Министр образования Сергей Маскевич: "Наша задача - создать такие условия, чтобы учитель был заинтересован работать качественно"

Статья из белорусской республиканской газеты "Звязда" в переводе на русский язык.

За последние пять лет в Беларуси было реструктурировано или закрыто около тысячи учреждений образования. Прекратится ли в ближайшее время сокращение сети учебных заведений в сельской местности? Какое решение приняло Министерство образования относительно финансирования в общеобразовательных школах факультативов музыкально-эстетической направленности? Будут ли участвовать белорусские школьники в международном тестировании РISA? Обо всем этом мы беседуем с министром образования страны Сергеем Маскевичем:

- Сергей Александрович, закрытие в деревнях малокомплектных школ всегда проходит очень болезненно, причем как для самих детей и их родителей, так и для школьных педагогов. Все-таки сельская школа остается образовательным и культурным центром жизни сельчан. И сам факт ее закрытия ставит под вопрос перспективы дальнейшего существования населенного пункта...

- Процесс реструктуризации сети учебных заведений всегда требует продуманных и взвешенных решений и проходит под неослабевающим вниманием и контролем со стороны органов власти. И если такое решение принимается, то оно должно основываться на очень существенных, неопровержимых основаниях, свидетельствующих о нецелесообразности дальнейшего существования малокомплектной школы. Причем все должны понимать, что школы закрываются не с целью экономии средств, поскольку в этом случае приходится решать одновременно и ряд других проблем: с подвозом детей, с трудоустройством учителей; решать жилищные проблемы педагогов, связанные с переездом в другой населенный пункт; закупать школьные автобусы. Одним словом, экономия здесь довольно сомнительная... В первую очередь мы стремимся к достижению того качества образования, которое можно получить в хорошо оборудованной, современной и мобильной школе, и действуем прежде всего в интересах учеников.

Сегодня в стране функционирует 667 сельских школ, общее количество учащихся в которых составляет менее 50 человек. Выходит, что в среднем в классе учатся по 3-5 учеников. И мы будем стремиться к тому, чтобы уже в следующем учебном году перевести всех старшеклассников из школ, где в 10-11-х классах обучаются 5 и меньше детей, в другие, более крупные учебные заведения. Для того, чтобы воспитанники сельских школ были конкурентоспособными, учебный процесс в учреждениях образования должен быть организован максимально эффективно. Внутри коллектива должны присутствовать одновременно и конкуренция, и взаимодействие. "На высоте" должен быть и педагогический коллектив. Главное, чтобы условия для обучения и развития детей были значительно лучше, чем в закрытой школе.

А вообще у нас около 1,5 тысячи школ сегодня насчитывают менее 100 учеников. И если внимательно посмотреть на демографическую ситуацию в сельской местности, то нетрудно прийти к выводу, что в течение пяти-десяти ближайших лет и по этим школам нам тоже придется принимать какие-то решения.

- А как вы относитесь к финансированию образования из расчета на каждого ученика? Возможно, есть смысл присмотреться к эксперименту, который проходит в России?

- Действительно, в России проводится эксперимент, и деньги в виде ваучера привязываются к конкретному ребенку. Финансирование таким образом идет вслед за учеником, заставляя педагогов бороться за каждого ребенка. С другой стороны, возрастает и роль педагога, поскольку ребенок идет в школу, детский садик или кружок не просто так, а за конкретным педагогом. Пришел ученик заниматься в кружок - есть деньги, не пришел - денег у учреждения не будет. Также и со школами.

А у нас в центрах дополнительного образования в кружок или секцию могут приходить нередко всего несколько учеников. Разве это правильно? Сегодня бюджетные ресурсы на образовательную деятельность выделяются под конкретное заведение, которое организует работу кружков и студий. Результаты работы педагогов, удовлетворенность учащихся при этом слабо влияют на зарплату и педагогов, и директора.

Наверное, и нам нужно думать, как оптимизировать систему финансового менеджмента, чтобы была здоровая конкуренция, чтобы педагоги, которые того заслуживают, получали более высокие зарплаты. Но эту систему надо внедрять с большой осторожностью, так рассуждать легче, чем действовать на практике. Естественно, что в большом городе у учащихся всегда было больше возможностей для удовлетворения собственных образовательных нужд, для выбора учебного заведения и педагога. А как быть с внедрением такого механизма в сельской местности? Но мы все же планируем эксперимент по финансированию из расчета на каждого ученика в Минске. Договоренность у нас уже есть.

- Закрытие школ в сельской местности, как вы сами заметили, влечет за собой необходимость организации подвоза детей. Обязанность по сопровождению школьников при этом возлагается на дежурного учителя, который несет ответственность за безопасность жизни и здоровье детей по дороге из дома в школу. В то же время вопросы нормирования и оплаты труда педагогических работников, которые отвечают за подвоз детей, до сегодняшнего дня не урегулированы...

- Я абсолютно уверен, что сопровождением детей должен заниматься отдельный педагог, который будет утром собирать всех детей, а затем развозить их по домам, а не просто дежурный учитель. У этого педагога должны быть конкретные обязанности, прописанные в соответствующем документе, и его работа должна оплачиваться. И мы не сможем обойти этот вопрос, особенно с учетом дальнейшей реструктуризации и сокращения сети учебных заведений. На самом деле это не единственная проблема с организацией подвоза детей. Сегодня школьные автобусы находятся в ведении руководителей школ, и те вынуждены заниматься совершенно несвойственными для педагогов функциями: отслеживать техническую исправность транспортных средств, заботиться о том, как обеспечить предрейсовый медосмотр водителя. Учитывая отсутствие в организациях системы образования необходимых для обеспечения подвоза учащихся условий, присущих специализированным автомобильным предприятием, нужно разрабатывать нормативный правовой акт, который бы урегулировал эти вопросы.

- А как вы относитесь к предложению создать единый документ, который будет регламентировать деятельность классных руководителей? Сегодня перечень их обязанностей ничем не ограничен, а оплата труда - исключительно символическая. Работа классных руководителей должна достойно оцениваться, а не рассматриваться просто как "довесок" к часам, которые ведет учитель...

- Классный руководитель является ключевой фигурой в воспитательном процессе. На нем лежит ведение разнообразной школьной документации, классный руководитель организует экскурсии, турпоходы, посещения музеев, театров, физкультурно-массовые мероприятия, проводит родительские собрания, делает много другой работы. Сегодня в белорусских школах функции классных руководителей выполняют 65 тысяч педагогов. Но по причине большой нагрузки, которая ничем к тому же не регламентируется, учителя не стремятся быть классными руководителями. Мы предпринимали меры по решению этого вопроса еще до начала учебного года. Да и на августовском совещании с участием Президента страны также шла речь об этом. Однако пока не нашли логического решения. В апреле должно состояться собрание педагогической общественности. Надеемся, что там, наконец, будут озвучены конкретные предложения по поводу этой проблемы и мы сможем прийти к какому-то логическому решению.

- Сергей Александрович, во время последней нашей встречи вы говорили, что требуются новые критерии, показатели, конкретные измерители эффективности деятельности учебных заведений и работы каждого конкретного педагога. Существуют ли уже какие-то ориентиры, на которые нужно нацеливать педагогический коллектив?

- Специалисты Министерства образования подготовили проект критериев для всех уровней основного, дополнительного и специального образования. Надеемся, что эти критерии будут не только отражать сегодняшние требования общества к учебным заведениям, но и стимулировать развитие учреждений образования. Разработанные критерии включают как оценку деятельности учреждения образования потребителями образовательных услуг, так и данные статистической отчетности. Проект показателей оценки деятельности учреждений образования уже направлен в регионы для обсуждения...

- Одним из самых авторитетных исследований качества образования в мире является тестирование РISA, направленное не на определение конкретного уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в конкретных жизненных ситуациях. Во многих странах мира за результатами тестов РISA следят с не меньшим азартом, чем за результатами Олимпиады. И когда страна оказывается очень далеко от мировых лидеров, это рассматривается как сигнал, что в системе образования нужно срочно что-то менять: пересматривать требования к образовательным стандартам, вносить коррективы в учебные программы и планы, менять подходы к преподаванию учебных дисциплин, внедрять современные обучающие технологии и так далее. Мне кажется, было бы интересно и нашей стране принять участие в таких международных исследованиях, чтобы увидеть, на каком свете мы находимся...

- Я лично считаю, что нам необходимо участвовать в программе РISA, но присоединение к международному тестированию связано с серьезными финансовыми затратами: это и немалый вступительный взнос, и необходимость создания отдельной структуры, которая будет осуществлять эту деятельность со штатом даже большим, чем штат Департамента контроля знаний. Будем советоваться с нашими российскими коллегами, и планировать присоединение к международной программе. Однако не исключено, что в рамках сегодняшних интеграционных процессов на евразийском пространстве мы создадим собственную, более привлекательную для нас и наших соседей систему, и предложим ее другим странам.

- Жизнь показывает, что место учителя сегодня может занять почти каждый, но быть настоящим учителем способны далеко не все. Скажите, почему до сих пор в Правила приема в ВУЗы не добавили пункт о профессионально-психологическом собеседовании с будущими учителями? И насколько правильно с моральной точки зрения сохранить на педагогических специальностях платную форму обучения?

- Безусловно, нас волнует качественный отбор претендентов на обучение на педагогических специальностях. Но я считаю, что главное сейчас - не ввести какой-то дополнительный барьер на входе в педагогические ВУЗы, а удержать учителя в школе, так как в этом случае нам не надо будет готовить и выпускать каждый год столько новых педагогов. Возможно, при приеме на педагогические специальности следует руководствоваться принципом "лучше меньше, да лучше". Не нужно заполнять бюджетные места теми, кто не сумел пройти по конкурсу в другие ВУЗы. Не уверен, что выплата повышенной стипендии и гарантированное место в студенческом общежитии может привлечь на педагогические специальности действительно мотивированных молодых людей. Учитель - это не просто предметник, недостаточно просто досконально знать свой предмет. Без любви к детям, без желания найти подход к каждому ребенку в школе вообще нечего делать. Но нередко даже у тех, кто мечтает об учительской профессии, романтика исчезает при столкновении с действительностью. Вот этого мы допустить не имеем права. Наша задача - создать для учителя такие условия, чтобы он был заинтересован работать качественно и чтобы за качественную работу он был поощрен материально. Кстати, сегодня учителя довольны своей зарплатой, поэтому мы ставим вопрос о повышении результативности их работы.

Мне кажется, что если мы выдаем направление на работу, то за это направление должна быть конкуренция между выпускниками, а заведующий отделом образования мог бы выбирать для себя лучших. А пока что у нас ситуация совсем другая. Кого-то надо направить, но желающих найти проблематично. А тот факт, что находятся молодые люди, готовые платить за получение педагогического образования, я считаю лучшей агитацией за учительскую профессию. Надеюсь, что мы придем обязательно к тому, что наниматель сможет выбирать между студентами-"платниками" и "бюджетниками". И если выбор будет сделан в пользу выпускника платной формы обучения, ему будут возвращены деньги, потраченные на обучение. Но тот будет подписывать контракт и работать на своего нанимателя определенное количество лет...

- Сергей Александрович, многих родителей волнует угроза исчезновения в новом учебном году школ музыкально-эстетического направления, поскольку платное обучение многим семьям будет не по карману...

- Самое главное, что нам сейчас нужно сделать, - это осуществить корректировку СанПиН и вывести часы физической культуры, музыки из разряда нормированных часов, входящих в общую недельную нагрузку на ученика, в разряд дополнительных, которые не влияют на учебную нагрузку. Таким образом занятия по интересам будут выведены за сетку. А вопрос финансирования этих факультативных занятий и кружков почти везде решен за счет областного и районного финансирования. Не следует также отвергать возможность установления частичной родительской оплаты за такие дополнительные занятия, кружки и студии. Тем более что занятия по интересам носят преимущественно общеразвивающий характер, и дальше продолжают обучаться по музыкально-эстетическому профилю очень мало школьников.

Беседу вела Надежда Николаева. Газета «Звязда», 27 марта 2012 года.
Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=95123&idate=2012-03-27

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.