Статус профессии педагога: от размышлений - к конкретным шагам

Статья из белорусской республиканской газеты "Звязда" в переводе на русский язык.

Без преувеличения, школа и учитель определяют будущее земной цивилизации. Поэтому такое пристальное внимание со стороны общества к профессии педагога, и, прежде всего, к его социальному статусу. Очевидно, что он стал недостаточным, если даже в решениях нескольких последних коллегий Министерства образования Беларуси отмечается необходимость его повышения.

Вместе с тем, статус учителя нужно рассматривать с двух сторон. Во-первых, как сам учитель оценивает свою работу, а во-вторых, как общество относится к учителю и что ждет от него.

Некоторые справедливо отмечают, что каждому учителю нужно в первую очередь самому позаботиться о своем хорошем имени. И это справедливо, ведь уважение к педагогу формируется на каждом уроке, начиная с самого первого: по его отношению к ученикам, по знанию предмета, по способностям находить приличный выход из сложных педагогических ситуаций, по внешнему виду, личных качествах, соответствию определенным этическим правилам. В последнее время учителям стало значительно сложнее работать. Причина в том, что не так давно они были самыми образованными людьми в обществе. Сам еще застал то время, когда в школу приглашали необразованных взрослых и обучали их письму, чтению и математике. Теперь родители даже сельских учеников могут быть и кандидатами, и докторами наук, иметь несколько высших образований. Но мир нельзя повернуть назад. Поэтому учителю необходимо постоянно совершенствоваться в своей профессии, иначе уважение к нему быстро пропадет. И еще, нужно в любой ситуации с преданностью относиться к своей работе. Человека, который умеет уважать себя сам, уважают и другие. Согласитесь, что тот, кто стыдится своей профессии, невольно сам провоцирует негативное отношение к себе и к работе, которую выполняет...

Но мы, депутаты, считаем, что подавляющее большинство учителей, работающих в школе, "несут свой крест" достойно, поэтому не только педагогам, но и обществу нужно по-новому посмотреть на статус профессии педагога. На наш взгляд, положения, которые усиленно декларируются в последние годы - о том, что "сначала экономика, а потом образование", а также, что "образование является сферой услуг, продаваемым товаром", наносят непоправимый вред и школе, и государству. Школа - не служба быта, не предприятие общественного питания, не сауна, чтобы основным видом ее деятельности стало оказание платных услуг. И образование - не товар. Задачи учительской профессии более сложные. Теоретически купить знания за деньги (в частности, документ об образовании) можно, но постарайтесь купить уважение к старшим, патриотизм, любовь к Родине... Между тем выработка этих качеств у молодежи - одна из основных задач работы учителя...

Жизнь показывает, что место учителя может занять почти каждый, но быть настоящим учителем способны далеко не все. К сожалению, низкий уровень абитуриентов - будущих педагогов, качество учебного процесса в педагогических вузах не способствуют приходу в школы учителей. Не можем понять, почему до сих пор в Правила приема в ВУЗы не добавили пункт о профессионально-психологическом собеседовании с будущими учителями и о подготовке педагогов в основном за счет бюджетных средств? Этот шаг позволил бы определить абитуриентов, которые выбирают профессию педагога по призванию, а не по принципу "хоть куда, лишь бы поступить". Основным возражением является мнение, что с установлением дополнительных требований никто не станет подавать заявления в педагогические вузы. Но мы считаем, что проблема снимется, если одновременно будет предложен комплекс мер по повышению престижа профессии учителя, исходя из того, что если у педагога и будут какие-то привилегии, то они послужат интересам всего общества (хороший учитель = хороший специалист = хорошо работающая экономика страны = повышение благосостояния всех граждан). Для этого не нужны кодексы или законы, достаточно актов на уровне правительства и отдельных министерств. Тем более что учителей у нас не так и много - около 108 тысяч, и из года в год их количество уменьшается.

Мы считаем, что подход к повышению статуса педагогов должен быть комплексным. Начинать надо с новых подходов к стимулированию труда. Сейчас зарплата учителей неплохая. Но четыре предыдущих года ее размер по сравнению со среднемесячным заработком занятых в промышленности уменьшался. Это не способствовало повышению престижа труда учителя. Поэтому правительству размер начальных ставок зарплаты и окладов нужно ориентировать на уровень средней зарплаты по стране, а изменения оплаты труда учителя "привязывать" к ежемесячным инфляционным процессам.

Вообще, система оценивания учительской работы, к сожалению, не учитывает многие ее особенности. Размеры зарплаты зависят от образования учителя, количества протарифицированных часов, категории, условий труда (городская или сельская местность). Но один "горит" на работе, а второй - "тлеет". Поэтому при одной и той же квалификационной категории и количестве часов, когда директор школы не заметит и не оценит усилия учителя, зарплата у всех будет одинаковая. Считаем, что количество ступеней для профессионального роста у педагогов очень маленькое (отсутствие категории, первая, вторая и высшая категории). Если разработали 10-балльную систему оценивания работы ученика, то почему бы не разработать такую же и для учителей (например, по тому же принципу, что и государственным служащим)?..

Школы отличаются друг от друга. Есть элитные, с высоким уровнем дисциплины и отношения к учебе, а есть школы, где контингент учащихся более сложный (например, в районах новостроек, в поселках, куда съехались жители из разных уголков страны). О них хорошо знают в отделах образования. В таких "особых образовательных зонах" зарплату учителей можно было бы и увеличить.

Учителя-предметники подтвердят, что в школе можно вести уроки в параллели классов (четыре десятых), а можно в вертикали (с 6 по 11 класс). Во сколько раз больше времени уйдет на подготовку к урокам во втором случае?.. В 6 раз. А на зарплату это не влияет. В классе могут быть и 32 ученика, и 16, а за проверку тетрадей деньги учителю платят одинаковые...

Что касается льгот, то отношение к ним у нас неоднозначное. Мы сторонники того, чтобы человек за свою зарплату мог сам купить себе все необходимое. Но, очевидно, что в будущем коммунальные платежи и земельный налог будут расти. А учителю, в отличие от всех других профессий, приходится продолжать свою работу в домашних условиях, причем в основном - в вечернее время (планы, проверка тетрадей и др.), поэтому введение льгот по оплате коммунальных услуг было бы очень к месту...

В реальной жизни хватает случаев, когда, провожая на пенсию старенького учителя, ему вручают первую в его жизни награду: цветочек, приветственный адрес и грамоту районного отдела образования. Поэтому нужно развивать и формы морального стимулирования труда педагогов. По крайней мере, перечень наград Министерства образования и других органов управления образованием должен быть более разнообразным, учитывающим и стаж работы, и ее особенности, например, медаль лучшего "математика", "физика", "химика", "За преданность школе" и т.д. соответствующих степеней.

Мы много рассуждаем об охране труда, а необходимо больше внимания обращать на его условия. Нужно как можно скорее радикально уменьшить дополнительные обязанности педагогов, выполнение ими несвойственных функций, бумажные отчеты. Заметим, что порядок привлечения педагогов к работе в выходные и праздничные дни, выполнение обязанностей, не предусмотренных должностными инструкциями, условия оплаты такой работы давно определены в законодательстве (статьи 69, 146, 148 Трудового кодекса). Однако видно нежелание местных органов управления, в том числе руководителей учреждений образования, применять закон в полном объеме в отношении педагогов. Причина - в отсутствии действенных норм, которые определяли бы наказание лиц, допускающих такие нарушения. С вступлением в действие Кодекса Республики Беларусь об образовании такие нормы должны появиться.

Планируется разработка Министерством образования единой минимальной системы отчетности по всей вертикали в образовании. Это хорошее намерение. Может произойти реальная разгрузка педагогов, но ее эффективность будет под сомнением, если не прекратится поток запросов в учреждения образования от других органов управления и общественных объединений.

Депутаты пришли к выводу, что пора уже исключить из обязанностей школ такой архаизм, как сбор сведений о будущих учениках. В ЖЭСах и сельисполкомах есть вся информация о детях, которые должны учиться в школах. Причем более полная, чем та, которую собирают учителя при обходе квартир. Так, в одной школе Минска по информации, собранной учителями в мае, должно было открыться два первых класса. В августе родители привели столько детей, что пришлось создавать шесть первых классов. И причина была не в недобросовестности учителей, а в переездах семей, заселении новых жилых домов микрорайона молодыми многодетными семьями.

Не следует также увлекаться организацией постоянных педагогических рейдов по семьям детей, находящихся в социально опасном положении. Для этой работы есть социальные педагоги, милиция, специальные комиссии по делам несовершеннолетних, общественные объединения. Не надо подменять их обязанности. Мы как-то перестали замечать, что у учителя также может быть семья, собственные дети, которые требуют не меньшего внимания и заботы со стороны родителей и государства.

Часть депутатов комиссии входит в состав комиссий Межпарламентской ассамблеи Содружества Независимых Государств и сейчас там работает над содержанием модельного закона "Об ответственности участников образовательного процесса". Считаем, что такие его нормы, как неустановление применения мер административной, дисциплинарной и иной ответственности к работникам, учреждений образования в случаях информирования педагогом органов внутренних дел о правонарушениях учеников; правонарушения, которое совершил ученик в период за пределами образовательного процесса; применения мер физического воздействия на ученика для исключения угрозы его жизни или здоровью, если применение других мер было невозможным; несоответствия результатов централизованного тестирования отметкам в школьном аттестате, были бы очень полезными для распространения и на белорусскую систему образования.

Почти не потребуется денег, чтобы восстановить педагогам, которые имеют определенный педагогический стаж, право на досрочный выход на пенсию. Норма исчезла потому, что "условия работы в области стали значительно лучше, чем в послевоенные годы, и дополнительное стимулирование труда педагогов больше не требуется". Спорный тезис. И, кстати, в последние годы таким правом пользовались единицы. Но оно необходимо, так как дает уверенность педагогу в будущем, в том, что в случае болезни или других обстоятельств учитель сможет использовать его и не останется без средств к существованию. Заметим, что молодежь тоже видит в пожилых педагогах свое будущее. И если будущее непривлекательно, то и отношение к профессии будет соответствующее.

Статус педагога повысился бы, если бы в средствах массовой информации было больше материала о работе педагогов, их достижениях, опыте, проявлениях высокого гуманизма и самопожертвования. А если уж этого не могут показать, то, как исключительная мера, очень полезно было, хотя бы, лет на пять объявить мораторий на показы и публикации материалов, которые вызывают негативные отношения к педагогической профессии, так как даже единичные из них формируют мнение "все учителя такие". Болезненным является выставление педагога в неприглядном свете: запрограммированность, неинтелигентность, бедность, пародийность образу.

Перечень мер по повышению престижа педагогов в обществе можно было бы и продлить, но, возможно, кто-то поставит вопрос: "Где взять деньги на финансирование этих мер?" Не открою большой тайны, если скажу, что многие лишние расходы на образование кроются в общих подходах к его финансированию или налогообложению. И теперь депутаты комиссии активно работают над поиском путей их бережного использования, чтобы не допустить "вымывания" денег из системы образования в другие отрасли. Во внимание берутся и сервисное обслуживание компьютерной техники, и эффективность разработки учебно-методических комплексов для проведения факультативных занятий, и оздоровление учащихся, и организация их питания, и расходы государства на платное заочное обучение в вузах, и много чего еще. Видим, что средства найти можно, причем немалые. Но главное, на наш взгляд, - все общество должно осознать, что педагог является очень важным звеном не только в учебно-воспитательном процессе, но и в социально-экономической жизни государства. И если это осознание произойдет, то именно благодаря педагогам наша страна сможет выйти на новый, еще более высокий уровень своего развития.

Владимир Зданович, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу.

Газета "Звязда", 27 апреля 2011 года.
Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=78344&idate=2011-04-27

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.