Взлет и упадок педологии как науки в СССР

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Среди разнообразных педагогических наук есть одна, которая до сих пор так и не избавилась клейма «лженаука». Я имею в виду педологию.

Почему при слове «педолог» мне всегда вспоминается роман Каверина «Два капитана». Главные отрицательные персонажи там именно педологи: Татаринов Николай Антонович и его помощник Ромашко. Как же они там над детьми издеваются, эти вредители, с помощью своих педологических методов!

А еще вспоминается «Педагогическая поэма» Макаренко, на страницах которой автор тоже немало поиздевался над педологией, полностью отрицая ее как науку.

И даже сейчас многими педагогами педология воспринимается примерно так, как учеными-астрономами — наука астрология. В советские времена о педологии даже в энциклопедии было сказано следующее: «Педология — антимарксистская, реакционная, буржуазная наука о детях».

Астрологию я лично наукой не считаю (хотя многие здесь могут со мной поспорить), а вот что касается педологии...

Так что же такое педология? И действительно ли она такая бесполезная и даже вредная, как об этом принято думать?

Педология возникла в конце XIX в. под воздействием эволюционных идей и связана в первую очередь с именем С. Холла, который в 1889 г. создал первую педологическую лабораторию. Педология стремилась изучать детей, исходя из комплексного подхода, помогать развитию всех их способностей. Большое внимание уделялось совокупности психологических, анатомо-физиологических, биологических и социологических подходов, хотя зачастую все они связывались между собой только механически. Слишком большая роль отводилась различным тестам, по результатам которых и делались соответствующие (а зачастую и скоропалительные) выводы.

Но все это были, как говорят, «сложности роста», так как педология как наука делала еще свои первые самостоятельные шаги. И вот эту молодую, еще не совсем сформированную науку заприметили и начали широко применять на практике в Советском Союзе в 1920-х — начале 1930-х гг. Было открыто несколько педологических учебных заведений и много соответствующих факультетов во всех, пожалуй, педагогических институтах. Издавалось много книг по педологии. Педологи работали в школах, детских садах, разнообразных подростковых объединениях. Проводились многочисленные психолого-педологические консультации, активно велась работа с родителями...

А потом...

Специальным постановлением ЦК КПБ(б) в 1936 г. педология была объявлена псевдонаукой и прекратила свое существование. Многие известные ученые-педологи были уволены, подвергнуты критике и даже репрессированы.

Почему же так произошло?

Причин здесь несколько, но главной из них исследователи считают, что в результате педологических исследований постоянно выяснялось: дети рабочих гораздо хуже справляются с интеллектуальными задачами, чем дети бывших дворян, купцов и других лиц непролетарского происхождения. По одной из версий (проверить ее достоверность сейчас не представляется возможным), личный гнев Сталина вызвали низкие тестовые баллы, поставленные педологом его сыну Василию...

Кстати, именно на тестирование и пришелся основной удар во время разгрома педологии как науки, что не случайно. Очень часто педологи того времени злоупотребляли этим самым тестированием и по итогам его делали скороспелые и поверхностные выводы, выдавая их за истину в последней инстанции.

Ну как, скажите, по итогам двух-трех тестов в начальной школе (а то и в детском саду) стопроцентно выявить склонность ребенка к той или иной будущей профессии? «Вашему сыну лучше всего подойдет профессия каменщика! — объявляют родителям шестилетнего карапуза. — А ваша дочь непременно должна стать ткачихой!»

И все, дальнейшая судьба малышей можно считать решена. Мол, мы лучше знаем, что нужно вашим детям... А ваша задача — готовить их к этой специальности! Даже если в будущем этот карапуз всерьез увлечется химией или биологией, а девочка, скажем, начнет писать стихи...

Но это, я повторяю, были местные перегибы, «трудности роста» педологии как науки. Запретив ее полностью, сделав «лженаукой», власти значительно замедлили развитие педагогической и подростковой психологии, детской психодиагностики, ослабили внимание к личности ребенка в процессах обучения и воспитания.

Кстати, в других странах, где педологию никто и не думал запрещать, само это понятие постепенно вышло из употребления. Педология словно растворилась в других науках (генетическая психология, социальная педагогика, педагогическая социология, этнография детства и т.д.). Все это успешно развивается сейчас и в нашей стране. Но мало кто задумывается над тем фактом, что начало всем этим современным педагогическим наукам дала именно педология.

Которая, кстати, не реабилитирована до сих пор...

Геннадий Авласенко. Газета «Звязда», 25 ноября 2014 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2014/11/61979.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.