Когда деньги идут за учеником, кто в выигрыше? В Латвии знают ответ

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Система финансирования учреждений образования, когда деньги идут за конкретным ребенком, имеет как плюсы, так и минусы. Такого мнения придерживаются представители профсоюза работников образования и науки Латвии (LIZDA), которые на днях посетили Беларусь. Латвийские педагоги поделились своим опытом внедрения новой системы финансирования (она заставляет педагогов бороться за каждого ребенка) и рассказали, какие проблемы сегодня приходится решать профсоюзному активу в Латвии.

В беседе приняли участие заместитель председателя LIZDA Янис Крастиньш, эксперт LIZDA по вопросам общего образования Модра Янсоне, преподаватель Латвийской университета Расма Мозер и учитель первой гимназии г. Елгава Инара Радченко.


Почему школы не «резиновые»?

Янис Крастиньш:

— Система образования в Латвии после распада Советского Союза изменилась кардинально. Профсоюз работников образования и науки LIZDA объединяет в своих рядах только 60% от общего количества педагогических работников. Есть организации, где вообще отсутствуют профсоюзные ячейки, а есть и другие примеры, когда членами отраслевого профсоюза являются 90-100 процентов от общей численности работников организации.

В свое время мы боролись за то, чтобы зарплаты педагогов привязать к средним зарплатам в общественном секторе с коэффициентом 1,2 или 1,3. Но государство на это не идет, поскольку одновременно с ростом зарплат в общественном секторе предстоит повышать и заработки педагогам.

Система, когда деньги идут за учеником, была внедрена в Латвии по настойчивым рекомендациям Всемирного банка, поскольку на тот момент в Латвии было много школ с небольшим количеством учеников. И что мы в результате получили? Школы стали массово закрываться. Безусловно, если в вашей школе много детей — у вас много денег, а если можете больше заплатить учителям, вы — в выигрыше. А что делать педагогам сельских школ? Если Беларусь также перейдет на аналогичную систему финансирования, то нужно заранее продумать, что ожидает небольшие школы, и как защитить педагогов этих школ. В том числе и в плане их зарплат. Нужно предусмотреть для учителей какие-то гарантии. У нас эта система, к сожалению, не отработана. И мы не можем гарантировать педагогам ликвидированных школ трудоустройство.

Расма Мозер:

— Школы, не выдержавшие конкуренции, закрывались не только в сельской местности, но и в городах, в том числе в Риге. И всегда рядом с представителем рижской Думы находился и представитель профсоюза работников образования и науки.

Инара Радченко:

— Когда внедряется система финансирования учреждения образования из расчета на каждого ученика, очень важно сразу ограничить количество учеников в классе. Ведь мы сталкивались просто с абсурдными ситуациями, когда в классе было столько парт, сколько там физически могло разместиться. Но если в старших классах немногим более 30 учеников еще можно принять, то в первом классе — это недопустимо. Минимальное количество учеников в классе в сельской местности составляет 8 человек, в городских — 18, в Риге — 20 учеников. А вот верхнее ограничение отсутствует. И в этой ситуации количество не переходит в качество: качество просто не может «дойти» до каждого ученика.

В некоторых латвийских школах питание для учеников частично или полностью бесплатное. Все зависит от того, датирует ли его местное самоуправление. Но это тоже один из инструментов, который используется для привлечения в учреждения образования учеников.

Между прочим, школьные педагоги считают, что полностью бесплатным питание быть не должно, поскольку все, что бесплатно, не ценится школьниками. Лучше дотация, чем дармовой обед.


После 16.00 — учителя не беспокоить!

Янис Крастиньш:

— Образование — это и наше, и ваше будущее. Поэтому надо думать, как сделать так, чтобы педагоги получали за свою работу достойную заработную плату. Наши педагоги на нас обижаются, говорят, что мы недостаточно боремся за их заработки.

Разница в зарплатах учителей латвийских школ довольно существенная: в крупной школе, где много учеников, учитель может получать и 800 латов (это более 1100 евро), и даже 1000 латов, а в маленькой — менее 280 латов. А поскольку часов на ставку учителю не хватает, он вынужден параллельно работать и в другой школе. А это дополнительные расходы на бензин, которые ему никто не компенсирует.

Модра Янсоне:

— Сейчас нагрузка на учителя составляет 21 час. Плюс педагогу оплачивается классное руководство, подготовка к урокам, консультирование учащихся, проверка тетрадей. Но через год-полтора мы перейдем на другую систему оплату труда. Какая это будет система? Вопрос еще обсуждается. Надеемся, что мнение профсоюза также будет учитываться.

С недобором на педагогические специальности мы пока не столкнулись, но школа не является привлекательным для молодежи местом в плане трудоустройства. Сегодня приблизительно 40 процентов и даже больше школьных учителей имеют возраст 50 лет. А молодые учителя получают зарплату приблизительно 400 евро.

В предыдущем учебном году в начальной школе работал всего один педагог-мужчина. В основной школе количество педагогов-мужчин колеблется в пределах 3-4 процентов, а в старшей школе (10-12-й классы) мужское представительство увеличивается до 8%. Но все равно для мужчин педагогика — не привлекательна...

Право выхода на досрочную пенсию латвийские педагоги потеряли еще в 1995 году, когда закончилось действие предыдущего документа. Сегодня возраст выхода на пенсию составляет 62 года. Профсоюз борется за то, чтобы вернуть право выхода на досрочную пенсию хотя бы некоторым категориям педагогов — например, учителям физической культуры и педагогам специального образования.

Расма Мозер:

— В латвийском университете в этом году полностью укомплектован первый курс. Но демографическая ситуация в стране такова, что в следующем году, думаю, у нас будут серьезные проблемы с привлечением абитуриентов. Насчет мотивации молодых людей в пользу педагогики скажу так: наилучшие агитаторы — это школьные педагоги, тот пример, который у детей ежедневно перед глазами. Уважение к настоящему педагогу, уверена, никогда не исчезнет...

Инара Радченко:

— В латвийских школах перешли на электронный документооборот (электронные журналы и дневники), после чего исчезла необходимость заполнять очень много бумаг. Это очень удобно: если мне нужно внести какие-то корректировки, я все делаю оперативно в электронном формате. С родителями, учащимися общение администрации школы также осуществляются с помощью электронной почты. Но после перехода на электронную документацию мы столкнулись со следующей проблемой: например, завуч или ученик отправляют мне электронное письмо в 8 часов вечера и надеются, что я его обязательно прочту. И тут понадобилось вмешательство профсоюза. Мы в своей школе установили, что письма, которые отправляются до 16.00, должны быть прочитаны в тот же день, а если письмо было отправлено после 16.00, его отправитель должен быть готов к тому, что письмо будет прочитано учителем только на следующий день.


Быть членом профсоюза выгодно...

Янис Крастиньш:

— С 1 сентября 2014 года правительство соглашается увеличить минимальную ставку педагогов, которая сегодня составляет 280 латов, на 15 латов. Мы же настаиваем на другой отметке: минимальный заработок должен составлять 310 латов. В следующем году в Латвии пройдут парламентские выборы — будем вести переговоры с кандидатами в депутаты. Это то время, когда к нам все прислушиваются.

Пикеты, акции в поддержку профсоюзных инициатив для нас будничное дело. В профсоюзе работников образования и науки создан забастовочный фонд. За 20 лет отчислений в фонд определенной части членских взносов (а это были всего 3 сантима в месяц) мы собрали полмиллиона латов. В приличной компании человека всегда встречают по одежде. Так и с нами: если у тебя есть такая страховка, ты всегда чувствуешь себя более уверенным, даже если чего-то просишь или требуешь от властей.

Также в профсоюзе создан фонд страхования педагогов от несчастных случаев — уверен, что этот опыт и белорусам будет интересен. Каждого педагога мы страхуем на 2 тысячи латов. И почти каждый год у нас регистрируется до 900 несчастных случаев, по которым мы осуществляем страховые выплаты. Стоит ли говорить, что, в отличие от страховых компаний, которые могут придраться к любой запятой или любой формулировке в договоре, мы всегда идем навстречу членам нашего профсоюза.

Инара Радченко:

— А еще у нас действуют карточки профсоюза, которыми можно воспользоваться, чтобы получить скидки на какие-то товары или услуги. Профсоюз заключает договоры как с частниками, так и с государственными учреждениями (это могут быть поликлиники, театры, парикмахерские и т.д.) о предоставлении скидок на 5-10 процентов владельцам таких карточек. Информация об этих организациях постоянно актуализируется на сайте профсоюза и направляется в первичные организации. Естественно, что наибольшее количество организаций, где педагоги могут получить скидки, расположено в Риге. Но есть такие возможности и в других городах. Поэтому повод вспомнить, что педагог является членом отраслевого профсоюза, находится довольно часто...

Расма Мозер:

— Студенты не входят в профсоюз работников образования и науки. В университетах действует сильное студенческое самоуправление, которое имеет большие полномочия. Но если возникает потребность, профсоюз объединяет свои силы со студенческим самоуправлением. Например, финансирование из бюджета одного студенческого места волнует не только преподавателей, но и студентов. И в этом вопросе наши интересы полностью совпадают...

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 23 октября 2013 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2013/10/19630.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.