Николай ФЕСЬКОВ: "Низкий средний балл не является результатом низкого качества тестовых заданий"

Статья из белорусской республиканской газеты "Звязда" в переводе на русский язык.

Как вы думаете, о чем может думать абитуриент, имеющий в школьном аттестате "восьмерку", а на централизованном тестировании набирает всего 11 баллов по этому предмету? Первое, что приходит ему в голову, наверное, что в системе централизованного тестирования произошел какой-то технический сбой. Однако выясняется, что никакого технического сбоя не было, а молодой человек не смог справиться даже с элементарными заданиями части A, где абитуриенту предлагаются правильные ответы, а за задания из области B он и вообще не брался. К сожалению, таких случаев несоответствия оценок в школьных аттестатах с реальным уровнем знаний их владельцев довольно много.

- Это очень опасно, когда выпускник неадекватно себя оценивает. И просто недопустимо, когда школьные учителя помогают ему ошибаться, выставляя завышенные оценки, - считает министр образования Сергей Маскевич. - Это если и не брак в нашей работе, но, по меньшей мере, недоработка.

По мнению руководителя главного образовательного ведомства, результаты тестирования - очень важный и одновременно тревожный сигнал для работников образования, поскольку анализ результатов ЦТ выявляет ежегодно в знаниях абитуриентов такие пробелы, которых в принципе быть не должно. Именно поэтому Национальному институту образования и управления образования было поручено разобраться в причинах ошибок, которые абитуриенты допускают, отвечая на элементарные вопросы в тестах, и предложить действенные меры по исправлению ситуации: "Сегодня мы ищем системные ошибки, т.е. ошибки в функционировании нашей системы: в учебных программах, в учебниках, в работе наших учителей".

Директор Республиканского института контроля знаний Николай Феськов считает, что школьный балл - это оценка учителем знаний школьника, которая при этом выполняет и роль стимула в обучении, поэтому часто завышается. Школьный учитель не только оценивает каждого ученика, но и учитывает прошлые его заслуги, активную общественную работу, индивидуальные качества. Тестовый же балл формируется статистически и лишен всякой субъективности:

- Для нас не имеет значения ни социальный статус абитуриента, ни его внешний вид, мы не можем учитывать, кто сдавал экзамен - флегматик или сангвиник. Основная задача централизованного тестирования - это сопоставление уровня подготовки абитуриентов в определенной области знаний и их ранжирование в зависимости от уровня подготовленности по конкретному учебному предмету. И ни в коем случае низкий средний балл по ряду предметов не является результатом "низкого" качества тестовых материалов или действующей методики расчета тестового балла. Скажите, можно ли обижаться на градусник, который сигнализирует, что у больного высокая температура?

Как объясняет Николай Феськов, в тесты, используемые для проведения ЦТ, включаются задания с максимальной дифференцирующей способностью, дающие наибольший разброс в оценке абитуриентов, и отбраковываются задания, с которыми не справляется ни один из участников, поскольку они, с точки зрения ранжирования абитуриентов, неинформативны.

Существуют определенные законы построения теста, согласно которым уровень заданий должен возрастать: абитуриент при выполнении теста движется от простых к более сложным заданиям. Задания части A, где предлагаются варианты ответов, проверяют либо умение логически рассуждать, либо умение анализировать и быстро делать вывод, либо выбирать правильный ответ из подобных. Правильно сформулированное задание требует вдумчивого анализа и сопоставления возможных вариантов решения. Правда, есть вопрос: а сколько же должно быть дистракторов в одном задании (правдоподобных вариантов ответов)? Закрытые задания области A могут иметь 4-5 вариантов ответов - предлагать большее количество вариантов нецелесообразно, поскольку это требует больше времени и затрудняет выполнение теста.

А для того, чтобы тест мог более точно построить рейтинг участников тестирования, существует область B, где нет ответов на предложенные вопросы и задачи. Задания области B в большей степени позволяют дифференцировать абитуриентов с более глубокой подготовкой. Хотя, как показывает практика, нередко именно сильные абитуриенты спотыкаются на простых заданиях.

- В основу методики расчета тестового балла положена стобалльная шкала, позволяющая нам не только принять во внимание количество правильно выполненных заданий теста, но и учесть относительную сложность каждого выполненного или невыполненного задания, - объясняет Николай Феськов. - При этом сложность каждого задания определяется статистически, в зависимости от количества участников, которые правильно выполнили это задание. Чем большее количество абитуриентов справилось с тестовым заданием, тем меньше весовой коэффициент его сложности. Методика расчета тестового балла позволяет рассчитывать как тестовый балл для заданий с единственным правильным ответом, так и тестовый балл для заданий, допускающих несколько правильных ответов. Так, например, при проверке работ участников централизованного тестирования по белорусскому и русскому языкам учитываются и частично правильные ответы на задания, в которых допускается несколько правильных ответов из числа предложенных дистракторов.

абитуриенты

Учитывая, что централизованное тестирование проводится один раз в год и все его участники одновременно выполняют одни и те же варианты теста, шкала распределения баллов, которая существует у нас, снимает недостатки, присущие другим шкалам оценивания. Она проста и понятна всем, и каждый абитуриент имеет возможность сам пересчитать свой тестовый балл и убедиться, что ошибок в оценке его работы допущено не было.

Советы от специалистов по подготовке к централизованному тестированию:

  • При подготовке к тестированию лучше не увлекаться сборниками тестов. Главное - выполнять требования школьной программы и ближе познакомиться с утвержденными программами вступительных экзаменов. Подготовку нужно вести по школьным учебникам, обращая внимание на всякие замечания, дополнительные материалы, справочники и упражнения. Тестовые же сборники - лишь вспомогательное средство для диагностики знаний. И тем более не стоит доверять многим интернет-сайтам, призывающим абитуриентов протестировать свои знания.

  • И алгебра, и геометрия - науки, где обучение построено по точному алгоритму "от простого к сложному", при этом каждая следующая тема является прямым или косвенным продолжением предыдущей. Абитуриент, выбравший математику в качестве вступительного экзамена, должен обладать рациональными вычислительными приемами, знать много формул (или при необходимости уметь вывести нужную формулу) и уметь применять их в ходе решения уравнений, примеров, задач как части A, где нужно выбрать правильный ответ из предложенных вариантов, так и части B, где ответ нужно найти самостоятельно. Алгоритм решения задачи должен возникать уже в процессе чтения условия. Первые задания вообще можно решать устно, но для этого нужно, как говорится, набить руку.

  • Одна из самых распространенных ошибок - это восприятие размеров задачи. Абитуриентам кажется, что чем больше по объему задача, тем сложнее она решается. На практике в большинстве случаев это не так. Чем более объемное условие задачи, тем больше она содержит исходных данных, подставив которые в нужные формулы абитуриент получает ответ. Главное - уметь правильно записать краткое условие задачи и выбрать необходимые формулы, в то время как в задачах с небольшим количеством данных всю необходимую информацию для поиска правильного варианта вам придется находить самим.

  • На тестировании по физике абитуриенты нередко демонстрируют недостаточную математическую подготовку. Решив сдачу "физически", они допускают ошибки в решении системы уравнений, в математических преобразованиях формул, при выполнении действий с векторами, тригонометрическими функциями и так далее. Некоторые допускают ошибки при анализе графиков, не могут применять правила приблизительных вычислений.

  • Специфика тестов по географии состоит в том, что они, как правило, насыщены фактическими и количественными данными, на которые при подготовке к устному экзамену обычно не уделяется должного внимания. Абитуриентам совсем не повредит знать даты географических открытий, географические рекорды, азимуты основных направлений, средние температуры воздуха по сезонам года в климатических поясах, физико- и экономико-географические районы, уровни урбанизации, страны мира и их столицы и т.д. Обязательно нужно составить понятийно-терминологический словарь, который поможет справиться с выполнением заданий из части В. К тому же постоянным спутником при подготовке к экзамену должна стать географическая карта: прочитали очередную тему, взяли карту, подключили зрительную память, зафиксировали карту или ее фрагмент в голове. Составить перечень основных терминов и понятий отнюдь не помешает и тем, кто собирается сдавать тестирование по биологии. Для лучшего запоминания материала и его понимания целесообразно на основе прочитанного составлять и рисовать логические схемы и рисунки. При составлении схем и выполнении рисунков работает не только зрительная, но и механическая память, что способствует лучшему запоминанию материала.

  • Следует помнить, что педагогические тесты - это не школьная контрольная работа, и дефицит времени - одно из условий выполнения теста, позволяющее дифференцировать абитуриентов по уровню их подготовки. Поэтому надо учиться перераспределять время: выполнение заданий 1-2 уровней сложности надо доводить до автоматизма, чтобы больше времени осталось для решения расчетных задач и цепочек преобразований. Правильная самоорганизация - залог успеха на ЦТ.

Вообще в немалой степени неудачи абитуриентов на централизованном тестировании обусловлены отнюдь не пробелами в знаниях, а недостаточной психологической и технической подготовкой. Растерялись, не дочитали задание до конца, неправильно поняли, что от них ждут создатели теста... Учитывая, что в тесте максимально отражено содержание предмета, в него включены задания пяти уровней сложности, а также действуют ограничения по времени на его выполнение, требующие от участника тестирования не только скорости, но и умения легко переключаться с одного задания на другое, далеко не все участники централизованного тестирования с одинаковым успехом справляются со всеми заданиями. Здесь важно все: и умение организовать работу в стрессовой ситуации, и мобильность мышления, и свойства памяти...

Надежда Николаева. Фото Марины Бегунковой. Газета «Звязда», 22 марта 2012 года.
Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=94915&idate=2012-03-22

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.