Итоги комплексного мониторинга Кодекса об образовании рассмотрены на парламентских слушаниях

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Депутаты подвели первые итоги комплексного мониторинга Кодекса об образовании. Принятый в Беларуси два года назад Кодекс об образовании стал первым на постсоветском пространстве опытом кодификации законодательства в этой сфере. С самого начала предполагалось, что Кодекс будет под пристальным наблюдением и парламентариев, и специалистов, чтобы своевременно иметь возможность совершенствования или корректировки его норм. Результатам мониторинга Кодекса и предложениям по его дополнениям и изменениям были посвящены парламентские слушания, которые состоялись 4 декабря в Овальном зале Палаты представителей.


Эффект от диплома

— На наш взгляд, необходимо закрепить на законодательном уровне использование в образовательной практике дистанционных технологий, сетевого взаимодействия учреждений образования и участников образовательного процесса, — сказал, открывая слушания, председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Владимир Андрейченко. — Сегодня как никогда актуально развитие государственно-частного партнерства в сфере образования, разработка совместно с представителями рынка труда механизмов формирования государственного заказа подготовки кадров. Должна быть существенно улучшена и расширена система подготовки рабочих и специалистов среднего звена, оптимизирована подготовка кадров с высшим образованием.

Пристального внимания, добавил спикер нижней палаты парламента, требует подготовка педагогических кадров и повышение уровня социальной защиты работников системы образования. Еще одно направление совершенствования законодательства в области образования — создание внешней независимой государственной аттестации учащихся, оценки деятельности учреждений образования по результату.

Министр образования Республики Беларусь Сергей Маскевич сообщил депутатам, что уровень удовлетворенности потребителей образовательных услуг (родители, выпускники, работодатели), согласно проведенному мониторингу, довольно высок: в среднем выше четырех баллов по 5 бальной шкале.

— Это хороший показатель, но специалисты системы образования понимают, что внешние вызовы, обусловленные глобализацией, открытостью экономики страны, а также необходимостью ее инновационного развития требуют критической оценки как существующей в республике системы образования, так и содержания образовательных программ и технологий, — сказал министр. — Задача этих парламентских слушаний — посмотреть на систему образования с точки зрения ее эффективности.

В соответствии с Кодексом об образовании в Беларуси функционирует более 9 тыс. учреждений основного, специального и дополнительного образования. Большинство из них — учреждения дошкольного и общего среднего образования. Сейчас выполняется 7 целевых программ развития в сфере образования, в соответствии с которыми только за последние 3 года построено 40 дошкольных учреждений (на 6 тыс. 561 место), 19 школ (на 8 тыс. 736 мест), 5 учебных корпусов ВУЗов, 6 общежитий (на 5 тыс. 384 места). Открыто 16 новых квалификаций по программам подготовки рабочих, 7 новых специальностей и 3 специализации по программам подготовки специалистов со средним специальным образованием, 47 специальностей — по программам высшего образования 1-й степени и 120 специальностей по программам магистратуры.


В 322 классах — по одному ученику

Динамично развивается и пользуется доверием у населения система дошкольного образования, отметил Сергей Маскевич. Содержание одного ребенка обходится дошкольному учреждению Br1,49 млн. в месяц при средней заработной плате работников Br2, 9 млн. «Думаю, что будет правильно, если мы примем дополнительные меры нормативно-правового и организационного плана по развитию платных услуг в дошкольных учреждениях, стимулировании участия родителей в финансировании расходов дошкольных учреждений», — добавил министр.

Дальнейшее повышение доступности и качества дошкольного образования министр связывает с реализацией программы строительства новых учреждений, развитием здоровьесберегающей среды (совершенствования материально-технической базы требуют почти 50 процентов учреждений), повышением компетентности специалистов. Еще одна важная задача — принятие мер по их закреплению в учреждениях образования. Сергей Маскевич подчеркнул, что сегодня в дошкольных учреждениях около 450 вакантных ставок. В том числе в Минске — 300, в Минской области — около 100. По охвату детей дошкольным образованием и подготовке их к школе Беларусь имеет одни из самых лучших показателей не только среди стран СНГ, но и в мире.

Вместе с тем сеть общего среднего образования, сложившаяся в Беларуси, с экономической точки зрения неэффективна, признал министр. По его словам, в законодательстве отсутствуют какие-либо показатели, стимулирующие экономное расходование средств в сфере образования и одновременно гарантируют бюджетную обеспеченность с привязкой к учащемуся или учреждению. «В классе, например, может быть один ученик. И таких классов в стране сегодня еще 322. В них работают около 600 учителей», — рассказал Сергей Маскевич. Последние годы Минобразования совместно с Министерством финансов подготовило ряд нормативных правовых актов, предназначенных изменить ситуацию.


Вместе с предприятием

Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Геннадий Пальчик выделил основные направления совершенствования законодательной базы национальной системы образования:

  • использование модульных и дистанционных технологий;
  • создание единой открытой базы информационных ресурсов национальной системы образования;
  • развитие системы инклюзивного образования;
  • введение базового и повышенного уровня изучения предметов в средней школе;
  • участие Беларуси в соответствующих международных мониторинговых исследованиях.

— Более эффективно и целенаправленно необходимо использовать материально-технический и финансовый потенциал заказчиков образовательных услуг, а это и государственные, и негосударственные предприятия, — считает парламентарий. — Сегодня востребована система взаимодействия средних специальных учреждений образования и учреждений высшего образования посредством использования сокращенных сроков обучения для студентов. Именно они составят основу для дальнейшей магистерской подготовки.

Геннадий Пальчик также обратил внимание коллег и правительства на необходимость изменений в системе управления образованием, расширения полномочий учреждений образования, уровня их автономии. Он предложил предусмотреть в бюджете на будущий год возможность перераспределения финансовых средств внутри отрасли образования. Парламентарий озвучил потребность в новых подходах к аттестации учащихся, сокращению документооборота в учебных заведениях.

При этом, заметил председатель парламентской комиссии, самым главным условием успеха всех нововведений будет повышение статуса педагога, что зависит уже не только от законотворцев, но и от общества в целом.


Больше свободы ВУЗам

Предложение перехода в высшей школе с бюджетного финансирования к бюджетному субсидированию высказала заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по охране здоровья, физической культуре, семейной и молодежной политике Светлана Шилова.

— Государство будет заказывать в ВУЗах места по востребованным специальностям; студент, который выбрал заказанное место, получает беспроцентный кредит, который будет погашен государством после отработки студентом по распределению, — объяснила она свою идею. — Если во время обучения студент будет отчислен или не отработает необходимого срока, то пусть сам гасит этот кредит. Таким образом, все ВУЗы окажутся в равных условиях, работая по системе хозяйственного расчета. Это укрепит систему высшего образования.

В свою очередь ректор Белорусского государственного университета академик Сергей Абламейко высказал мнение о том, что законодательная база должна создавать условия для обеспечения гибкости образовательного процесса.

— Жесткая регламентация в рамках Кодекса об образовании, типовых штатных расписаний ВУЗов и других нормативных документов затрудняют внедрение образовательных инноваций, — сказал он. — Работает подход: все, что не регламентировано и не разрешено, — запрещено. Не предусмотрены нормативными документами новые формы проведения занятий, нет возможности гибко изменять объем аудиторных занятий в зависимости от электронных средств обучения и информационно-коммуникационных технологий, которые используют преподаватели.

Сегодня ряд ведущих ВУЗов становится центрами активности, пилотными площадками для инновационных проектов в области электронного обучения. «В этих условиях применение в отношении этих ВУЗов типовых штатных расписаний, разработанных для всех учебных заведений, неприемлемо», — подчеркнул ректор. По его словам, решить эти проблемы простыми корректировками и дополнениями в Кодекс об образовании и другие нормативно-правовые акты нельзя. «Учреждениям высшего образования, в первую очередь ведущим, нужно дать существенно большую степень свободы в выборе содержания, форм и технологий образовательного процесса», — считает Сергей Абламейко.

По его мнению, образование должно быть гибким, давать учащемуся возможность выбора сроков, объема и содержания обучения. Люди заинтересованы в получении тех знаний, которые им нужны для профессиональной деятельности «здесь и сейчас» с учетом возможности дальнейшего непрерывного обучения. «Приходится констатировать, что современная отечественная система высшего образования является недостаточно гибкой, так как модульное обучение, выбор сроков обучения и индивидуализация графиков учебного процесса на нормативном уровне у нас практически не реализованы», — резюмировал он.

Сергей Абламейко также отметил, что практически отсутствует нормативно-законодательная база для организации гибкого дистанционного обучения. Хотя дистанционное обучение — одна из основных форм дополнительного образования для взрослых, где как нигде нужны гибкость и модульность учебного процесса.

Ольга Медведева. Газета «Звязда», 5 декабря 2013 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2013/12/24337.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.