Николай Феськов: "С математикой "не дружат" не только белорусские школьники..." (начало)

Статья из белорусской республиканской газеты "Звязда" в переводе на русский язык.

Можно ли обвинить прибор для измерения артериального давления в гипертонической болезни пациента? Так почему в том, что знания некоторых белорусских абитуриентов сильно "хромали", обвиняют централизованное тестирование? Фактически ЦТ выполняет функцию того самого тонометра - "высвечивает" в подготовке белорусских школьников те или иные проблемы... Для школьных учителей, составителей учебников и тех, кто работает над учебными программами, результаты тестирования должны быть очень важным сигналом. Об этом шла речь на Международной конференции, которая прошла недавно под эгидой Европейской ассоциации специалистов по оценке в образовании (АЕА-Еurоре). Такие конференции проводятся Европейской ассоциацией ежегодно, и каждая из них посвящается отдельной проблеме. В этом году на конференции освещались проблемы, связанные с внедрением в систему оценивания стандартов, а также использования результатов международных исследований РІSА в национальных интересах для повышения качества контроля и педагогических измерений. Республиканский институт контроля знаний также является членом Европейской ассоциации специалистов по оценке в образовании. И сегодня мы беседуем с его директором Николаем Феськовым:

- Признаюсь, что международный опыт организации и проведения тестирования для нас очень интересен, тем более что у централизованного тестирования, которое проводится в Беларуси, есть своя изюминка - в нашей стране оно используется исключительно для отбора претендентов на студенческий билет. А в европейских странах тестирование используется для проведения как итоговой, так и промежуточной аттестации учащихся, и является главным инструментом внешнего оценивания. Причем существует довольно много отличий и по шкалированию результатов участников тестирования, и по их освещению. Не случайно на конференции было озвучено предложение о внедрении в систему оценивания определенных международных стандартов, особенно с учетом создания в Европе единого образовательного пространства.

Например, одна из секций на конференции была посвящена обсуждению аргументов в пользу и против использования в тестах различных типов тестовых заданий. Представители центров тестирования США и Великобритании высказывали свою точку зрения на задания с множественным выбором ответов и открытыми ответами, когда абитуриентам не дается подсказок и они должны самостоятельно сформулировать ответ. Эти вопросы на протяжении многих лет вызывают постоянные споры у разработчиков тестовых заданий. А у оппонентов ЦТ возможность угадывания правильного ответа является едва ли не главным аргументом против проведения вступительных экзаменов в тестовой форме.

В общем конференция, как всегда, была весьма представительной: на ней собрались эксперты в области педагогических измерений из Англии, Бельгии, Израиля, Германии, Норвегии, Польши, США, Японии, Швеции и многих других стран, ведущие специалисты таких авторитетных организаций как СІTО и Dutсh Tеst (Голландия), Саmbrіdgе Ехаm Rеsеаrсh Кембриджского университета (Великобритания) и АSС (США). Поскольку местом проведения конференции был выбран Осло, то у нас была возможность ближе познакомиться с системой образования и подходами к оцениванию в этой стране. Полагаю, эта информация будет интересной и для ваших читателей.

Во-первых, общее среднее образование в Норвегии предусматривает 13-летнее обучение (10 лет предоставляется на освоение программы начальной и средней школы плюс три года на старшую школу). Характерная особенность - жесткое разделение на возрастные группы: вы никогда не увидите, чтобы в одном здании учились и шестилетние дети, и 14-летние подростки, и 18-летние молодые люди.

В перечне обязательных предметов начальной школы (кроме математики, норвежского, английского языка, рисования и музыки) значатся такие предметы как основы христианской религии и нравственного воспитания и домашняя экономика. Уже с первых дней пребывания в школе детям доводится мысль, что личность человека может развиваться только во взаимодействии с другими лицами, поэтому учеба организована там таким образом, чтобы дети научились совместно оценивать последствия тех или иных решений. "Работа в команде", "обсуждение", "принятие решения" - именно так звучит со стороны учителя оценка действий учащихся на школьных занятиях. Кстати, с первого по седьмой класс в норвежских школах отсутствует такое понятие как оценка. Оценки появляются только в 8-м классе. Также появляются и новые предметы - экономика, экология, бухгалтерский учет и дисциплины, направленные на профессиональную ориентацию. На этом этапе главное - сформировать у детей оптимистическую оценку собственных способностей. Начиная с 16 лет, норвежцы посещают старшую школу. В первый год на изучение обязательных академических дисциплин отводится 30 часов в неделю. Далее объем обязательных предметов уменьшается: на втором году обучения в старшей школе на обязательные предметы выделяется 18 часов в неделю и 12 часов - на дисциплины по выбору. На третьем году это соотношение меняются еще раз: 14 часов на обязательные предметы и 16 часов - на предметы по выбору. Таким образом, старшие школьники имеют возможность с каждым годом уделять больше времени и внимания тем предметам, которые их интересуют и которые они намерены в дальнейшем изучать в университете или в колледже.

А экзаменуют старшеклассников выборочно. Так, после первого года обучения в старшей школе экзамены сдают в среднем 10 процентов учащихся, после второго - 25 процентов и после третьего - 50 процентов. О том, кто будет сдавать экзамен и какие конкретно дисциплины, учащиеся узнают за два дня до проведения испытаний, но готовятся абсолютно все. Этих школьников выбирает Экзаменационный секретариат Норвегии, не имея никакой информации ни об учащемся, ни о его успехах в учебе - так сказать, вслепую. Перечень экзаменационных дисциплин является постоянным и включает информатику, экономику, математику и английский язык. Обычно из этого перечня выбираются одна или две дисциплины. При окончании старшей школы добавляются еще два обязательных экзамены - по норвежскому языку и одному предмету на выбор.

- А как в таком случае в Норвегии проходит отбор в вузы?

- Вступительные экзамены при поступлении в вузы отсутствуют, поэтому по сути, происходит конкурс школьных аттестатов. После окончания школы молодые люди могут продолжить обучение в университете или колледже, а можно год провести в народной школе. Этот тип учебного заведения называют "северным феноменом". 82 народные школы расположены, как правило, далеко от городского шума и суеты. Каждая народная школа имеет свою специализацию. В одной делают акцент на спорте, туризме, иностранных языках и искусстве фотографии, в другой - на музыке и сценическом искусстве, в третьей - на социальных науках, педагогике и журналистике. Диплом такой школы не является свидетельством о получении специальности, но дает его обладателю дополнительные баллы при поступлении в университет. В задачу народных школ всегда входило не столько обучение, сколько формирование личности и помощь в выборе профессии, поскольку молодой человек всегда изучает здесь только те предметы, с которыми в дальнейшем будет связана его учеба в университете и будущая профессия.

В Норвегии диплом о высшем образовании получают как после окончания колледжа, так и после окончания университета. Разница в том, что колледж - это специализированное профессиональное высшее учебное заведение, а университеты в Норвегии всегда были центром научно-исследовательской деятельности. Обучение в государственных университетах и колледжах Норвегии почти бесплатное. Требуется лишь внести вступительный взнос в размере 30 долларов и каждый семестр делать символические взносы в размере 37 долларов.

Обучение длится от 3,5 до 4 лет. В конце обучения все студенты пишут дипломную работу и сдают экзамен по философии, независимо от того, по какой специальности они учились. Совсем иным образом строятся университетские программы по медицине, праву, экономике и инженерным наукам: эти специальности считаются наиболее престижными и высокооплачиваемыми. Чтобы получить степень в одной из вышеперечисленных наук и право на работу по специальности, нужно учиться по специальной программе от 4,5 до 6 лет.

Читайте окончание беседы.

Беседу вела Надежда Николаева, газета "Звязда", 15 декабря 2010 года.

Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/pril/article.php?id=70873

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.