Зам. министра образования К. ФАРИНО: "Большое количество ненужных бумаг отвлекает внимание учителя от ученика"

Статья из белорусской республиканской газеты "Звязда" в переводе на русский язык.

Как остановить бюрократический бумагооборот в школе? Всегда ли оправдывают свое существование учебные заведения нового типа - гимназии и лицеи? Как решаются кадровые проблемы образовательной отрасли? Кому руководитель учебного заведения должен отдать предпочтение: опытному учителю-пенсионеру или молодому специалисту? А кому отдают предпочтение ученики? Эти вопросы адресовал участникам коллегии, которая прошла вчера в стенах главного образовательного ведомства, министр образования нашей страны Александр Радьков. Коллегия была посвящена подготовке национальной системы образования к новому учебному году.

- Качество образования формируется в процессе педагогического взаимодействия учителя и ученика, - уверен заместитель министра образования Казимир Фарино. - И основная функция учителя - учить детей, поэтому нужно освободить его от выполнения всех несвойственных ему функций, в том числе от написания многочисленных справок и отчетов. Большое количество документации, которую приходится оформлять педагогическим работникам, является серьезной проблемой для учреждений образования. Для примера, годовой план школы может содержать от 45 до 50 приложений, которые дублируют сам план. Это приводит к необоснованному увеличению объема документации.

Казимир Фарино констатировал, что отсутствует утвержденный перечень ведомственной отчетности, и если проанализировать бюрократический бумагооборот на примере какой-то определенной школы, то можно убедиться, что вклад Министерства образования в него - минимальный. Самое большое количество разных бумаг приходит не из Министерства образования, не из управлений образования облисполкомов, а из райисполкомов. Во многих случаях отчеты готовятся вообще на основании устных распоряжений работников органов управления образованием или письменных указаний сверху. При этом отчеты носят преимущественно информационный характер и не могут использоваться для анализа качества образовательного процесса. "Я считаю, что эта информация в большей степени является скрытой формой постоянного контроля правящих структур за работой учреждений образования по различным направлениям деятельности, - резюмировал Казимир Фарино. - Хочу сообщить, что Министерством образования подготовлены методические рекомендации по разработке годового плана и подготовке отчетности. Надеюсь, что их выполнение позволит исключить излишнюю бюрократию на местах".

Сегодня в общеобразовательных учреждениях страны работает 110 770 учителей, 91 процент из них имеют высшее образование, а 74 процента - первую и высшую квалификационную категории. В прошлом учебном году в школах работало около 8 тысяч педагогов, достигших пенсионного возраста, что составляет 7 процентов от общего числа. В этом году в систему образования направлено более 5 тысяч молодых специалистов. Вместе с тем в учреждениях образования не хватает учителей физики, информатики, математики, и это при том, что выпуск этих специалистов теоретически соответствует потребностям учреждений образования. Но практически именно специалисты этих профилей не задерживаются в школе. Как призналась директор Вишовской средней общеобразовательной школы Белыничского района Екатерина Зайцева, в школе задерживаются преимущественно только девушки, а парни после двух лет отработки по распределению, как правило, покидают школу в поисках более высокооплачиваемой работы.

В последние годы стал заметен также острый дефицит работников дошкольных учреждений, что связано с их низким социальным статусом. "Мы считаем, что педагоги дошкольных учреждений должны быть приравнены к школьным учителям и в оплате их труда, и в продолжительности отпуска, - подчеркнул Александр Радьков, - поскольку их вклад в воспитание подрастающего поколения отнюдь не меньший..." По-прежнему в системе профессионального образования не хватает мастеров производственного обучения с высоким уровнем квалификации. Не все кадровые проблемы решены и в некоторых ВУЗах. Отдельные заведующие кафедрами не имеют ученой степени и звания, в ВУЗах не хватает преподавателей, способных осуществлять учебный процесс на иностранных языках.

Казимир Фарино сообщил, что в новом учебном году количество дошкольных учреждений увеличится в стране на 10 единиц, а вот количество общеобразовательных учреждений, наоборот, уменьшится на 59. Контингент учащихся школ сократится в этом году на 33 тысячи.

- Особое внимание будет уделяться функционированию гимназий, - подчеркнул Казимир Фарино. - Эффективность их деятельности зависит от многих факторов: от организации вступительных экзаменов, порядка утверждения контрольных цифр приема в гимназии, соблюдения конфиденциальности экзаменационных материалов, объективности и прозрачности при организации самих экзаменов, сохранения единого подхода к оцениванию работ на вступительных экзаменах. В нынешнем году конкурс в отдельные гимназии составил от 1 до 1,1 человека на место. При таком "конкурсе" процедура вступительных экзаменов превращается в условность, наверное, нам стоит задуматься о целесообразности существования таких гимназий...

- При создании общеобразовательных учреждений нового типа мы стремились к тому, чтобы в каждом районе была хотя бы одна гимназия, желательно, со своим общежитием для детей. И за два последних года количество гимназий увеличилось по стране с 202 до 222. Но, проанализировав состав новоиспеченных гимназистов, мы нередко замечаем, что все они являются выпускниками начальной школы при том же учебном заведении. Так в чем смысл вступительных испытаний? - поинтересовался министр. - Возможно, надо их вообще отменить? И почему на фоне увеличения числа гимназий количество лицеев уменьшилось у нас за три года с 36 до 28 учреждений?

Казимир Фарино уверен, что отменять вступительные экзамены в гимназические классы нельзя, поскольку экзамен - своеобразный барьер, он и определяет потенциальные возможности ребенка для его дальнейшего обучения в учреждении нового типа. А уменьшение количества лицеев, которые дают возможность обучения только на старшей ступени общеобразовательной школы, Казимир Фарино объяснил их преобразованием в гимназии, где есть возможность начинать обучение с 5-го класса. Лицеи превращались в гимназии только в тех регионах, где была потребность в гимназическом образовании...

Казимир Фарино сообщил участникам коллегии, что Администрацией Президента проводился мониторинг вступительных экзаменов в некоторых столичных гимназиях, в ходе которого было обнаружено множество проблемных моментов, характерных не только для Минска. Была создана комиссия под руководством председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь академика Анатолия Рубинова, которая в течение учебного года будет изучать вопросы функционирования гимназий.

Естественно, многих беспокоит невысокий уровень знаний по точным дисциплинам, который демонстрируют абитуриенты на централизованном тестировании. Напомним, что на ЦТ по физике в диапазоне от 0 до 20 баллов оказались в нынешнем году 73 процента его участников. Неудовлетворительную подготовку первокурсников по физике и математике констатируют и ректоры технических ВУЗов.

- Проблемы с точными науками были всегда, даже в прежние времена, когда высшее образование не было массовым и на физико-математический факультет поступали только профессионально ориентированные абитуриенты, мы наблюдали следующую ситуацию - при первой же контрольной работе 62 процента первокурсников получали неудовлетворительные оценки, - признался министр. - И все же нам нужно будет проанализировать ситуацию. Физика - непростой предмет. В США для тех, кто не собирается связывать свою дальнейшую жизнь с наукой, этот предмет преподается примитивно, буквально на картинках. А у нас для всех школьников физика преподается одинаково. Возможно, проблемы заключаются в учебных пособиях, в технической оснащенности кабинетов, в технологиях преподавания или влиянии других предметов? А, может, в современном информационном пространстве с ее скоростями обработки информации у молодежи просто отсутствует желание глубокого проникновения в предмет? Здесь есть над чем подумать... И все же, мое глубокое убеждение, что именно от учителя зависит, сможет ли он увлечь своим предметом учеников!

Надежда Николаева, газета "Звязда", 27 августа 2010 года.

Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=64879&idate=2010-08-27

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.