Как учителю не стать «аутсайдером» в обществе? Проблемы молодых педагогов

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Что движет молодыми людьми, поступающими на педагогические специальности? Почему в учителя не идут лучшие ученики? К чему должны быть подготовлены будущие педагоги? От чего зависит имидж учителя в обществе? И, наконец, как задержать молодых специалистов в системе образования? Все эти вопросы обсуждались в ходе «круглого стола», который прошел в рамках фестиваля «Педагог-мастер — молодому учителю». К дискуссии были приглашены как представители Министерства образования, руководители учреждений образования, педагоги, готовящие будущих учителей, так и сами молодые специалисты. Но услышали ли они друг друга?

Журналисты уже привыкли к тому, что... именно их обвиняют в падении престижа в обществе профессии педагога. Мол, зачем вы попираете нашу профессию? Вместо того, чтобы делать героями дня Педагогов с большой буквы, формировать позитивное видение школы, подчеркивать исключительность миссии учительской профессии, сосредоточиваете внимание только на проблемах: на низком «качестве» абитуриентов, поступающих на педагогические специальности, их плохой мотивированности, маленьких зарплатах учителей и так далее. Без таких обвинений не обошлось и на этот раз. Но именно упомянутые проблемы в итоге и оказались в центре внимания участников дискуссии. Это лишний раз убедило — искать ответы на поставленные вопросы все же придется.


Профессия или диплом?

Первый проректор Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка Александр Андарало уверен, что учитель «начинается не с педуниверситета» — «растить» будущих педагогов должны еще в школе.

— Основные «поставщики» абитуриентов для нашего университета — столица и Минский регион. Между прочим, только в Минске насчитывается более 200 школ. Плюс около 500 общеобразовательных учреждений работают в Минской области. И если бы каждая школа направила к нам хоть одного своего выпускника, то у нас был бы серьезный конкурс среди претендентов. Самостоятельно педагогический университет просто физически не в силах дойти до каждой школы. Чтобы пропагандировать педагогическую профессию, мы выступаем на телевидении, в печатных средствах массовой информации, организуем «Звездные походы»: во время зимних каникул наши студенты и преподаватели проводили профориентационную работу в шести районах в разных областях, где выступали перед школьниками, рассказывали им о жизни педуниверситета, студенческой жизни, агитировали за свою профессию.... Но и учителя должны думать над тем, кто придет им на смену. Школы должны болеть за это душой!

К сожалению, приходится констатировать, что к нам приходят сегодня не самые подготовленные и мотивированные абитуриенты. В прошлом году мы приняли 84 человека на «физику», но в течение года по разным причинам отчислили с первого курса 40 человек. Как говорится, из плохого сукна хорошую шинель не сошьешь — учить дальше студентов, которые не разбираются в элементарных вещах, мы не можем, — подчеркивает Александр Андарало.

— У каждого человека в жизни есть люди, которых он считает своими учителями. Мои учителя подтолкнули меня к выбору профессии, и о своем выборе я никогда не пожалел, — признается заместитель министра образования Василий Будкевич. — Считаю, что своим отношением и к работе, и к жизни учитель должен быть для молодого поколения примером. Учитель — это не просто профессия. Нельзя быть учителем с 8 часов утра до 17-ти. Это работа 24 часа в сутки и 365 дней в году. И я считаю, что это большой грех, если учитель не ориентирует, не агитирует своих учеников за профессию педагога.

— Чтобы выпускник пошел на педагогическую специальность, важно, чтобы еще в школе он оказался в окружении высококлассных педагогов, — поделился своими мыслями заместитель председателя ЦК Белорусского профсоюза работников образования и науки Роман Дапиро. — Но если ребенок видит, что учитель чувствует себя неполноценным, то он, безусловно, в эту профессию никогда не пойдет. Учитель не должен чувствовать себя аутсайдером в обществе!

— А не считаете ли вы, что мы готовим много педагогов? — поинтересовался Василий Будкевич мнением первого проректора БГПУ. — Мы уже обеспечили педагогами и вокзалы, и аэропорты, и туристические фирмы. Может, надо готовить меньше да лучше? Упор делать не на количество, а на качество? В советские времена наши учреждения образования выпускали чуть более 4 тысяч педагогов, а школьников в стране было вдвое больше. В прошлом году выпуск составил 9200 человек. Из них распределены были 6283 молодых специалиста. За двадцать лет в стране появилось большое количество людей с дипломами о высшем образовании, но без высшего образования! Я лично очень переживаю за то, что в школы придут выпускники платной формы обучения, для которых педагогическая специальность была «запасным вариантом» и которые не смогли найти себе применение в других сферах. А хорошо подготовленные выпускники после двух лет отработки по распределению найдут себе работу, где им будут платить «немного больше», чем в школе.

— Действительно, в советские времена молодые люди шли учиться для того, чтобы получить профессию, а не диплом. А внебюджетники в подавляющем своем большинстве приходят к нам не за профессией, а за высшим образованием. И только единицы из них выражают желание работать по полученной специальности. Что касается цифр, то здесь все зависит от того, как вести подсчеты. Раньше мы выпускали только учителей-предметников, а сейчас готовим и психологов, и социальных педагогов. Для того, чтобы не обеспечивать педагогами все другие сферы, нужно взять на вооружение опыт Москвы. В российской столице несколько лет назад была катастрофическая ситуация с педагогическими кадрами, зато сегодня, чтобы устроиться в учреждение образования, нужно приложить много усилий. А все потому, что зарплата у педагогов не может быть меньше, чем средняя зарплата по Москве. Вот вам и ответ на ваш вопрос. Если бы нашим педагогам подняли зарплаты и все учителя, которые были вынуждены отказаться от профессии, снова вернулись в систему образования, то мы бы не думали, как закрыть вакансии в детских садах или где взять учителей физики и математики...


Со студенческой скамьи — сразу в «бой»?

— Идея подтянуть зарплаты педагогов до средней зарплаты в регионе мне нравится, — подхватил учитель физики средней школы №26 г. Гродно Сергей Фадин, кстати, молодой специалист. — Хочу рассказать, с какими проблемами пришлось столкнуться лично мне после того, как пришел в школу. На меня свалилось большое количество нормативных документов, в которых нужно было разобраться, чтобы применять их на практике. Пробелы ощущались и в психологической подготовке. Психология в университете вроде бы и изучается, хоть и непродолжительное время, но к работе с «живыми людьми» мы не совсем готовы. Поэтому и возникали многочисленные вопросы. А если тебе еще сразу дают классное руководство, то нужно налаживать отношения уже не только с детьми, но и с их родителями.

Учитель истории Бабиничской средней школы Витебского района Александр Прохоров поддержал своего коллегу:

— Хотелось бы акцентировать внимание на большом количестве бумаг, которые приходится оформлять и заполнять учителю. Молодой специалист приступает к работе 15 августа. С учениками он знакомится только 1 сентября. А акт обследования семей всех своих учащихся классный руководитель должен сдать уже к 10 сентября. К тому же в сельской местности есть свои нюансы. Расстояние от школы до места проживания одного из моих учеников — 15 километров. К тому же мы должны не менее чем раз в неделю посещать семьи, находящиеся в социально-опасном положении и составлять соответствующие акты. Делаем мы это в свое личное время. В моем классе таких учеников двое. В других — три-четыре. Возвращаюсь домой в темноте. К тому же и за пригородные автобусы приходится платить из собственного кармана.

Через полгода я потеряю доплату как молодой специалист — сегодня это 260 тысяч. И даже присвоение второй квалификационной категории эту доплату не компенсирует.

Что касается предмета, который я преподаю, то скажу, что очень сложно сначала полгода преподавать определенный период курса всемирной истории, а потом полгода, забыв о мировой истории, проводить занятия по истории Беларуси. Небольшое количество часов, предусмотренных на изучение истории Беларуси, приведет к тому, что историю родной страны мы скоро забудем. К тому же и иностранный язык преподается в школе в разы больше, чем родной. Еще одна проблема — преподавание истории Беларуси на русском языке. Я окончил школу в 2007 году. Историю Беларуси мы изучали на белорусском языке. В университете история Беларуси также преподавалась на белорусском языке. А в школе невозможно это делать, поскольку учебники есть только на русском языке.


Время на адаптацию

Василий Будкевич говорит, что не понимает, на какую «кипу бумаг» жалуются молодые учителя, а вот с тем, что молодым специалистам нужно дать время для адаптации, а не бросать их на классное руководство как в омут с головой, соглашается:

— Педагогам-новичкам надо дать год-два, чтобы они вошли в профессию и почувствовали себя не студентами на практике, а педагогами. Чтобы осмыслили и поняли это состояние. Когда я пришел в школу, мне не дали сразу классное руководство. Показали четвертый класс и сказали, что в следующем году я буду работать в нем классным руководителем. Я присутствовал в этом классе в течение года на многих мероприятиях, дети и родители меня видели и знали. И я с радостью ждал 1 сентября, чтобы стать у детей классным руководителем.

Между прочим, в Академии последипломного образования (АПО) в течение восьми лет ведется исследование по изучению трудностей, возникающих в процессе работы молодых учителей. В нем участвуют не только педагоги, приступившие к работе, но и руководители учреждений образования.

— Во многом мысли молодых педагогов и руководителей совпадают. И молодежь, и руководители достаточно высоко оценивают компетентность молодых учителей в предметной области — от 60 до 80% в разные годы, — рассказала начальник отдела социологии образования и повышения квалификации Вероника Реут. В чем сегодня молодой педагог, по ее мнению, недостаточно сформирован? Недостаточно сформированы умения в области воспитательной работы — умения работать с родителями, с детьми с девиантным поведением, проводить инновационную деятельность.

В 2006-2007 годах самыми проблемными для молодого учителя были недостаточная методическая подготовка, несовершенство нормативно-правовой базы, в которой он плохо ориентировался, однообразные формы и методы работы с молодыми педагогами. В 2008-2009 годах «проблемные» акценты сместились в другую сторону: организация учительства в учреждении образования, владение информационно-коммуникационными технологиями. Сегодня молодые педагоги нуждаются в развитии дистанционной системы поддержки педагога, в организации тьюторства (консультирования). Подавляющее большинство педагогов выступает с предложением проведения анкетирования или тестирования на профессиональную пригодность при приеме в ВУЗы...


Интернатура для педагогов

Кстати, в России, где также озабочены низкой мотивированностью абитуриентов, которые идут на педагогические специальности, и слабой подготовкой молодых педагогов, чтобы сломать эту тенденцию, решили кардинально перестроить систему педагогического образования и разработали концепцию поддержки развития педагогического образования. Согласно этой концепции, абитуриенты при поступлении на педагогические специальности будут проходить психологическое тестирование, поскольку педагогика — профессия не для каждого.

— Мы как профсоюз мечтаем о том, чтобы для молодых педагогов был создан институт вроде интернатуры в медицине, т. е., чтобы наш молодой специалист имел полгода или несколько месяцев для адаптации, чтобы он просто мог присутствовать на уроках и присмотреться, как работают более опытные учителя, — подчеркнул Роман Дапиро. — А если у молодого педагога нагрузка 27 часов в неделю или еще больше, то он, безусловно, не будет видеть, как работают другие. И это не очень хорошо. Ведь учительство начинается там, где не просто закрепили педагога за молодым специалистом, а где молодой специалист имеет возможность посмотреть, как этот учитель работает.

Сегодня нанимателю в системе образования очень сложно подвести мотивационную базу под то, чтобы молодой специалист остался у него работать. Мы с Министерством образования отслеживаем, как в регионах планируются средства на повышение заработной платы педагогическим работникам. Сегодня наше внимание приковано к большей дифференциации оплаты труда между педагогическими работниками, которые имеют первую и высшую квалификационную категорию. Для нас это основная задача. Возможно, ее решение и подтолкнет молодых специалистов посмотреть на школу и вообще на систему образования как на систему своего долгосрочного развития, своей долгосрочной карьеры.

Для того, чтобы заинтересовать молодого педагога и поддержать его материально, нередко руководители дают ему большое количество часов. Правда, большое количество часов молодым «вручают» и по причине дефицита в школе педагогов того или иного профиля. Но о каком качестве работы может вестись речь, если на неопытного педагога сваливаются 30-36 часов в неделю плюс классное руководство?

Как признался один из молодых педагогов в ходе «круглого стола», когда ты идешь из дома в половине восьмого утра и приходишь в восемь вечера, когда у тебя нет «форточек» между уроками, и ты возвращаешься домой после 12 часов непрерывного общения с детьми, их родителями и коллегами, а тебя дома ждет еще подготовка к урокам, написание планов и различных отчетов, подготовка к шестому школьному дню, внеклассным мероприятиям, а ты видишь, как другие люди отдыхают или готовятся к празднику, то думаешь только об одном: «Зачем мне такое счастье?»

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 12 февраля 2014 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2014/02/31774.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.