Можно ли сдать ЦТ по физике без математики?

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

23 июня абитуриентов ожидает пожалуй самый сложный экзамен - тестирование по физике. Именно физику абитуриенты каждый год сдают хуже, чем другие предметы.

Анализируя результаты тестирования и рабочие записи абитуриентов на протяжении двух последних лет, специалисты Республиканского института контроля знаний пришли к следующим выводам.

Во-первых, типичные ошибки, которые допускают участники ЦТ, связаны с их неумением применять законы физики в конкретных ситуациях. Многие абитуриенты неправильно решают задачи из-за формального незнания формулировок основных физических законов, их математических выражений, невнимательного прочтения условий задачи и рисунков, которые их сопровождают.

Вместо тщательного анализа условий задачи участники тестирования пытаются просто подобрать формулу, которая, как им кажется, «подходит», и «подставить» значения заданных величин (одна из наиболее распространенных ошибок). К сожалению, некоторые абитуриенты не знают единиц физических величин и соотношения между ними, неправильно переводят их в систему СИ.

Во-вторых, многие ошибки связаны с недостаточной математической подготовкой. Правильно решив задачу «физически», абитуриенты допускают ошибки в решении системы уравнений, в математических преобразованиях формул, при выполнении действий с векторами, тригонометрическими функциями и так далее. Некоторые абитуриенты ошибаются при анализе графиков, не могут применить правила приблизительных вычислений, правильно округлить окончательный ответ. Для того, чтобы справиться с тестом по физике, необходимо прекрасно владеть всеми математическими операциями. Для компьютера не имеет никакого значения, почему был дан неправильный ответ (из-за математической ошибки или из-за физической) - в любом случае балл абитуриент теряет. Понятно, что в выигрыше будут абитуриенты, у которых развит навык устного счета. Однако на тестировании по физике нет заданий, где была бы сложная математика, которая отнимает много времени.

Особенность тестирования в том, чтобы выбрать рациональный путь решения, поэтому, если кто-то утверждает, что решение заняло у него несколько страниц - это значит, что абитуриент выбрал не самый короткий путь. Математически более простое решение возможно, если выбрать определенную систему отсчета или использовать законы сохранения импульса и энергии. Например, при использовании второго закона Ньютона при рассмотрении движения тела проецирование векторов наиболее рационально на оси системы отсчета, одна из которых совпадает с направлением вектора ускорения.

При рассмотрении краткосрочных взаимодействий (ударов, взрывов, столкновений) рационально использовать закон сохранения импульса.

Если в задаче рассматривается движение тела по криволинейной траектории, ничего не сказано о силах сопротивления движению, задано малое количество физических величин, то наиболее рационально использовать закон сохранения механической энергии.

Надежда Николаева.

Два года назад на тесте по физике было предложено задание первого уровня сложности следующего содержания: «Назовите единицу электрического напряжения в международной системе СИ» с вариантами ответов: ампер, ом, вольт, ньютон и джоуль. 68,28 процента абитуриентов дали правильный ответ. Но 31,72 процента не знают, что электрическое напряжение измеряется в вольтах. Неужели они никогда не видели, что написано на бытовых розетках?

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 21 июня 2012 года.
Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/pril/article.php?id=98914

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.