Чем отличаются современные студенты от советских (мнения руководителей 4 ВУЗов)

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

  • Студент ничего не забывает — он просто не засоряет свою память лишней информацией.
  • Студент не чешет затылок, а обдумывает решение.
  • Студент не кричит — он отстаивает свою позицию.
  • Студент не ошибается, а принимает рискованное решение.
  • Студент не опаздывает на лекцию, а задерживается по важным делам...

Сегодня, в Татьянин день, даже самые «бородатые» студенческие анекдоты и байки пойдут на «ура» и даже суровые преподаватели улыбнутся очередной порции студенческого юмора.

Что ни говори, а молодежи на просторах бывшего Союза серьезно повезло: День студента они отмечают дважды в год — 17 ноября и 25 января. Экзаменационная сессия сдана — и впереди две недели зимних каникул. А пока студенты отдыхают и отмечают студенческий праздник, мы решили поинтересоваться у руководителей высших учебных заведений их мнениями о современной молодежи. Сегодняшний студент — какой он? Есть ли разница между студентами ХХ и XXI века? Используют ли молодые люди во время сдачи сессии различные уловки? А может, бумажные шпаргалки успели стать архаизмом?


Ректор Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники, доктор технических наук, профессор, академик Международной академии наук высшей школы Михаил Батура:

— Я учился в Минском радиотехническом институте (с 1993 года МРТИ был переименован в БГУИР) в 70-е годы прошлого века. Вся моя жизнь связана с альма-матер. Я прошел все ступени служебной карьеры, и на моих глазах сменилось уже не одно поколение студентов. Поэтому могу с уверенностью утверждать, что нынешние студенты — такие же красивые, молодые, активные, задорные, энергичные, амбициозные и творческие, какими были и мы. Молодежь — это лучшая часть нашего общества.

Но, безусловно, время накладывает свой отпечаток. В мои студенческие годы было, наверное, больше романтики, мы были, в определенной степени, идеалистами, нам важно было все делать вместе. Я девять раз выезжал в составе студенческих строительных отрядов в Коми АССР и Западную Сибирь сначала в качестве бойца, бригадира, затем — командира отряда, главного инженера и командира сводного отряда. И в мои студенческие годы молодых людей было гораздо проще организовать и сагитировать на хорошее дело. Достаточно было одного призыва. Сегодня же приходится долго искать нужные слова, чтобы победить прагматизм и индивидуализм, свойственные молодым людям. Это не недостаток, а, скорее, особенность нынешней молодежи.

Прагматизм проявляется еще при выборе места обучения. Мы чем руководствовались? МРТИ находился на вершине славы, и нам хотелось непременно стать его студентами. БГУИР и сегодня находится на пике популярности у молодежи (уж простите меня за нескромность), но абитуриенты рассуждают уже немного по-другому: мол, я получу современную востребованную специальность, и моя работа будет достойно оплачиваться. У них другие критерии привлекательности того или иного ВУЗа. Главное для них — что они будут иметь на выходе.

Необходимо констатировать, что у современных студентов есть такие возможности, о которых мы даже не мечтали. Планета для них — это «шарик», который они могут объехать. Студенты могут стажироваться за границей и даже проходить там производственную практику. Когда я учился, у нас было 44 часа аудиторных занятий в неделю, а сейчас — всего 28. Как говорится, почувствуйте разницу! Студентам предоставляется больше времени для самостоятельной работы. Правильно ли они пользуются предоставленными им возможностями? Большинство — да, но не все.

Я лично не имею ничего против шпаргалок, хотя сам ими никогда не пользовался: подготовить шпаргалку — трудоемкая и кропотливая работа, которая заслуживает уважения. И если студент сам писал шпаргалки, то на экзамене они ему вряд ли понадобятся. Все знания в его голове уже разложены по полочкам. Наличие у студента шпаргалки на экзамене для меня не является трагедией. И я не стану выгонять студента из аудитории, а посажу его перед собой и буду с ним разговаривать. Для меня важно узнать, есть ли у него вообще какие-то знания.


Ректор Витебской государственной ветеринарной академии, доктор ветеринарных наук, профессор, академик Антон Ятусевич:

— Полагаю, что бумажные шпаргалки полностью себя еще не изжили. Но современные студенты пошли гораздо дальше: на экзаменах они используют уже более современные технические и радиотехнические средства. Прячут их в рукаве, часах, в... волосах. Были случаи, когда они использовали микронаушники даже на государственных экзаменах. Выпускник сидит в аудитории, а друг — рядом с аудиторией на скамейке и диктует ему правильные ответы. Приходилось прибегать даже к использованию «глушилок».

Уверен, что студенческий контингент ветеринарной академии все же отличается от контингента столичных ВУЗов. У нас много сельской молодежи, поэтому индивидуализм присущ им в гораздо меньшей степени. И объединить их каким-то общим делом — не проблема.

Честно говоря, я в чем-то завидую современным студентам. Академия дает им возможность получить профессиональные навыки обучения в других высших учебных заведениях мира. Преимущественно это касается старших курсов. За последние 15 лет мы обновили нашу материально-техническую базу более серьезно, чем за все советское время. Построили новый корпус, после чего наши учебные площади увеличились в два раза. У нас реконструированы студенческие общежития. Есть свой Дом культуры на 550 мест. Студенты охотно дежурят в общежитиях, переведенных на студенческое самоуправление, патрулируют территорию студгородка в составе дружин. У нас есть много праздников и мероприятий, которые объединяют всех студентов: это Международный день студента в ноябре, Татьянин день, Масленица; в апреле — международный фестиваль «Сделай шаг вперед», в мае — международный фестиваль «Студенческая аграрная весна», обряд «Последний звонок». Студенческая жизнь — очень насыщенная, интересная и вне учебы...


Первый проректор Белорусского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук, доцент Александр Андарало:

— Не правы те, кто утверждает, что двадцать или тридцать лет назад студенты были лучше. Сравнить нынешних студентов и их предшественников для меня не проблема: я сам когда-то учился в педагогическом институте и подготовил не одно поколение педагогов. Хочу заверить, что студент остался таким же любопытным и старательным, как и раньше. Во все времена были студенты, которые с горем пополам сдавали сессии, а были и такие, которые буквально «не давали преподавателям жить». Они все про все хотели узнать, добраться до самой сути, иметь ответы на все вопросы... А вот самим преподавателям стало куда сложнее работать. Они перестали быть для своих студентов единственным источником знаний. Им приходится, так сказать, постоянно соответствовать званию педагога, так как студенты могут непосредственно на лекции включить свой нетбук и перепроверить то, что только что услышали. Студенты стали более изобретательными на экзаменах. Помните фразу из кинофильма «Приключения Шурика»: «Доцент тупой...»? Технический прогресс не стоит на месте. Однако пользоваться шпаргалкой на экзамене я никому не советую, потому что обман во все времена остается обманом. Я так долго работаю в педуниверситете, что мои студенты знают: у меня на экзамене лучше не рисковать.


Проректор по воспитательной работе Белорусского государственного медицинского университета, кандидат медицинских наук, доцент Владимир Манулик:

Амбиций у современных студентов многовато. Они больше информационно «продвинуты». Более прагматичны. Это мы руководствовались строками из известной песни «Сначала думай о Родине, а потом — о себе». А нынешних студентов в первую очередь интересует: «А что нам за это будет?..». Молодые люди выросли в условиях, когда у них не было возможности испытать себя в роли лидера, вожатого, побыть волонтером. И общественная жизнь университета студентов не очень интересует именно вследствие их избыточного прагматизма. Поэтому наша задача — помочь им в социальной адаптации. А с освоением учебной программы они и сами успешно справляются.

Мотивация у молодежи достаточно хорошо выражена. Не вижу ничего плохого в их стремлении обязательно получить высшее образование. Даже если они и не будут дальше работать по полученной специальности, их мозги (уж простите меня за мой анатомизм) уже все равно будут работать по-другому. Интерес к высшему образованию, я считаю, надо поддерживать.

В медицинском университете, безусловно, мало случайных людей. Наши студенты, как правило, делали свой выбор сознательно. Но на старших курсах, когда они уже столкнулись с реалиями практической медицины, их энтузиазм, случается, начинает угасать. Понятие долга, ответственности остается, а вот романтики вокруг профессии врача становится меньше.

Я преподаю в университете преимущественно студентам первых-вторых курсов и, честно скажу, не нарадуюсь: несмотря на очень напряженный учебный процесс и колоссальную нагрузку, они не пасуют перед трудностями. У студентов сегодня есть возможность владеть самой полезной и интересной информацией. Главное, чтобы она оставалась не в интернете, а в их головах. Когда я на лекции задаю им вопрос на логику, студенты при помощи google или yandex через несколько минут выдают мне ответ. Они очень красиво оформляют, подают материал в научных сообщениях — в этом они на голову выше своих предшественников.

Что еще хотелось бы отметить: в наших учебных корпусах исчез запах никотина, хотя еще лет пять назад в местах общего пользования «топор можно было вешать». Стремление к здоровому образу жизни и избавление от вредных привычек не может нас не радовать, тем более что ситуация со здоровьем у будущих медиков, как и у всей молодежи, очень сложная. Это я вам как медик говорю.

Как я отношусь к анекдотам о преподавателях и студентах? Юмор я люблю, особенно если он никого не оскорбляет. Когда студенты шутят на сцене, я это только приветствую. Хотя у медиков, на взгляд посторонних людей, юмор немного специфический, но это уже особенности нашей профессии. Уверен, что молодежные тусовки и студенческие «капустники» очень нужны. Ведь нужно не только учиться. Веселиться тоже надо уметь...

Подготовила Надежда Николаева. Газета «Звязда», 25 января 2014 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2014/01/29675.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.