демонстрируем бланк вот с таким "орнаментом", у них открываются глаза на своего ребенка..."

А завершился визит гимназистов в Республиканский институт контроля знаний в кабинете его директора Николая Феськова.

- Надеюсь, что ваша экскурсия не была дежурным мероприятием в День знаний, и вы смогли получить информацию, которая будет полезной при подготовке к централизованному тестированию? - поинтересовался у одиннадцатиклассников Николай Феськов. - Хочу вас подбодрить: у воспитанников гимназий - самые высокие шансы поступить в ВУЗ. Об этом свидетельствует наша статистика: среди всех абитуриентов у гимназистов - традиционно самые лучшие результаты. Но хотел бы дать вам один совет: не игнорируйте репетиционное тестирование. Мы проследили за результатами участников репетиционного тестирования и убедились, что молодые люди, которые участвовали во всех трех этапах "репетиции" экзаменов, демонстрируют на централизованном тестировании в два раза выше балл, чем средний по предмету среди всех участников ЦТ. Те, кто участвовал в двух этапах, получили в полтора раза выше средний балл. А участники одного этапа репетиционного тестирования показывают, как правило, средний результат. Понятно, что участие только в одной "репетиции" экзаменов не позволяет надеяться на стопроцентный успех на централизованном тестировании. Для этого нужно много работать. Но и психологическая, и техническая подготовка, наверное, никому не повредит...

Надежда Николаева, газета "Звязда", 4 сентября 2010 года.

Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=65403&idate=2010-09-04

Смотрите другие статьи по методике преподавания физики в школе.