Ридеры или планшеты? Учебные эксперименты в Лицее БГУ

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

...В лицее БГУ убедились, что нужно гнаться не за техническими новинками, а за учебным наполнением.

«Вооружить каждого школьника планшетом!» Когда в США впервые была озвучена такая идея, тут же стали подсчитывать: а сколько может стоить государственной казне всеобщая «планшетизация» школы. И выяснилось, что отправить человека на Марс дешевле, чем выдать каждому американскому школьнику современное мобильное устройство в личное пользование. Так, стоимость экспедиции на другую планету колебалась от 80 до 100 млрд. долларов США, а приобретение планшетов только в первый год стоило бы государству 27,5 млрд. долларов. А поскольку школа в США — двенадцатилетняя, то за 12 лет для приобретения планшетов всем школьникам нужно было бы найти в бюджете «лишних» 100 млрд. долларов. Стоит ли говорить, что от этой идеи даже в богатой Америке отказались...

Справедливости ради следует отметить, что аналогичные идеи приветствуют во многих странах мира. Но поскольку рынок персональных компьютерных устройств развивается чрезвычайно стремительно, то вслед за ним трансформируются и лозунги. Сначала распространенным был лозунг «Каждому школьнику — по компьютеру», затем — «Каждому школьнику — по ноутбуку», сейчас «Каждому школьнику — по планшету». Интересно, а о чем будут мечтать школьники и педагоги еще через 5-10 лет?


Компьютер, уступи дорогу!

В Лицее БГУ два года назад стартовал эксперимент по внедрению в учебный процесс электронных книг — учащиеся химико-биологического класса стали фактически первопроходцами в использовании в образовательном процессе планшетных устройств.

Лицеисты получили планшеты, в память которых были внесены электронные версии всех школьных учебников, а также учебно-методические комплексы, разработанные педагогами Лицея БГУ. Они содержали программное обеспечение для чтения практически всех распространенных текстовых и графических форматов, библиотеку классической литературы на русском и английском языках (более 500 книг), 44 словаря на разных языках мира и т. д.

проектор в Лицее БГУ

Когда в БГУ определяли, какому из персональных устройств отдать предпочтение, брались во внимание безопасность для здоровья их владельцев, компактность, небольшой вес, простота в использовании и понятный интерфейс. Поэтому выбор остановился на планшетном ридере: благодаря технологии «электронной бумаги» его экран не светится, не утомляет зрение, у него нет проблем с углами обзора и солнечными бликами.

– Поскольку время, отведенное на эксперимент, прошло, сегодня мы уже можем озвучить свои выводы: 95% участников эксперимент понравился, — сообщил заместитель директора Лицея БГУ по учебной работе Игорь Варакса. — Естественно, нас интересовало, а помогло ли лицеистам использование ридеров в учебном процессе? 86% дали положительный ответ, 9,5% их пользу не очень заметили, а одному лицеисту ридер даже мешал, поскольку у ученика был более современный iРаd. При подготовке почти по всем предметам, особенно по профильным, участники эксперимента каждый день пользовались электронными ридерами.

Руководство Лицея интересовало: а изменилось ли время, которое дети проводят перед монитором компьютера? И вот тут всех ждал приятный сюрприз: выяснилось, что почти половина лицеистов, у которых появилась собственная «читалка», стали меньше времени проводить у компьютера.

– Когда мы даем детям гаджет, наполненный полезными материалами, компьютер теряет в их жизни главную роль, — делится своими мыслями Игорь Варакса. — Аналогичные исследования мы проводили не только в экспериментальном, но и в контрольном классе, где электронные книги имели 16% учеников. Однако поскольку «читалки» последних не имели интересный и полезный контент, то и в учебных целях они почти не использовались.

В результате в контрольном классе ученики проводили у компьютера три часа ежедневно, а в экспериментальном — только 1,5 часа. Получается, что наличие планшетных ридеров позволяет вдвое сократить время, проведенное перед большим монитором — просто активность переносится с компьютера на гаджеты.

Еще одно интересное наблюдение. Было установлено, что в экспериментальном классе лицеисты в среднем посвящают телевизору 18 минут ежедневно, а в контрольном классе — 30 минут.


Читаем по диагонали?

По итогам первого этапа экспериментальной деятельности руководство лицея пришло к выводу, что при наличии адаптированных учебных материалов электронные книги повышают эффективность организации учебного процесса и оптимизируют внеклассную и внеурочную деятельность учащихся. Однако есть у использования ридеров и свои минусы. Один из них — это черно-белые изображения на экране, которые не всегда подходят, например, для изучения биологии, где желательно видеть все в цвете.

Второй минус — медленная скорость работы и большое количество нажатий для осуществления элементарных действий. Но пожалуй самый главный недостаток — это трудности с восприятием больших текстов. Выяснилось, что ученики экспериментального класса читают на 27% быстрее учеников контрольного класса, но на 30% хуже отвечают на вопросы по содержанию прочитанного произведения.

подсчет на доске в Лицее БГУ

– Все-таки когда мы листаем учебник или книгу, то у нас работает еще и зрительная память, а когда дети читают тексты в ридере, то такое чтение происходит быстрее, «по диагонали». К тому же и учитель не может сказать на уроке: «Дети, откройте учебник на 31-й странице...», чтобы сосредоточить всеобщее внимание, — добавил Игорь Варакса.


Электронный учебник — не аналог бумажного

В лицее констатируют: электронные устройства стремительно стареют не физически, а морально. Два года назад «читалки» только начали появляться. А, например, уже в этом году родители только 13 из 24 учеников нового тестового класса пожелали получить лицейские электронные книги. Остальные же либо имеют собственные гаджеты, либо планируют их приобрести в ближайшее время.

– Мы просчитали, что при большом желании можно было бы найти деньги, чтобы приобрести всем лицеистам планшеты, но наши ученики с каждым годом приносят все больше своих, — замечает Игорь Варакса. — Если в прошлом году 83% лицеистов не имели собственных ридеров, то сейчас их количество уменьшилось почти на половину. Проблема только в том, что все девайсы — разные: у них разные производители, разные функциональные возможности, различные операционные системы. Пройдут еще год, два, три — и электронные устройства будут уже у всех.

Директор Лицея БГУ Вадим Матулис уверен, что электронный учебник не должен дублировать бумажный:

— Электронные пособия должны быть интерактивными. Дети приходят к нам и спрашивают, есть ли у нас учебные материалы, которые можно «скачать». И их не интересуют школьные учебники, которые удобно читать и без планшетов. Лицеистов интересует дополнительный материал — интерактивные тесты, видео. Поэтому надо думать сегодня, чем мы завтра будем наполнять современные устройства...

эксперимент в Лицее БГУ

Между прочим, лицей активно работает с книгами авторства своих преподавателей: для учебных пособий, издаваемых лицеем в электронном формате, используется формат Epub — более универсальный, который подходит для всех устройств, в отличие от формата РDF.

– Сегодня учителя не могут учить детей и быть с ними на различных ступенях развития, говорить, что технические новинки их не интересуют и они будут работать как раньше, так как в этом случае потеряется контакт с учениками, — подчеркивает Вадим Матулис.


Уроки в «Виртуальной школе»

Вообще лицей БГУ можно сравнить с одной большой экспериментальной площадкой. Вот и в этом году здесь стартовал еще один интересный IT-проект — «Виртуальная школа». Лицей получил в подарок от «Сбербанка России» четыре интерактивных класса — по биологии, химии, физике и математике. Компьютер, интерактивный экран, проектор, оборудование для лабораторных опытов, электронный микроскоп с веб-камерой — все это объединено в единую систему. Теперь на уроках химии в лицее можно проводить виртуальные опыты, добавив в нарисованную пробирку необходимые вещества. Что из этого получится, покажет компьютер. На уроках биологии можно демонстрировать трехмерные модели белков (их можно даже крутить рукой на интерактивной доске) и проецировать на доску изображения с электронного микроскопа. На уроках физики — демонстрировать оптические эксперименты и пользоваться виртуальной линейкой. Причем педагоги могут тестировать учеников в режиме реального времени — у каждого ученика есть пульт для ответов. Компьютер фиксирует все ответы и может выводить их на интерактивный экран.

Мобильные компьютерные комплексы позволяют использовать технику в любом кабинете. Также в лицее установлен мощный сервер, интегрирующий в единую школьную сеть все компьютерные средства, имеющиеся в школе, и библиотеку цифровых образовательных ресурсов.

Но у постороннего человека, который впервые видит такие чудеса, возникает закономерный вопрос: «А не получится так, что современные технологии захватят лицеистов больше, чем учебный материал? Не будут ли они отвлекать их внимание?» Однако в лицее опасения не разделяют. «Хорошему учителю интерактивная доска не помешает, а плохому — не поможет», — уверенно ответил Игорь Варакса.

Надежда Николаева. Фото автора. Газета «Звязда», 26 сентября 2013 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2013/09/16294.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.