Игра с пластилиновой ниткой как аналог труда для ребенка

Каждый из нас получает подлинное эстетическое наслаждение, любуясь прекрасно выполненными изделиями ручной работы. Восхищается ювелирными изделиями из самых простых металлов, предметами и фигурками из бересты, соломки, кости, глины. По-хорошему завидует золотым рукам мастеров декоративно-прикладного искусства. Но мы очень редко задумываемся над тем, почему многие из нас такие беспомощные и неумелые. Ведь в большинстве своем мы не можем расшить узором блузку, платье, рубашку, изготовить из пластилина элементарную брошь. Как сделать так, чтобы наши дети умели больше, чем мы? И задумавшись, каждый из нас поймет, что учат творить чудо прежде всего труд и терпение. В частности, ежедневная тренировка рук, пальцев кисти, глазомера, изобретение своих методов и приемов в работе с различными материалами.

На наш взгляд, приобщение ребенка к творческому труду можно и нужно начинать в дошкольном возрасте, лучше всего в семье, где ему можно уделить значительно больше внимания, чем в детском садике. Мы предлагаем вам, уважаемые родители, в свободную минуту заняться с ребенком работой с пластилином, глиной. Впрочем, для ребенка это не работа, а интересная, увлекательная, полезная, несложная игра. Поэтому ребенок играет в нее без всякого принуждения, с удовольствием. Простота заключается в том, что ребенок без особого труда может расплавить пластилин, превратить его в «толстую колбаску» или «тонкую нитку». Можно выкладывать забавные фигурки из разных по цвету и толщине пластилиновых ниток. Например, можно соединить их концы и сделать круг, затем выложить его на клеенке, картоне, бумаге и назвать — мячик, воздушный шар, сушка, бараночек и т. д. Из трех тонких пластилиновых ниток совсем несложно сплести косичку, соединить ее концы и получить браслет или веночек. Выкладывая нитки по спирали, можно получить коврик, колесо и т. д. Кроме разноцветного коврика из пластилиновой нитки получатся красивые корзиночка и дорожка. От основания и вверх по спирали, плотно переплетая пластилиновую нитку, ребенку под силу слепить кружку, стаканчик, вазочку, тарелочку и многое другое.

Вот только что раскатанная пластилиновая ниточка превращается в змейку, лепестки цветов, кружева, геометрические фигуры, звезды, круги, различные по площади, контуры изображения животных, птиц, рыб. Всевозможные комбинации рождают богатые узоры на плоскости и в объеме.

Если ребенок научился хорошо работать с пластилиновой ниткой, можно предложить ему глину, пластик. Ребенок сам, по аналогии, начнет изобретать причудливые формы различных предметов, узоры, лепить всевозможные вещицы.

Как-то маленькой дочери одной из моих подруг из Германии привезли красивую куклу с богатым набором одежды. Катюша долго не могла наиграться с ней, все время переодевала куклу, купала ее, сама стирала крохотные платьица и кофточки. Но потом ребенку захотелось оживить игру. Катюша стала мечтать о целом гарнитуре кукольной мебели. Но где ее взять при теперешнем дефиците и ценах? И мы предложили Кате устроить «квартиру» кукле в обычной сапожной коробке, а мебель сделать из глины и пластилина. Сначала мы немного помогли девочке, но потом она научилась прекрасно справляться со всем сама. Вот уже год она лепит самую разную мебель для куклы. И такая игра ей совсем не надоедает, потому что она творец.

Особенно хорошо, если мы, взрослые, сможем в процессе занятий с пластическим материалом показать пример аккуратной работы. Важно также планирование, определение порядка выполнения работы. Например, если ребенок хочет сделать что-то из пластической нити, то для этого нужно взрослому объяснить, в каком порядке нужно делать эту вещицу, каким должен получиться нужный предмет. Что надо сделать после того, как работа будет выполнена? Конечно, нужно убрать рабочее место, все используемые принадлежности и оставшиеся материалы разложить по своим местам.

Ребенок обязательно должен знать, для чего он делает ту или иную вещь: в подарок, для хранения марок, карандашей, конвертов, открыток или просто для игры. Результат выполненной работы играет большую роль, но прежде всего такие занятия служат воспитанию нравственно-эстетического чувства у ребенка, сделают его в дальнейшем интересным и неординарным человеком.

Дети, делая совсем простые изделия, начинают верить в свои силы, без страха и неуверенности учатся подходить к любому делу, которое им предстоит выполнить. Все это, конечно, очень поможет, когда придет пора идти в школу. В поисках различных вариантов соединения нити ребенок развивает свое пространственное воображение, в учебе это тоже очень пригодится.

Используйте пластические материалы для работы с детьми и вы увидите, что досуг ваших детей будет заполнен, а умственные способности достаточно хорошо развиты, трудовые навыки прочны. У детей обязательно появится хороший вкус, потребность изобретать, творить. А посещения музеев, выставок произведений декоративно-прикладного искусства, графики, скульптуры превратятся в настоящий праздник. Именно немудреная пластическая нить поможет вашему ребенку стать всесторонне и гармонично развитым человеком, способным понять, оценить и создавать прекрасное.

Н. Е. Хрипач. Журнал «Хозяин», № 9 за 1991 год.

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.