Систему оценки абитуриентов на ЦТ могут пересмотреть

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Министр образования и науки России Дмитрий Ливанов на днях сильно озадачил педагогическую общественность своим предложением, не учитывать при оценке выпускных сочинений... грамотность их авторов. Мол, «оценка сковывает, человек боится допустить ошибку, а потому пишет не совсем так, как хотел бы». По его словам, целью возвращения в российские школы выпускного сочинения является не проверка грамотности, а проверка способности человека мыслить и аргументировать свои выводы, опираясь на литературные произведения.

Как известно, в России в этом году после сдачи Единого государственного экзамена пришлось понижать требования по уровню знаний по русскому языку и математике, чтобы не лишить выпускников аттестатов. Однако когда руководитель образовательной отрасли не считает письменность непременным атрибутом человека с высшим образованием, это выглядит по меньшей мере странно.


«Из жизни микроорганизмов»

В Беларуси год назад также звучали предложения ввести зачеты по государственным языкам на том основании, что эти дисциплины — непрофильные для большинства специальностей, и для инженера более важно знание физики и математики, чем русского или белорусского языка. И хотя минимальный порог на ЦТ — самый низкий именно на этих двух дисциплинах (он составляет всего 10 баллов), для многих абитуриентов преодолеть его все равно оказалось сложно. Достаточно большое количество тех, кто в нынешнем году поступал в рамках дополнительного набора, «завалили» ЦТ именно по государственному языку.

Еще одно из предложений, которое, к счастью, не нашло поддержки, касалось намерения объединить в одном тесте несколько дисциплин: речь шла о сочетании в одном тесте русского и белорусского языка; истории Беларуси и обществоведения; физики и математики; химии и биологии.

В нынешнем году Госкомиссия по контролю за ходом подготовки и проведения вступительных экзаменов снова подкинула тему для размышлений. Мол, родителям не понятно, почему их ребенок получает в школе «восьмерки» по предмету, а на тестировании набирает всего 30 баллов. Значит, надо пересмотреть систему подсчета баллов участников централизованного тестирования, чтобы можно было сопоставлять ее с системой выставления оценок в школе. Все поняли это как возвращение к десятибалльному оцениванию результатов централизованного тестирования. И интернет «взорвался»...

Приведем лишь несколько из высказываний на форумах:

«Стобалльная система была введена для детальной дифференциации, то есть, чтобы было меньше людей, которые набрали одинаковое количество баллов по всем трем ЦТ. И рейтинговые коэффициенты в зависимости от сложности задания также направлены именно на это. А если сейчас вводить десятибалльную систему на ЦТ, то саму структуру тестов придется кардинально менять. Так что, начинаем все с самого начала?»

«Интересная мотивация: "Идя навстречу пожеланиям общественности и исключительно ради заботы о непонятливых родителях бедных абитуриентов". Естественно, оценка в аттестате (по разным причинам) часто необъективно отражает уровень подготовки ученика по этому предмету. Но что сложного в том, чтобы сопоставить 100 баллов ЦТ со школьной "десяткой"? 80 баллов — "восьмерка", 47 баллов — 4,7. Просто с таким вполне логичным соотнесением нынешние проходные 5 баллов ЦТ при переводе в школьный эквивалент превращаются даже не в "единичку" (причем по 10-балльной шкале), а вообще в нечто из жизни микроорганизмов — 0,5».


Кто выше ростом?

Напомним, что в Беларуси, в отличие от той же России (где довольно долгое время пытались переводить результаты Единого государственного экзамена в «десятибалку», но в конце концов отказались от этой идеи), давно перешли при зачислении в ВУЗ на 100-балльную рейтинговую систему и забыли полупроходные баллы.

Цель белорусского ЦТ — оценить различия в уровне подготовки абитуриентов, сравнить индивидуальные результаты с результатами других участников и определить относительную позицию в группе тех, кто держит экзамен. Результаты таких экзаменов позволяют определить рейтинг каждого абитуриента в соответствии с уровнем его подготовки.

Если количество претендентов значительно превышает количество вакантных мест в ВУЗах и ССУЗах, то только такой подход и позволяет наиболее справедливо отбирать абитуриентов.

абитуриентка задумалась на тестом

Для оценки результатов централизованного тестирования Республиканский институт контроля знаний использует процентную шкалу распределения баллов. Учитывается не только количество правильно выполненных заданий, но и их относительная сложность. Сложность каждого задания, или его весовой коэффициент, определяется статистически и зависит от количества участников, которые выполнили его правильно. Значит, чем меньше абитуриентов справились с конкретным заданием, тем выше его весовой коэффициент сложности и тем большее количество баллов начисляется участнику экзамена за правильное выполнение задания. Это позволяет хорошо дифференцировать как наиболее подготовленную часть абитуриентов, так и менее успешную.


Снова полупроходные баллы?

Репетитор Евгений Ливянт считает неудачным намерение Министерства образования изменить на ЦТ систему подсчета баллов:

— Нельзя обижаться на зеркало. Качество школьного образования не выдерживает никакой критики. И это нужно признать и заняться школой, учебными программами, подготовкой педагогов, а не пытаться завуалировать провал абитуриентов на централизованном тестировании. Я работаю со старшеклассниками и вижу, как они сейчас борются за каждую десятую долю балла в своем школьном аттестате, стараются подтянуть каждый предмет, так как при переводе в 100-балльную шкалу эти «десятые» могут решить их судьбу. Для меня как репетитора, безусловно, было бы лучше, чтобы старшеклассники сконцентрировались только на моем предмете. Но для школы важно, чтобы дети с уважением относились к изучению всех дисциплин. А они делать этого не будут, если поймут новые «правила округления». Не будут так ответственно относиться к урокам, как это происходит сегодня. Например, средний балл аттестата у одного абитуриента 8,51, а у другого — 8,49. Обоим поставят «восьмерку» или «девятку» или одному поставят «девятку», а другому — «восьмерку»? Как это будет выглядеть на практике?

В начале 2000-х годов 100-балльная шкала ЦТ также переводилась в 10-балльную и пересматривалась каждый год. Например, в 2005 году абитуриенты, набравшие по математике от 66 до 81 баллов, получали «7», а абитуриенты, набравшие от 82 до 92, получали «8». По физике «семерка» выставлялась абитуриентам с суммой баллов от 66 до 75, а «восьмерка» — от 76 до 87. Вопросов было много. Они и сейчас будут. Тем более что снова появится полупроходной балл. При переходе с 400-балльной суммы на 40-балльную резко возрастет вероятность совпадения баллов у претендентов на одну и ту же специальность.

Считаю, что переход от 100-балльной шкалы к 10-балльной поддержан общественностью не будет. Все привыкли, что, скажем, для гарантированного поступления на многие специальности в БГУ нужно иметь не менее 300 баллов. И вдруг этот ориентир меняется...


Угадать или найти ответ?

Еще одно предложение, высказанное членами госкомиссии, — провести ревизию структуры и содержания тестовых заданий — для того, чтобы уменьшить вероятность угадывания правильных ответов. Проще говоря, уменьшить количество заданий в части А, где абитуриентам предлагаются варианты ответов.

Сейчас по всем предметам, за исключением математики и физики, наши тесты содержат 80 процентов заданий с вариантами ответов (часть А) и 20 процентов заданий без выбора ответов (часть В). На ЦТ по математике и физике соотношение заданий частей А и В составляют соответственно 60 и 40 процентов.

В Республиканском институте контроля знаний объясняют, что существуют определенные законы построения теста, согласно которым уровень заданий должен возрастать: абитуриент при выполнении теста движется от простых к более сложным заданиям. Задания части А, где предлагаются варианты ответов, проверяют либо умение логически рассуждать, либо умение анализировать и быстро делать вывод, либо выбирать правильный ответ из похожих. Правильно сформулированное задание требует вдумчивого анализа и сопоставления возможных вариантов решения. Правда, есть вопрос: а сколько же должно быть дистракторов (правдоподобных вариантов ответов) в одном задании? Закрытые задания области А могут иметь 4-5 вариантов ответов — предлагать большее количество вариантов нецелесообразно, поскольку это требует больше времени и усложняет выполнение теста.

А для того, чтобы тест мог более точно определить рейтинг участников тестирования, существует область B, где нет ответов на предложенные вопросы и задачи. Задания области B в большей степени позволяют дифференцировать абитуриентов с более глубокой подготовкой. Но вместе с тем они трудно поддаются автоматизации при обработке бланков ответов. Если по математике и физике ответом является цифра, то по истории или обществознанию нужно в бланк ответов вписать слово или словосочетание. А если есть несколько вариантов правильного ответа? Или, например, абитуриент записал это слово с ошибкой? Как компьютерной программе их засчитать?

Если посмотреть на практику других стран, то там задания с вариантами ответов используются повсеместно, где экзамены проводятся в тестовой форме. Многие страны, чтобы максимально автоматизировать процесс обработки тестовых материалов, предлагают на экзаменах задания только с выбором варианта ответов.

Лондонская школа экономики и политических наук на вступительных экзаменах по математике предлагает в течение одного часа выполнить 30 заданий с несколькими вариантами ответов. В университетах Германии TеstАS определяет способности иностранных абитуриентов к обучению и включает 150 заданий с выбором ответа из четырех предложенных вариантов.

В Украине при внешнем независимом оценивании (аналог нашего ЦТ) все тесты комбинированные: по большинству предметов 90% заданий на выбор вариантов ответов (часть А) и только 10% — открытого типа (часть В). По русскому же языку в Украине совсем отказались от части В при 50 заданиях части А.


Школьная оценка — еще не гарантия

В текущем году из общего числа абитуриентов, зачисленных по дополнительному набору, 84% не имели бы права поступать в ВУЗы, если бы Министерство образования не снизило порог для тестовых баллов, начиная с которого оценки признаются удовлетворительными. Остается надеяться, что они все же смогут адаптироваться к требованиям высшей школы. Но есть опасение, что уже первая экзаменационная сессия может стать для них «лебединой песней».

«селфи» на память с ректором БГУ Сергеем Абламейко
На фото: «селфи» на память с ректором БГУ Сергеем Абламейко — еще одна маленькая награда для тех, кому посчастливилось в этом году стать студентами.
Фото Сергея Никоновича.

Что касается школьных аттестатов, то школьные оценки коррелируют с успеваемостью студентов в меньшей степени. Оно и понятно, ведь школьный балл — это оценка учителем знаний школьника, которая при этом выполняет и роль стимула в обучении, поэтому часто она завышается. Школьный учитель не только оценивает каждого ученика, но и учитывает прошлые его заслуги, индивидуальные качества. Абитуриент мог быть, условно говоря, «звездой» среди своих одноклассников, но при поступлении в ВУЗ потерять свои лидерские позиции. Некоторые отличники узнают свою неконкурентоспособность только во время вступительных экзаменов. Но если такой «отличник», который имеет в аттестате «9» или «10» баллов, получит и на ЦТ 9 или 10 баллов по 10-балльной шкале — разве это будет справедливо?

Надежда Николаева.


Справка «Звязды»

В нынешнем году нулевые результаты на ЦТ были получены в 213 случаях. Как и в предыдущие годы, большинство из них пришлось на математику (132) и физику (43).

Не преодолели нижний порог тестового балла, необходимый для поступления в ВУЗы в основной волне, 40,7 тысячи человек, или 38% от общего числа участников тестирования. В том числе 2,6 тысячи абитуриентов — одновременно по трем предметам, 12,2 тысячи — по двум предметам и 24,5 тысячи — по одному предмету. По физике не преодолели установленный порог 41,2% участников экзамена, а по математике — 40,6%. В результате дополнительного набора студентами стали 195 человек, которые «завалили» ЦТ по двум предметам, и 12 человек, которые «завалили» ЦТ сразу по трем предметам.


Лучшие из лучших

Максимальный результат (100 баллов) был получен на ЦТ в 122 случаях. Среди стобалльников 38 человек окончили среднюю школу, 42 — гимназии и 26 — лицеи. Также 100 баллов получил на ЦТ один выпускник среднего специального учебного заведения и 15 выпускников предыдущих лет.

12 учреждений образования, выпускники которых достигли 100-балльного результата, расположены в сельских населенных пунктах.


На вершине рейтинга

По данным Национального института образования, в ТОП-10 учреждений образования, выпускники которых показали на ЦТ самые высокие результаты, вошли:

  • Лицей БГУ,
  • Минский областной лицей,
  • Лицей № 2, г. Минск,
  • Лицей № 1, г. Лида,
  • Гимназия № 1, г. Брест,
  • Лицей № 1 имени А. С. Пушкина, г. Брест,
  • Лицей Белорусско-Российского университета, г. Могилев,
  • Могилевский государственный областной лицей № 3,
  • Гомельский областной лицей,
  • Мозырский областной лицей.

Газета «Звязда», 10 сентября 2014 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2014/09/52558.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.