Астрофизический портал | |
|
Систему оценки абитуриентов на ЦТ могут пересмотреть
Министр образования и науки России Дмитрий Ливанов на днях сильно озадачил педагогическую общественность своим предложением, не учитывать при оценке выпускных сочинений... грамотность их авторов. Мол, «оценка сковывает, человек боится допустить ошибку, а потому пишет не совсем так, как хотел бы». По его словам, целью возвращения в российские школы выпускного сочинения является не проверка грамотности, а проверка способности человека мыслить и аргументировать свои выводы, опираясь на литературные произведения.
Как известно, в России в этом году после сдачи Единого государственного экзамена пришлось понижать требования по уровню знаний по русскому языку и математике, чтобы не лишить выпускников аттестатов. Однако когда руководитель образовательной отрасли не считает письменность непременным атрибутом человека с высшим образованием, это выглядит по меньшей мере странно.
«Из жизни микроорганизмов»
В Беларуси год назад также звучали предложения ввести зачеты по государственным языкам на том основании, что эти дисциплины — непрофильные для большинства специальностей, и для инженера более важно знание физики и математики, чем русского или белорусского языка. И хотя минимальный порог на ЦТ — самый низкий именно на этих двух дисциплинах (он составляет всего 10 баллов), для многих абитуриентов преодолеть его все равно оказалось сложно. Достаточно большое количество тех, кто в нынешнем году поступал в рамках дополнительного набора, «завалили» ЦТ именно по государственному языку.
Еще одно из предложений, которое, к счастью, не нашло поддержки, касалось намерения объединить в одном тесте несколько дисциплин: речь шла о сочетании в одном тесте русского и белорусского языка; истории Беларуси и обществоведения; физики и математики; химии и биологии.
В нынешнем году Госкомиссия по контролю за ходом подготовки и проведения вступительных экзаменов снова подкинула тему для размышлений. Мол, родителям не понятно, почему их ребенок получает в школе «восьмерки» по предмету, а на тестировании набирает всего 30 баллов. Значит, надо пересмотреть систему подсчета баллов участников централизованного тестирования, чтобы можно было сопоставлять ее с системой выставления оценок в школе. Все поняли это как возвращение к десятибалльному оцениванию результатов централизованного тестирования. И интернет «взорвался»...
Приведем лишь несколько из высказываний на форумах:
«Стобалльная система была введена для детальной дифференциации, то есть, чтобы было меньше людей, которые набрали одинаковое количество баллов по всем трем ЦТ. И рейтинговые коэффициенты в зависимости от сложности задания также направлены именно на это. А если сейчас вводить десятибалльную систему на ЦТ, то саму структуру тестов придется кардинально менять. Так что, начинаем все с самого начала?»
«Интересная мотивация: "Идя навстречу пожеланиям общественности и исключительно ради заботы о непонятливых родителях бедных абитуриентов". Естественно, оценка в аттестате (по разным причинам) часто необъективно отражает уровень подготовки ученика по этому предмету. Но что сложного в том, чтобы сопоставить 100 баллов ЦТ со школьной "десяткой"? 80 баллов — "восьмерка", 47 баллов — 4,7. Просто с таким вполне логичным соотнесением нынешние проходные 5 баллов ЦТ при переводе в школьный эквивалент превращаются даже не в "единичку" (причем по 10-балльной шкале), а вообще в нечто из жизни микроорганизмов — 0,5».
Кто выше ростом?
Напомним, что в Беларуси, в отличие от той же России (где довольно долгое время пытались переводить результаты Единого государственного экзамена в «десятибалку», но в конце концов отказались от этой идеи), давно перешли при зачислении в ВУЗ на 100-балльную рейтинговую систему и забыли полупроходные баллы.
Цель белорусского ЦТ — оценить различия в уровне подготовки абитуриентов, сравнить индивидуальные результаты с результатами других участников и определить относительную позицию в группе тех, кто держит экзамен. Результаты таких экзаменов позволяют определить рейтинг каждого абитуриента в соответствии с уровнем его подготовки.
Если количество претендентов значительно превышает количество вакантных мест в ВУЗах и ССУЗах, то только такой подход и позволяет наиболее справедливо отбирать абитуриентов.
Для оценки результатов централизованного тестирования Республиканский институт контроля знаний использует процентную шкалу распределения баллов. Учитывается не только количество правильно выполненных заданий, но и их относительная сложность. Сложность каждого задания, или его весовой коэффициент, определяется статистически и зависит от количества участников, которые выполнили его правильно. Значит, чем меньше абитуриентов справились с конкретным заданием, тем выше его весовой коэффициент сложности и тем большее количество баллов начисляется участнику экзамена за правильное выполнение задания. Это позволяет хорошо дифференцировать как наиболее подготовленную часть абитуриентов, так и менее успешную.
Снова полупроходные баллы?
Репетитор Евгений Ливянт считает неудачным намерение Министерства образования изменить на ЦТ систему подсчета баллов:
— Нельзя обижаться на зеркало. Качество школьного образования не выдерживает никакой критики. И это нужно признать и заняться школой, учебными программами, подготовкой педагогов, а не пытаться завуалировать провал абитуриентов на централизованном тестировании. Я работаю со старшеклассниками и вижу, как они сейчас борются за каждую десятую долю балла в своем школьном аттестате, стараются подтянуть каждый предмет, так как при переводе в 100-балльную шкалу эти «десятые» могут решить их судьбу. Для меня как репетитора, безусловно, было бы лучше, чтобы старшеклассники сконцентрировались только на моем предмете. Но для школы важно, чтобы дети с уважением относились к изучению всех дисциплин. А они делать этого не будут, если поймут новые «правила округления». Не будут так ответственно относиться к урокам, как это происходит сегодня. Например, средний балл аттестата у одного абитуриента 8,51, а у другого — 8,49. Обоим поставят «восьмерку» или «девятку» или одному поставят «девятку», а другому — «восьмерку»? Как это будет выглядеть на практике?
В начале 2000-х годов 100-балльная шкала ЦТ также переводилась в 10-балльную и пересматривалась каждый год. Например, в 2005 году абитуриенты, набравшие по математике от 66 до 81 баллов, получали «7», а абитуриенты, набравшие от 82 до 92, получали «8». По физике «семерка» выставлялась абитуриентам с суммой баллов от 66 до 75, а «восьмерка» — от 76 до 87. Вопросов было много. Они и сейчас будут. Тем более что снова появится полупроходной балл. При переходе с 400-балльной суммы на 40-балльную резко возрастет вероятность совпадения баллов у претендентов на одну и ту же специальность.
Считаю, что переход от 100-балльной шкалы к 10-балльной поддержан общественностью не будет. Все привыкли, что, скажем, для гарантированного поступления на многие специальности в БГУ нужно иметь не менее 300 баллов. И вдруг этот ориентир меняется...
Угадать или найти ответ?
Еще одно предложение, высказанное членами госкомиссии, — провести ревизию структуры и содержания тестовых заданий — для того, чтобы уменьшить вероятность угадывания правильных ответов. Проще говоря, уменьшить количество заданий в части А, где абитуриентам предлагаются варианты ответов.
Сейчас по всем предметам, за исключением математики и физики, наши тесты содержат 80 процентов заданий с вариантами ответов (часть А) и 20 процентов заданий без выбора ответов (часть В). На ЦТ по математике и физике соотношение заданий частей А и В составляют соответственно 60 и 40 процентов.
В Республиканском институте контроля знаний объясняют, что существуют определенные законы построения теста, согласно которым уровень заданий должен возрастать: абитуриент при выполнении теста движется от простых к более сложным заданиям. Задания части А, где предлагаются варианты ответов, проверяют либо умение логически рассуждать, либо умение анализировать и быстро делать вывод, либо выбирать правильный ответ из похожих. Правильно сформулированное задание требует вдумчивого анализа и сопоставления возможных вариантов решения. Правда, есть вопрос: а сколько же должно быть дистракторов (правдоподобных вариантов ответов) в одном задании? Закрытые задания области А могут иметь 4-5 вариантов ответов — предлагать большее количество вариантов нецелесообразно, поскольку это требует больше времени и усложняет выполнение теста.
А для того, чтобы тест мог более точно определить рейтинг участников тестирования, существует область B, где нет ответов на предложенные вопросы и задачи. Задания области B в большей степени позволяют дифференцировать абитуриентов с более глубокой подготовкой. Но вместе с тем они трудно поддаются автоматизации при обработке бланков ответов. Если по математике и физике ответом является цифра, то по истории или обществознанию нужно в бланк ответов вписать слово или словосочетание. А если есть несколько вариантов правильного ответа? Или, например, абитуриент записал это слово с ошибкой? Как компьютерной программе их засчитать?
Если посмотреть на практику других стран, то там задания с вариантами ответов используются повсеместно, где экзамены проводятся в тестовой форме. Многие страны, чтобы максимально автоматизировать процесс обработки тестовых материалов, предлагают на экзаменах задания только с выбором варианта ответов.
Лондонская школа экономики и политических наук на вступительных экзаменах по математике предлагает в течение одного часа выполнить 30 заданий с несколькими вариантами ответов. В университетах Германии TеstАS определяет способности иностранных абитуриентов к обучению и включает 150 заданий с выбором ответа из четырех предложенных вариантов.
В Украине при внешнем независимом оценивании (аналог нашего ЦТ) все тесты комбинированные: по большинству предметов 90% заданий на выбор вариантов ответов (часть А) и только 10% — открытого типа (часть В). По русскому же языку в Украине совсем отказались от части В при 50 заданиях части А.
Школьная оценка — еще не гарантия
В текущем году из общего числа абитуриентов, зачисленных по дополнительному набору, 84% не имели бы права поступать в ВУЗы, если бы Министерство образования не снизило порог для тестовых баллов, начиная с которого оценки признаются удовлетворительными. Остается надеяться, что они все же смогут адаптироваться к требованиям высшей школы. Но есть опасение, что уже первая экзаменационная сессия может стать для них «лебединой песней».
На фото: «селфи» на память с ректором БГУ Сергеем Абламейко — еще одна маленькая награда для тех, кому посчастливилось в этом году стать студентами.
Фото Сергея Никоновича.
Что касается школьных аттестатов, то школьные оценки коррелируют с успеваемостью студентов в меньшей степени. Оно и понятно, ведь школьный балл — это оценка учителем знаний школьника, которая при этом выполняет и роль стимула в обучении, поэтому часто она завышается. Школьный учитель не только оценивает каждого ученика, но и учитывает прошлые его заслуги, индивидуальные качества. Абитуриент мог быть, условно говоря, «звездой» среди своих одноклассников, но при поступлении в ВУЗ потерять свои лидерские позиции. Некоторые отличники узнают свою неконкурентоспособность только во время вступительных экзаменов. Но если такой «отличник», который имеет в аттестате «9» или «10» баллов, получит и на ЦТ 9 или 10 баллов по 10-балльной шкале — разве это будет справедливо?
Надежда Николаева.
Справка «Звязды»
В нынешнем году нулевые результаты на ЦТ были получены в 213 случаях. Как и в предыдущие годы, большинство из них пришлось на математику (132) и физику (43).
Не преодолели нижний порог тестового балла, необходимый для поступления в ВУЗы в основной волне, 40,7 тысячи человек, или 38% от общего числа участников тестирования. В том числе 2,6 тысячи абитуриентов — одновременно по трем предметам, 12,2 тысячи — по двум предметам и 24,5 тысячи — по одному предмету. По физике не преодолели установленный порог 41,2% участников экзамена, а по математике — 40,6%. В результате дополнительного набора студентами стали 195 человек, которые «завалили» ЦТ по двум предметам, и 12 человек, которые «завалили» ЦТ сразу по трем предметам.
Лучшие из лучших
Максимальный результат (100 баллов) был получен на ЦТ в 122 случаях. Среди стобалльников 38 человек окончили среднюю школу, 42 — гимназии и 26 — лицеи. Также 100 баллов получил на ЦТ один выпускник среднего специального учебного заведения и 15 выпускников предыдущих лет.
12 учреждений образования, выпускники которых достигли 100-балльного результата, расположены в сельских населенных пунктах.
На вершине рейтинга
По данным Национального института образования, в ТОП-10 учреждений образования, выпускники которых показали на ЦТ самые высокие результаты, вошли:
- Лицей БГУ,
- Минский областной лицей,
- Лицей № 2, г. Минск,
- Лицей № 1, г. Лида,
- Гимназия № 1, г. Брест,
- Лицей № 1 имени А. С. Пушкина, г. Брест,
- Лицей Белорусско-Российского университета, г. Могилев,
- Могилевский государственный областной лицей № 3,
- Гомельский областной лицей,
- Мозырский областной лицей.
Газета «Звязда», 10 сентября 2014 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2014/09/52558.html
Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии