Результаты ЦТ-2014: математику впервые сдали хуже, чем физику

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

По мере объявления результатов централизованного тестирования количество претендентов на звание студента сокращается стремительными темпами.

Так, после сдачи экзамена по белорусскому и русскому языкам за установленным минимальным порогом в 10 баллов оказались более 10,4 тысячи человек. Но основные «потери» произошли, как и ожидалось, после сдачи абитуриентами физики и математики. Математику в этом году сдавали 62 277 человек, менее 15 баллов по этой дисциплине набрали около 25 тысяч юношей и девушек. С тестом по физике «боролись» 28 085 человек, а не справились с ним 11 585 участников экзамена, которые не смогли дотянуться до планки в 15 баллов.

43 абитуриента получили ноль баллов за свои знания по физике, а на ЦТ по математике с нулевым результатом пришли к финишу 132 абитуриента. Таким образом, число «неудачников» достигло в этом году по обоим предметам 40 процентов от общего числа участников экзамена.

— Полагаю, что результаты ЦТ отражают реальную картину со знаниями школьников по точным наукам. Но впервые математику абитуриенты сдали даже хуже, чем физику, — поделился своим мнением с журналистом «Звязды» известный репетитор Евгений Ливянт. — Возможно, тесты по математике были немного сложнее, чем в прошлом году. Во всяком случае 100 баллов смогли получить всего 16 участников экзамена, а в предыдущем году максимум баллов на ЦТ по математике набрали 146 человек. Тесты по математике не выходили за рамки программ вступительных испытаний, но несколько задач, которые были предложены абитуриентам, я лично в них не включал бы.

На ЦТ по физике в этом году только 18 стобальников, а в прошлом году их было 46 человек. В тестах по физике была задача, которая, по моему мнению, не соответствует программе вступительных экзаменов. Так, в программе записано, что проводник должен двигаться в магнитном поле равномерно, а в тестах была задача В12, в которой проводник двигался равноускоренно.

Но все же, несмотря на определенные недостатки тестов, я абсолютно согласен с директором Республиканского института контроля знаний Николаем Феськовым, который сравнивает ЦТ с градусником: нельзя обижаться на «прибор», который показывает реальную температуру — высвечивает те проблемы, которые существуют в школьном образовании. Знания школьников, к сожалению, продолжают ухудшаться. Это не голословное утверждение, а мой личный многолетний опыт. Когда ко мне на занятия приходят будущие абитуриенты, то я всегда тестирую их знания по математике, чтобы узнать, где есть пробелы в знаниях и над чем нам нужно вместе работать. И прихожу к выводу, что за один год подготовить к поступлению школьников уже проблематично.

Почему для многих результат ЦТ по физике становится шоком? Потому что школьные отметки вовсе не дают реальной картины того, насколько тот или иной школьник конкурентоспособен среди своих сверстников. И пока в школе будут практиковаться нынешние подходы к преподаванию физики, полагаю, репетиторы без работы не останутся точно... Детей нужно учить не механическому решению задач и заучиванию формул, а пониманию физических процессов. Для того, чтобы заинтересовать их, чтобы завладеть их вниманием, нужно современное оборудование и демонстрационные эксперименты. А у нас физика стала в школе исключительно теоретическим предметом, который изучается преимущественно по учебнику.

По состоянию на понедельник стали известны также результаты участников централизованного тестирования по химии, биологии, истории Беларуси и всемирной истории новейшего времени. Химию в этом году на 100 баллов написал 1 абитуриент, а минимум 15 баллов набрали 972 человека. На биологии 3 стобальных работы, а менее 15 баллов набрали 994 абитуриента. На истории Беларуси 100 баллов получили 6 человек, и 1988 абитуриентов набрали менее 20 баллов. Лучший результат на всемирной истории новейшего времени — 97 баллов. Таким результатом может похвастаться лишь один человек. А 176 абитуриентов сдали тест менее чем на 20 баллов. Напомним, что на гуманитарных предметах ЦТ нижняя проходная планка составляет именно 20 баллов.

Безусловно, сегодня всех волнует, насколько существенная конкуренция будет на входе в ВУЗ. Напомним, что в 2013 году после сдачи централизованного тестирования 36% потенциальных претендентов на студенческий билет отсеялись, не перейдя минимальную планку на ЦТ, но это никак не отразилось на укомплектовании самых престижных у современной молодежи специальностей. Более того, проходные баллы там существенно выросли. Но в некоторых ВУЗах на определенных специальностях остались незаполненные бюджетные места...

Чтобы ситуация не повторилась, в Министерстве образования решили подстраховаться: согласно новому порядку приема в ВУЗы, в том случае, если в каком-либо высшем учебном заведении останутся незаполненные бюджетные места, будет объявлен дополнительный набор. На вакантные места смогут претендовать абитуриенты, которые не прошли по конкурсу при поступлении в другие ВУЗы, но имеют на руках нужные сертификаты, или поступали на другие специальности в тот же ВУЗ. Также к конкурсу на вакантные места будут допущены и абитуриенты, которые не набрали на централизованном тестировании установленное минимальное количество баллов.

Для тех, кто будет поступать на бюджетные места в рамках дополнительного набора, порог будет снижен на пять баллов: в сертификатах по русскому и белорусскому языкам абитуриенты должны будут иметь не менее 5 баллов, по математике, физике, химии и биологии — 10 баллов и 15 баллов — по истории Беларуси, всемирной истории новейшего времени, обществоведению, географии и иностранным языкам.

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 1 июля 2014 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2014/07/44406.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.