"На кого пойти учиться, чтобы стать человеком"

Статья из белорусской республиканской газеты "Звязда" в переводе на русский язык.

Хотя до вступительных экзаменов в ВУЗы еще далеко, но в большинстве семей выпускников школ 2012 эта тема - самая злободневная. Определенным вкладом в ее обсуждение просим считать беседу нашего корреспондента с известным белорусским экономистом и аналитиком, членом Общественно-консультационного совета при Администрации Президента Беларуси Л. Ф. Заико.

- Как бы вы оценили сегодняшнее состояние высшего образования в стране?

- Я бы сказал, что оно по-прежнему находится в постсоветской стадии развития и переживает сейчас переходный период. И здесь нет ничего удивительного. Для нас реформирование сферы образования оказалось самой сложной задачей. Куда проще было ликвидировать тотальный дефицит, наполнить полки магазинов разнообразным товаром, обуздать гиперинфляцию, навести порядок на улицах, чем привести в соответствие с современными глобальными запросами науку и образование. Оказалось, что качественно улучшить подготовку специалистов высшей квалификации очень трудно.

- Здесь, вероятно, несколько причин?

- Да. Но главная из них - цивилизационная.

- Что это такое?

- Это значит, что на протяжении многих десятилетий в Советском Союзе мы были частью его замкнутой системы образования. Это наложило свой отпечаток на нашу высшую школу. А в данное время процесс обучения в мире становится все более мобильным и открытым. Сегодня 10 процентов студентов в Европе меняют, заметьте, не ВУЗы, а страну обучения. И это уже не удивительно, когда молодой человек начинает учебу в немецком университете, потом продолжает ее в итальянском, а заканчивает во французском или американском. Таким образом любознательный молодой человек имеет возможность с максимальной пользой провести студенческие годы. Одновременно выучить один-два иностранных языка, что ему как будущему специалисту только придаст профессионального веса.

- А что положительного есть в белорусской системе высшего образования?

- Первое. Мы сохранили все ВУЗы, ни один из них не закрылся. Второе. Мы преобразовали все ВУЗы в университеты. Осталось только два института, если не ошибаюсь, - Министерства чрезвычайных ситуаций и институт трудовых и социальных отношений. Наше университетское образование в целом обеспечивает потребности страны в кадрах. Есть несколько специальностей, по которым мы не готовим. У нас, кстати, начиная с 90-х годов, не уменьшается число студентов на 10 тысяч населения. Их число вообще растет. Правда, не совсем адекватно потребностям национальной экономики и общества. В один момент мы обратили внимание на то, что у нас понавыпускали столько юристов и экономистов, а потом еще и бухгалтеров, что их нельзя было устроить на работу.

- Чем вы объясняете эти перекосы?

- Выбор будущей профессии - очень ответственный шаг для молодого человека. Но давайте посмотрим, как этот выбор у нас происходит. В "лучших" традициях советских времен родители по-прежнему настойчиво советуют детям, "на кого надо идти учиться", чтобы потом "стать человеком". Приводят всякие примеры из жизни. Родители повсеместно активно советуются, нанимают репетиторов, упрямо по родственникам и знакомым ищут "своего" преподавателя в выбранном ВУЗе, чтобы тот помог продвинуть туда любимое чадо. С советских времен профессии юристов, экономистов и бухгалтеров давали верный кусок хлеба. Да и в первые годы постсоветской эпохи, когда начали создаваться кооперативы, частные фирмы и предприятия, эти специальности были востребованы, хорошо оплачивались. Вот и бросилась молодежь осваивать их. А высшая школа дала адекватный ответ на этот спрос и перестаралась.

- Между прочим, в советские времена работа в банках считалась совершенно непрестижной. Так себе была работа. На банковское дело шли учиться в основном троечники, те, кто не имел шансов поступить на другие более престижные экономические специальности. А вот сейчас в банк не устроиться даже кассиром.

- Временное явление. Банковское дело - лишь часть большой экономики. Во всем мире оно по интересу для молодых людей считается средним, доходы там также средние, конечно, за исключением топ-менеджеров. У них огромные бонусы. Кстати, основное количество банковских работников - выпускники колледжа, которые имеют средне-специальное образование, только от руководства требуется высшее образование, диплом престижной бизнес-школы. В связи с этим возникает вопрос: а нужно ли нам столько бухгалтеров с высшим образованием? Я уверен, что нет. Достаточно диплома колледжа. Вообще стоит разобраться с тем, какие специальности и в каких объемах нам необходимы на ближайшую и дальнейшую перспективу. И, возможно, уже в школе вести работу по выявлению склонностей юношей и девушек с целью их профессиональной ориентации. Чтобы это был их осознанный выбор жизненного пути, а не родителей.

- Качество образования - это в первую очередь качество профессорско-преподавательского состава наших университетов. А он у нас неуклонно стареет. Молодежь не очень стремится в аспирантуру.

- Согласен. Поэтому понятны те требования, которые постепенно повышаются к университетским преподавателям. Не секрет, что значительная их часть из года в год читает по пожелтевшим бумажкам лекции, которые не вызывают интереса у студентов. А наука должна быть подвижной и демократичной. Только тогда она будет эффективной. Сейчас нашей высшей школе нужен приток молодой крови, свежих и амбициозных идей, нетрадиционных подходов и решений. Однако "старая гвардия" держит оборону, неохотно допускает в свои ряды новичков. Особенно это касается защиты докторской диссертации. Да и кандидатскую сегодня очень непросто защитить.

С другой стороны, есть случаи, когда молодой человек после окончания минского ВУЗа поступает в аспирантуру Венского университета, там через три-пять лет защищается и в неполные 30 лет становится доктором наук. Через определенное и недолгое время можно получить звание профессора известного зарубежного университета. И такие примеры далеко не единичны. А у нас хорошо, если молодой человек в этом возрасте вплотную приблизится к защите кандидатской. И не факт, что в свете повышенных требований к научным работам, особенно на гуманитарные темы, удастся защититься. Поэтому и не очень, как раньше, идет способная молодежь в аспирантуру.

Я думаю, что настало время обсудить переход к одной научной степени. В большинстве стран мира существует одна степень, скажем, доктор философии. Это универсальная степень, которая присваивается и философу, и математику, и историку, и экономисту.

- А как повысить привлекательность аспирантуры? Может, высокими стипендиями?

- Знаете, если сделать ставку на материальные стимулы, то случится, что в науку полезут серость и приспособленцы. Помните, как раньше шли в науку сыночки и особенно доченьки начальников. Недаром тогда кандидатскую степень назвали "хлебной карточкой". Да и сами начальники также в качестве "запасного аэродрома" старались всевозможными способами стать кандидатами наук, а то и докторами, если повезет. Кстати, на этом поприще неплохо кормились отдельные знаменитые московские, да и минские ученые. Например, первый мэр постсоветской Москвы профессор Гавриил Попов, у которого сейчас работает экс-мэр Юрий Лужков, брал к себе в аспирантуру исключительно только детей секретарей ЦК компартий союзных республик. Такой вот он прагматик. На мой взгляд, талантливую молодежь в аспирантуру нужно привлекать участием в интересных исследованиях, возможностью сказать свое слово и реализовать свой потенциал, свершить научные планы и т. д.

- У нас все чаще говорят о присоединении Беларуси к Болонскому процессу. Широкая публика не в курсе этих дискуссий, а поэтому, пожалуйста, несколько слов об этом процессе.

- В 1999 году в итальянском городе Болонья была принята международная декларация. Отсюда и ее название - Болонская. В ней были сформулированы основные цели по достижению гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы. Таким образом, было создано единое Европейское пространство высшего образования.

Сегодня в Болонский процесс входит 47 государств. Первой из постсоветских стран в 2003 году к нему присоединилась Россия, через два года Украина, Молдова, Грузия, Армения, Азербайджан. Болонский процесс строится на началах добровольности и ничего от своих участников не требует.

Для наших молодых людей участие в процессе даст возможность бесплатно учиться в европейских университетах, даже стипендию там получать. Например, в Чехии. Но есть одно условие - нужно сдать экзамен по чешскому языку. И кто знает, может, мы используем на благо страны открытость европейского образования, повысим качество обучения белорусской высшей школы, сделаем ее привлекательной для иностранцев из других континентов. Не секрет, что высшее образование становится высокорентабельной сферой бизнеса, в которой пока лидируют США. Европа лишь как целое может рассчитывать на успешную конкуренцию в этой области.

- Говорят, чтобы быть успешным в своей профессии, нужно учиться на протяжении всей жизни. А зачем?

- Еще в конце прошлого века обнаружили, что человек в среднем в течение трудовой деятельности пять раз меняет профессиональный уровень или профессию. Скажем, сначала работал техником-машиностроителем, а потом переквалифицировался в инженеры-приборостроители, а потом стал технологом. Внутри каждой профессии есть возможности для роста и маневра. Для этого существует последипломное образование. Например, вы работали инженером по механическим часам. А сегодня их мало где выпускают. Вам придется переучиваться. Или вы работали секретарем в учреждении, хорошо печатали на машинке приказы и справки. В настоящее время повсеместно в приемных компьютеры. Нужно также переучиваться, уметь пользоваться интернетом. Ранее конструкторы работали за большими кульманами, а теперь чертежи делаются с помощью того же компьютера. Учеба после окончания ВУЗа помогает вам оставаться в профессии, снижает вероятность потерять работу. Поэтому всегда следует использовать возможности для повышения профессионального уровня: курсы, тренинги, конференции, семинары...

Беседовал Леонид Лохманенко, газета "Звязда", 25 ноября 2010 года.

Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=64879&idate=2010-08-27

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.