Отряд «НЛО» и областная «Лидер-смена» в детском лагере «Орленок»

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Педагогом можешь ты не быть... или Как студенту попасть в «НЛО»

Летом немало молодежи направляется в детские лагеря. Не в качестве отдыхающих, конечно, а в составе педагогических студенческих отрядов. Исключение из правила — отряд «НЛО», в котором работают и учащиеся непедагогических специальностей.


Видно издалека

Детский лагерь «Орленок» находится в паре километров от Бешенковичей. Именно здесь недавно началась областная «Лидер-смена». В лагерь съехались 79 старших школьников со всей Витебской области. Это в первую очередь активисты первичных ячеек БРСМ, частые участники внешкольных мероприятий. Работают с ними десять студентов, которые и составляют педотряд «НЛО». Аббревиатура, кстати, расшифровывается как «новый лидерский отряд».

...Мы приезжаем в лагерь в самый разгар дня — лесную тишину постоянно прерывают детские смех и гомон. Кто-то нашел себе занятие на спортивной площадке и играет с мячом, другие прячутся от жары под крышами корпусов. Видно издалека и юных воспитателей — вожатых легко отличить по фирменным синим майкам с надписью «НЛО» и желтым галстукам. Нас встречает комиссар педотряда Анастасия Еленская.

Анастасия Еленская, Екатерина Варушкина и Олег Полонский: без юмора в лагере никуда!
Анастасия Еленская, Екатерина Варушкина и Олег Полонский: без юмора в лагере никуда!

— Ежегодно «НЛО» проводит одну «Лидер-смену», — рассказывает девушка. — В этом году сюда в качестве воспитателей попали студенты технологических специальностей, будущие экскурсоводы, программисты и другие. Есть и четыре будущих педагога. Все, кроме одного вожатого, сами раньше отдыхали на лидерских сменах, даже не раз, поэтому они хорошо знают систему изнутри. К тому же перед выездом в лагерь все проходят соответствующую подготовку. Мы сами составляли программу занятий и мероприятий, и все досконально ее знают. Безусловно, не обходится и без профильной педагогической подготовки: каждого вожатого предварительно учат, как работать с детьми, ведь это совсем непросто...


Всю власть — детям!

Каждый день участников лидер-смен в «Орленке» разделен на две части. В первой половине дня у детей развивают именно лидерские качества, это так называемая «учеба актива». Им помогают познать себя, учат искать общий язык с другими и работать в команде, дают знания по конфликтологии и многое другое. Ближе к вечеру наступает время лагерных мероприятий. За 13 лет существования педотряда сложились интересные традиции. Например, традиционную «линейку» заменил лидерский круг: воспитанники и вожатые смены ежедневно становятся в круг, в котором поют, делятся новостями и обсуждают свои планы. Есть еще утренняя беседа и вечерняя свечка...

По словам Анастасии, смена эта уникальная. Например, вместо скучной утренней зарядки здесь практикуют аэробику: каждый из четырех лидерских отрядов ежедневно придумывает занятия в стиле танцев народов мира. Реализована и многоуровневая система самоуправления. Возглавляет смену штаб-центр, которым управляют вожатые. Наивысший законодательно-исполнительный орган детей — совет отрядов особого назначения, в который входят командиры и комиссары отрядов. Последний уровень — группы особого назначения, которых в каждом отряде три: творческая, организационная и спортивно-бытовая. Задача детей — самим инициировать и проводить мероприятия, а вожатые их только направляют.

Каждая «Лидер-смена» имеет свою тематику. Нынешняя — тринадцатая по счету, поэтому было решено сделать ее максимально загадочной и дать соответствующее название — «Совершенно секретно». Вожатые придумали легенду, будто бы тринадцать лет назад на территории лагеря произошел загадочный выброс энергии. Задача детей — при помощи кусков историй и шифров восстановить ход событий и раскрыть секрет смены.


Ни минуты без... работы!

А что же сами вожатые? Наверное, тяжело им приходится с детьми, которые не намного моложе своих воспитателей?

Третьекурсник факультета телекоммуникаций Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники Олег Полонский принимает участие в работе университетской ячейки БРСМ. В этом году парень собирался ехать работать вожатым в Россию. Но вдруг подвернулся вариант с «НЛО», куда Олег попасть не надеялся: по слухам, претендентов ждал серьезный отбор, обращать внимание должны были на наличие и педагогического опыта. Все сложилось как нельзя лучше — в «НЛО» освободилось место и студента БГУИР направили в «Орленок».

— Изначально меня интересовала даже не столько работа с детьми, сколько сама атмосфера. Здесь некогда сидеть на месте, постоянно нужно что-то делать, придумывать, а такой ритм жизни мне нравится, — говорит Олег. — Ты учишь чему-то воспитанников и, соответственно, сам учишься, без этого никак. Самыми тяжелыми были первые три дня, так как это время, когда из незнакомых между собой детей надо сформировать коллектив, наладить между ними и собой связь. Теперь не так сложно, ведь коллективом проще управлять. Есть и трудности, разумеется. Мне кажется, что раньше подростки были более похожи друг на друга, имели близкие интересы. Теперь же — все очень разные. Возможно, влияют современные медиа — дети растут в мире с невероятным количеством информации, а потому приходится искать подходы к каждому отдельно.

Говоря о напряженном ритме работы, Олег не врет. Анастасия подтверждает, что вожатые ложатся спать не раньше трех часов ночи, а вставать нужно в семь утра.

Екатерина Варушкина учится на четвертом курсе Витебского государственного колледжа культуры и искусств по специальности «Актер драматического театра и кино». Девушка признается, что выбрала такую профессию благодаря «Лидер-смене», которая помогла ей избавиться застенчивости и раскрыть свои способности.

— Я действительно не могу жить без смены, всегда хотела сюда вернуться, — говорит она. — Работа с детьми для меня не нова: я преподаю актерское мастерство и сценическую речь у детей младшего возраста в кружке, поэтому опыт есть. Конечно, здесь работать надо уже с подростками, но это не обременяет. Хотя у нас и не такая большая разница в возрасте, но каждый понимает, что вожатый — это главный человек в отряде. Мы стремимся всегда быть немного «выше» воспитанников, но не мешаем им самим принимать важные решения.


Дискотека — не в «фаворе»

Узнать будущих лидеров легко: одна из групп марширует в столовую под звуки какой-то непонятной песни, разобрать в которой можно только... цифры. До ушей доносится ритмичное «семь — одиннадцать — тринадцать».

— Это название отряда, — смеется Анастасия Еленская. — Семь парней, тринадцать девушек, а две «единички» — это вожатые. Если прислушаетесь, услышите еще и номера телефонов — это контакты вожатых. Мы вообще сначала думали составить песню из телефонных номеров всех детей в отряде, чтобы они могли легко друг друга найти после окончания смены.

Дети здесь действительно не похожи на многих других.

Самое популярное когда-то мероприятие — дискотека — особого интереса не вызывает. Воспитанники с большим энтузиазмом поют под гитару.

Как раз к такой «певучей» группе мы и подходим. Юноши исполняют песню о лидерской смене, своеобразный неофициальный гимн, который написала воспитанница Мария Юркевич.

белорусскоязычную песню о «Лидер-смене» исполняет автор — Мария Юркевич
Белорусскоязычную песню о «Лидер-смене» исполняет автор — Мария Юркевич

— С «Лидер-сменой» трудно сравнивать любой другой лагерь, — говорит Дарья Хмылова из Орши. — Здесь ты не только отдыхаешь, но и учишься. А еще никогда не скучаешь, ведь на это просто не хватает времени. Постоянно тренинги, занятия...

***

За отработанную смену юные вожатые получат зарплату. Это символические деньги, и все студенты сходятся во мнении, что едут сюда не за ними. Впечатления и дружба — вот что главное в «НЛО».

Ярослав Лысковец. Фото Сергея Никоновича. Минск — Бешенковичский район — Минск.

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 13 августа 2015 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2015/08/95979.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.