Как я преподавала основы журналистики пенсионерам в «Университете третьего возраста»

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Вот уже полгода самые активные и любознательные пенсионеры Минска обучаются по программе проекта «Университет третьего возраста». Пожилые люди в возрасте от 55 до 86 лет получают знания по одному из следующих направлений:

  • «Информационные технологии»,
  • «Иностранные языки»,
  • «Социальная работа и психология»,
  • «Журналистика».

Учителя на проекте — студенты или работающие люди, которые согласились бескорыстно в нем преподавать. Всего работает около двадцати волонтеров. Записалась в число добровольцев-преподавателей по направлению «Журналистика» и наш внештатный автор, студентка Института журналистики БГУ Виктория Чаплева. «Мне всегда интересно делиться своими знаниями с другими, особенно тогда, когда таким образом могу открыть человеку абсолютно новый, неизвестный для него мир», — пояснила она причины такого шага. Что же происходило за стенами территориального центра социального обслуживания Первомайского района столицы, где и проходили занятия?


Женский выбор?

На первом же «уроке» стало понятным, что студенты «золотого века» мало чем отличаются от студентов нашего «возраста»: и первые, и вторые любят поговорить. Мы даже не успели разобрать тему, потому что студенткам хотелось побольше рассказать о своей жизни и заинтересованности. После занятий учащиеся, словно почувствовав себя виноватыми, пробормотали:

— Ну вы же нас останавливайте, а то мы как начнем разговаривать, так и не закончим...

...Через неделю, когда я пришла на следующее занятие, все уже заранее собрались в нашей уютной аудитории. К тому же студенты накрыли стол — поставили вазы с конфетами и фруктами.

— А что это такое? — немного смутилась я.

— А это мы специально раньше собрались, чтобы все обсудить, что произошло за неделю. Ну, чтобы не занимать время на занятиях...

Так проблема с разговорами решилась сама собой.

В моей группе оказались одни женщины. Хотя, судя по их словам, «планировался» один мужчина, но ни разу наши занятия он не посетил.

Однажды в аудиторию заглянул представитель противоположного пола. Студентки сразу же оживились: «Проходите, проходите к нам». Но оказалось, что мужчина просто перепутал аудитории: ему нужно было на курс «Информационные технологии». Что ж, зато наша группа ничем не отличалась от групп обычного факультета журналистики — исключительно женский коллектив... На вопрос «Как мы будем друг друга называть?», студентки категорически заявили: «По имени и на "Вы"— как в Европе».


«Посмотрите, как оформлена полоса»

Занятия проходили один раз в неделю и длились полтора часа. Понятно, что за полгода стать журналистом невозможно. Основная цель учебы — дать ту необходимую базу, которая пригодится студентам в будущем для написания журналистских текстов. Планировалось, что после окончания проекта выпускники смогут стать внештатными авторами различных изданий.

занятия по журналистике с пенсионерами

На занятия я приходила со стопкой печатной продукции. На примерах журналистских материалов мы учились различать жанры, закрепляли их специфику. Чтение газет способствовало и тому, что учащиеся стали больше интересоваться новостями страны и мира, учились правильно и последовательно выражать свои мысли.

Попробовали себя студенты и в роли дизайнеров. Они придумывали варианты газетной полосы и рисовали ее на бумаге. После таких упражнений во время осмотра газет можно было услышать: «Посмотрите, девчата, как некрасиво оформлена полоса».

Понравилась студентам и тема газетных заголовков и лидов (вступление к текстам). Тогда впервые они перевыполнили норму по домашнему заданию! Я задала им придумать по три заголовка к определенным материалам. А студенты так увлеклись, что к каждому заголовку придумали еще и свой лид.

Особую радость студентам приносили встречи с профессиональными журналистами. Так, волонтер Адарья Гуштин, с которой мы работаем в одной группе, устроила встречу с журналисткой Ниной Шуляковой и известным бардом Алесем Камоцким.

Гораздо труднее было заинтересовать студентов практической частью занятий. Было сложно даже выбрать тему, на которую бы они сумели написать материал. Но через некоторое время от учащихся посыпались многочисленные предложения. И это были не только темы о здоровье, как многие думают.


Материалы — только позитивные!

Естественно, что идеи для будущих статей студентки выбирали в соответствии со своими жизненными увлечениями и занятиями. Например, веселая Галина Желтова разрабатывает тему «Ироничная жизнь пенсионерки». Посетив концерт «Дидюли», она написала репортаж, где с юмором рассказала о своем удачном походе на выступление любимого исполнителя. А сейчас готовит материал на тему «Пенсионерка и футбол». Что именно в нем будет — студентка говорить пока не хочет.

Нина (староста нашей группы) работает вахтером в школе. Темы для материалов выбирает серьезные — в частности, те, что касаются образования или воспитания детей. Ядвига и Лариса любят путешествовать по Беларуси, поэтому пишут так называемые «заметки путешественников». Людмила по образованию экономист. Но когда вышла на пенсию, то начала вынимать «из ящика» свои рассказы и стихи. И за свой счет издала два сборника с собственными произведениями. Поэтому Людмила решила не отходить от литературной тематики и пишет рецензии на книги, берет интервью у поэтов и прозаиков.

Когда учащиеся приносят уже готовые тексты, волонтеры набирают их на компьютере, исправляют ошибки, и отдают авторам. Но студентам было интересно, как пишут их одногруппники. Поэтому на занятиях мы стали отводить время для чтения написанных текстов. После этого все по очереди высказывают свои мнения, вместе думают, как сделать текст лучше. Это хорошая практика: студенты научились рассуждать, видеть свои и чужие ошибки, спокойно реагировать на замечания.

Было бы обидно, если бы произведения наших студентов пошли просто куда-то «в стол». Поэтому куратор курса Ольга Шишло создала сайт «Поколение знает...» (pakalenne.by), который вскоре начнет заполняться студенческими материалами. Их будет интересно почитать всем владеющим интернетом пенсионерам. Ведь пишут студенты только позитивные материалы, после которых появляется понимание того, что активная жизнь с выходом на пенсию не заканчивается. Она просто становится другой, а более или менее насыщенной — зависит от самого человека. Можно сидеть дома и смотреть телевизор, а можно учиться чему-то новому, знакомиться с интересными людьми и обосновывать роль Лилии Брик в жизни и творчестве Маяковского, как это делают наши студентки.

* * *

В феврале-марте в журналистском направлении наша учеба завершается. Но на этом проект не останавливается. Летом продолжатся занятия по дисциплине «Информационные технологии». А со следующего учебного года снова будут функционировать все направления, а возможно, появятся и новые. Те студенты, которые закончили «факультет журналистики», смогут пойти учиться на другой. А у тех, кто решит остановиться на достигнутом, останутся как минимум хорошие друзья, приятные воспоминания и совершенно новый мир, который неожиданно для них открылся.

Виктория Чаплева. Газета «Звязда», 30 января 2014 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2014/01/30107.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.