III Минский молодежный фестиваль педагогических идей: от чего зависит имидж педагога?

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Что чувствует молодой учитель, который впервые переступает порог школьного класса, когда за ним закрываются двери и он остается один на один с несколькими десятками пар пытливых глаз? Страх, растерянность, неуверенность, надежду или, может быть, удовольствие от того, что его мечта стать учителем, наконец, сбылась? Молодые педагоги признаются, что в первое время им совсем непросто привыкнуть к тому, что называют их уже не Катя или Сережа, а Екатерина Александровна или Сергей Владимирович, и что не их сейчас вызовут к доске... Более того, главными «дирижерами» в детском оркестре должны стать именно они...

Не потому ли Минский молодежный фестиваль педагогических идей и решений вызывает такой большой интерес со стороны молодых педагогов? И хотя в роли его организаторов выступают Комитет по образованию Мингорисполкома, Минский городской институт развития образования и минская же городская организация отраслевого профсоюза, — фестиваль остается открытым для всех. Вот и на этот раз в городской образовательный центр «Лидер» под Минском съехались, кроме столичных педагогов, учителя из Брестской, Витебской и Гомельской областей. Плюс команда педагогов Москвы и Московской области — всего 14 команд. Около 100 молодых педагогов под руководством более опытных, и учителя, которые организовали для молодежи производственные мастерские и педагогическую трибуну...


Вскочить в последний вагон

— Это уже третий фестиваль, и у нас нет никаких сомнений, что будет и 13-й, и 30-й, — подчеркнул в своем выступлении на торжественной церемонии открытия председатель Комитета по образованию Мингорисполкома Михаил Мирончик. — Молодежь сегодня очень мобильная, и кому, как не ей, двигать вперед инновационные идеи, в том числе и в области педагогики. Два предыдущих фестиваля показали, что общение между молодыми педагогами очень важно, это отличный способ поделиться своим опытом и идеями, своими вопросами, сомнениями и проблемами. А еще посетить мастер-классы лучших белорусских и российских педагогов.

Например, один из мастер-классов, рассчитанный на молодых учителей математики, физики и информатики, назывался «Как сделать сложное простым и интересным?» Во время мастер-класса «Игра — дело серьезное» педагогов учили применению на уроках иностранного языка игровых методов. Филологам были представлены возможности современного урока литературы. А еще были многочисленные методические мероприятия, интерактивные игры, работа в студии профессионального самосовершенствования педагогов «РОСТ» и даже домашняя работа для учителей — подготовка за ночь 15-минутного урока для демонстрации на сцене.

Команда молодых педагогов Витебской области фотографируется на память с символом фестиваля
Команда молодых педагогов Витебской области фотографируется на память с символом фестиваля. Зеленое яблоко — намек на молодость его участников.

Требований к минимальному профессиональному стажу на фестивале не установлено, поэтому стать его участниками могли и вовсе «юные» педагоги с двухмесячным опытом работы, которые только-только приступили к работе. (К слову, среди нынешних участников таких было очень много.) А вот верхняя планка есть — три года работы в системе образования. Многие из участников фестиваля, приехавшие уже в третий раз, жалеют, что это их последняя возможность окунуться в незабываемую творческую атмосферу единомышленников.


«Эксклюзивность» мужчин

Отдельным пунктом в программе стоял «круглый стол», участники которого пытались найти ответы на вопросы, как сформировать позитивный профессиональный имидж современного учителя, как привлечь в школу большее количество мужчин и что нужно сделать, чтобы молодой специалист, пришедший в школу, почувствовал, что его ждали.

— Значение имеет все. Как встретили его в педагогическом коллективе? Какие создали условия? Естественно, что у педагога-новичка возникает много вопросов при подготовке к уроку, при заполнении документации, организации воспитательной работы и так далее. Не оставили ли его наедине с этими проблемами более опытные педагоги? А если в коллективе нет ярких личностей, профессионалов, на которых молодому учителю хотелось бы равняться, то и шансы, что он останется после двух лет отработки по распределению, — невысокие, — поделился своим мнением Михаил Мирончик.

— Что бы мы ни говорили, но для мужчины, который содержит семью, главным мотивирующим фактором остается зарплата, — высказал свой взгляд на причины ухода из системы образования мужчин учитель физики гимназии № 5 г. Барановичи Андрей Любас. — Именно для мужчин перспективы карьерного роста в образовании очень неплохие. Но когда молодой специалист получает 2 млн. 800 тысяч рублей, то можно с большой вероятностью предсказать, что удержать его в школе будет проблематично.

символ III Минского молодежного фестиваля педагогических идей
Символ фестиваля, который вручается каждой команде.

Карьера молодого учителя истории из Бабиничской средней школы Витебского района Александра Прохорова — наглядный пример того, что мужчина в школе просто не может остаться незамеченным, даже по причине своей «эксклюзивности». Уже через 1,5 года ему предложили должность заместителя директора по воспитательной работе. Но и у него есть вопросы.

— У историков, в отличие от тех же физиков, небольшая нагрузка, — подчеркивает он. — А работая на ставку, много денег не заработаешь. Мой друг после окончания университета год отработал в школе, но затем год служил в армии. Снова вернулся на работу в школу и за сентябрь получил 2 млн. 400 тысяч рублей. Разве ж это деньги для 25-летнего мужчины?

В общем, если мужчина-педагог идет служить в армию, то, скорее всего, в систему образования он уже не вернется. Все это понимают. Хорошо, когда в университете есть военная кафедра, так как в этом случае можно получить погоны лейтенанта параллельно с педагогическим образованием. Но такие кафедры отсутствуют во многих ВУЗах, готовящих педагогов.


Статус и авторитет

— Безусловно, нельзя говорить о статусе педагога, сбрасывая со счетов зарплаты, — согласился Михаил Мирончик. — В столице педагоги получают ежемесячные доплаты в размере от 390 тыс. до 520 тыс. рублей (если учитель является еще и классным руководителем). Сейчас мы готовим предложения об увеличении суммы доплат на следующий год.

Как известно, в стране работает рабочая группа по комплексному анализу состояния дел в системе образования под руководством вице-премьера Анатолия Тозика. И в скором времени на стол главы государства лягут подготовленные рабочей группой предложения, в том числе и по заработной плате, и по оплате работы классных руководителей. Пока статус классных руководителей не закреплен ни одним нормативным документом, а оплату их работы можно считать символической.

Но, по мнению главы системы столичного образования, имидж педагога зависит не только от уровня его зарплаты:

— В наших с вами силах повернуть к себе общественность и заставить уважать себя. Сегодня даже молодые родители пытаются давать свои рекомендации и учить учителя тому, как учить, чему учить и каким по счету должен стоять в школьном расписании тот или иной урок... Учителя, безусловно, должны сохранять корректность, но граница должна существовать. Как в медицине, где врач пускает пациента и его родственников на свою территорию только до определенной черты. А дальше уже никто не помешает ему выполнять профессиональные функции и обязанности.

Мы должны формировать у родителей уважение к себе как к личности и уважение к делу, которым мы занимаемся. Престижной профессию педагога делают в первую очередь люди, которые выполняют самую важную миссию на Земле. Учитель должен быть авторитетом. А родители должны стать нашими партнерами.

Надежда Николаева. Фото автора. Газета «Звязда», 30 октября 2014 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2014/10/59167.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.