Теперь планшет для студента – источник знаний и развлечений

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

В сентябре прошлого года в Белорусском государственном педагогическом университете имени М. Танка появилась необычная группа. Студенты направления «Биология. Химия» начали учиться с использованием планшетных компьютеров. Сорок планшетов были розданы студентам экспериментальной группы и их преподавателям по договору с компанией «Prestigio». Через полгода корреспонденты «КС» посетили учебный корпус № 10, расположенный на территории агробиостанции «Зеленое», чтобы ознакомиться с результатами образовательного эксперимента администрации БГПУ.

Первое преимущество планшетов над классическим «арсеналом» студента сразу бросается в глаза. До станции «Зеленое» ехать приходится на электричке, и рюкзак с книгами и конспектами кажется не лучшим компаньоном в таких путешествиях. А вот гаджет весом 620 граммов можно нести хоть в руках. Правда, заменяет ли он все, что нужно для хорошей сдачи сессии будущим педагогам?

На агробиостанции экспериментальная группа студентов бывает раз в неделю и проводит здесь целый учебный день. Мы попадаем на пару по дисциплине «Физиология растений», которую преподает Жанна Мазец, доцент кафедры ботаники и основ сельского хозяйства. Формат занятий – самый что ни на есть традиционный: сначала разбор теории, потом лабораторная работа.

На занятиях студенты действительно очень часто прибегают к планшетам. Если ученикам что-то непонятно – госпожа Мазец просит их посмотреть слайды из презентации, которую она сделала сама. Однако от бумажных носителей окончательно избавиться не удалось: свои конспекты будущие учителя ведут, как и раньше – в толстых тетрадях. Некоторые формулы и схемы преподаватель демонстрирует на бумажных распечатках. Да и от доски и мела далеко не убежишь – отвечать приходится...

Авторские презентации – это, безусловно, хорошо. Однако во многих других университетах для этих целей используют обычные проекторы. Может ли планшет предложить своему пользователю нечто большее? Отвечает Евгения Дидишко, студентка 3 курса специальности «Биология. Химия»:

– Планшет – очень удобная вещь. Честно говоря, в учебе сильно помогает. Лично я читаю с его помощью учебники по своим предметам. Вся литература по учебной программе также всегда со мной. Преподаватели делятся с нами документальными фильмами по предметам, есть возможность их посмотреть. Причем заниматься всеми этими делами можно в любом месте: в транспорте, дома, на «форточках». А еще любой эксперимент мы можем заснять на фото- и видеокамеру. Есть, правда, и проблемы. Все студенты сильно «привязаны» к розеткам, поскольку планшетом свойственно разряжаться. Есть и проблемы чисто технического порядка: когда им не хватает мощности, планшеты «подвисают».

– Стало ли тебе проще учиться после того, как вам раздали планшетные компьютеры?

– Безусловно. В библиотеке можно больше не появляться. Все учебники есть в электронном виде у преподавателей. Копировать их можно, разумеется, в неограниченном количестве. Информацию в тексте с помощью планшета искать проще: просто ввел ключевое слово – и получил результат. Не знаю как у остальных, а у меня средний балл за прошлый семестр вырос. В умелых руках планшет – вещь незаменимая. Плохо только, что вести конспекты без клавиатуры сложно.

планшеты в группе студентов

Пока одна часть студенток занимается лабораторной работой, остальные девушки (а в этой подгруппе учатся только представительницы слабого пола) демонстрируют журналистам возможности своих планшетов. На устройства загружено множество книг и презентаций. Можно найти фотографии с полевых экспериментов, а также обычные схематические изображения, которые печатают в учебниках по биологии и химии. Отдельная папка – для кинофильмов. Рядом с научными встречаются и... художественные. Видимо, девушки не отказываются от развлекательной функции гаджетов. Да и действительно, слишком наивно было бы думать, что планшетами студенты будут пользоваться исключительно для учебы.

– Действительно, случаются крайне разочаровывающие случаи, – подтверждает мои мысли Жанна Мазец. – Например, еду я в электричке вместе со студентами на занятия. Конечно, надеюсь, что те на своих планшетах что-то дочитывают, доучивают. А потом замечаю, что кое-кто играет в компьютерную игру для мобильных устройств, и как-то неприятно становится. Короче говоря, студенты получили не только универсальный учебник, а еще и дорогую игрушку, которая отвлекает внимание.

– А чего все-таки больше: позитива или негатива?

– Позитива, безусловно. С планшетом удобно работать мне, студентам – тоже. Таким образом решаются проблемы с учебниками, потому что в библиотеке на всех не хватает литературы, а на планшет можно «сбросить» учащимся хоть 10 книг по своему предмету. Хорошо, что именно наш университет стал первопроходцем в этом плане: педагоги должны во всем быть впереди. К сожалению, очевидно, что как только закончится контракт, планшеты, скорее всего, придется отдать (смеется).

– Как вам кажется, можно ли массово ввести планшеты в учебный процесс за короткое время?

– Массово и за короткий срок – думаю, нет. Наш эксперимент показал, что многие проблемы становятся очевидными только в процессе работы. Например, проблема с университетским Wi-Fi: в ближайшее время у нас появятся 10 аудиторий с «воздушным» выходом в интернет.

Подводя черту, надо сказать, что, несмотря на некоторые особенности процесса внедрения гаджетов, экспериментальная группа на первой же сессии показала лучше результаты, чем контрольная (в нее вошли студенты той же специальности, которым планшетов не давали). По словам госпожи Мазец, если в других группах средний экзаменационный балл по ее предмету колеблется где-то в пределах 5, то «продвинутые» биохимики сдают его в среднем на 6. Если учитывать, что на момент сессии студенты успели воспользоваться планшетами меньше полугода – результат совсем неплох.

Ярослав Лысковец. Фото Надежды Бужан. Газета «Звязда», 30 апреля 2013 года.
Оригинал на белорусском языке: old.zviazda.by/ru/pril/article.php?id=111500

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.