Инициативы отечественных педагогов

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

«Центральный комитет Белорусского профсоюза работников образования и науки обеспокоен нынешним уровнем оплаты работников отрасли. Показатель номинальной начисленной заработной платы работников системы образования по итогам сентября 2012 года составил 2 899,9 тысячи рублей, что на 30% ниже республиканского показателя и является самым низким среди показателей по отдельным видам экономической деятельности, — подчеркивается в обращении делегатов VII съезда Белорусского профсоюза работников образования и науки в белорусское правительство. — Увеличение тарифной ставки первого разряда с 1 сентября 2012 года при уже зафиксированном уровне инфляции за январь-сентябрь 2012 года 18,1% не привело к реальному росту заработной платы работников системы образования за аналогичный период. Более того, усиливается диспропорция в оплате труда педагогических работников по сравнению с работниками других сфер... Для исправления ситуации считаем крайне необходимым повышение заработной платы работникам системы образования, то есть, введение отраслевого повышающего коэффициента с целью доведения показателя среднемесячной заработной платы работников системы образования к общереспубликанскому показателю и недопущению оттока высококвалифицированных кадров из системы образования в другие отрасли и за пределы страны, прежде всего из крупных городов».

Отток молодых неизбежен?

Надо отметить, что тема зарплат лейтмотивом звучала во всех выступлениях делегатов VII съезда Белорусского профсоюза работников образования и науки.

- Действующая система оплаты труда педагога не обеспечивает стабильного материального положения учителя, лишает его уверенности, вызывает дискомфорт и создает в обществе мнение о профессии учителя как о малопривлекательной, — считает председатель Витебского областного комитета профсоюза работников образования и науки Александр Суханов. — На наш взгляд, принятая Инструкция о порядке проведения аттестации педагогических работников может вызвать негативное отношение у представителей педагогической общественности. Тревожит нас и положение педагогов третьего года работы, которые сегодня остаются самым уязвимым звеном. Действующая система оплаты труда ставит их в этот период в очень тяжелое положение, что приводит к оттоку молодежи в другие организации и отрасли. Превентивные меры, принимаемые органами образования, комитетами профсоюза на местах (это и профориентационная работа по отбору и направлению кандидатов для целевого обучения на педагогические специальности, и включение отдельных материальных и жилищно-бытовых льгот в локальные нормативные правовые акты), не приносят ожидаемого результата. Процесс оттока молодых специалистов становится необратимым.

Сегодня заработная плата молодого специалиста учреждения общего среднего образования составляет 1971,8 тыс. рублей на ставку. В будущем, после двух лет обязательной отработки по распределению, его заработная плата становится еще меньшей, поскольку он уже не получает доплату в размере одной тарифной ставки. Эту разницу не может устранить даже прохождение аттестации на присвоение второй квалификационной категории.

Недосягаемая пенсия по выслуге лет

Председатель Молодечненской районной организации профсоюза работников образования и науки Людмила Кохановская остановилась на проблемах профессионального пенсионного страхования педагогических работников:

- Позволю себе обратить внимание, что при включении в профессиональный стаж периодов работы с 1 января 2009 года применяются критерии оценки работы педагогических работников, содержащие просто невыполнимые условия. Так, директор школы и его заместитель никак не могут осуществлять деятельность на целую ставку и иметь при этом еще и часы организационно-воспитательной работы и дополнительного контроля. Такая же ситуация у социальных педагогов, воспитателей и т.д. Заведующая дошкольным учреждением также не может одновременно работать воспитателем на полную ставку. Постановлением Совета Министров от 20 октября 2011 года № 1455 были внесены изменения в вышеуказанные критерии, касающиеся учителей и преподавателей, но они не имеют принципиального значения.

По словам Людмилы Кохановской, много проблем влечет за собой закрытие школ в сельской местности:

- В большинстве случаев работников удается трудоустроить, но мы должны помнить, что процесс этот иногда очень болезненный, особенно для наиболее отдаленных сельских школ, ведь не всегда в ближайшей школе, куда организован подвоз учащихся, есть необходимые вакансии, а это влечет вынужденный отток работников из отрасли.

Отдельно хотелось бы остановиться на новой инструкции о порядке аттестации педагогических работников. Не секрет, что сегодня в связи с нехваткой кадров, особенно в учреждениях дошкольного образования, активно привлекаются к педагогической работе высококвалифицированные специалисты высшей категории пенсионного возраста. И вряд ли новость о том, что высшую категорию придется подтверждать, их обрадует... Не стимулирует эта мера и педагогов первой квалификационной категории к ее повышению. Также непонятен механизм подтверждения высшей категории воспитателя заведующим и заместителем заведующего учреждения дошкольного образования, поскольку аттестовываться на категорию воспитателя они не могут.

Много вопросов у педагогов вызывает применение на практике пункта о праве на ту же категорию при переводе с одной должности на другую. Как нужно применять такую норму, например, при работе учителя по совместительству? И стоит ли педагогам дополнительного образования надеяться на возвращение отпусков прежней продолжительности?

Выгодно ли быть доцентом?

О зарплатах говорила с трибуны съезда и председатель первичной профсоюзной организации сотрудников Могилевского государственного университета Наталья Сакович:

- Сегодня при работе на ставку зарплата старшего преподавателя с учетом 30-процентной надбавки за стаж и повышающего коэффициента 50% составляет всего 2 033 332 рубля; доцента, кандидата наук с учетом 30-процентной надбавки за стаж и доплат за ученое звание и степень — 2 865 900 рублей, а профессора, доктора наук с учетом 30-процентной надбавки за стаж и доплат за ученое звание и степень — 3 885 075 рублей.

Приятно констатировать, что за последний год существенно возросли зарплаты преподавательского состава без ученых званий и степеней за счет установления им повышающей 50-процентной надбавки. Но разница между заработной платой доцента, кандидата наук (с учетом доплат за степень и звание) и старшего преподавателя (без звания и степени) составляет около 832 тысяч рублей. Вместе с тем доценту для назначения доплат за ученые степени и звания нужно ежегодно предоставлять отчет о выполнении учебной нагрузки и других видов работ — таких, как участие в научно-методической работе, участие в научных и научно-практических мероприятиях, участие в организации и выполнении инновационных программ и проектов. А преподавателям, которые не имеют ученых степеней и званий, таких отчетов подавать не нужно. Так есть ли мотивация у молодых преподавателей работать над диссертациями, если в случае успешной защиты их заработная плата вырастет незначительно?

А можно ли привлечь в ВУЗы иностранного специалиста на нынешних условиях оплаты труда за час, которые составляют для доктора наук, профессора — 27 000 рублей, для доцента, кандидата наук — 24 750 рублей и 22 500 рублей — для преподавателя без звания и степени? Вопрос из разряда риторических...

По словам Натальи Сакович, сегодня ВУЗы переходят на новые типовые учебные планы при сокращенном сроке обучения, из которых может быть исключен ряд дисциплин гуманитарного профиля, а это повлечет сокращение учебной нагрузки, рабочих мест, снижение внутреннего совместительства, стимулирующих выплат и, как следствие, снижение средних зарплат.

Председатель профкома обратилась с предложением к делегатам съезда — ходатайствовать перед Министерством образования о рассмотрении вопроса о создании в областных центрах общежитий малосемейного типа для высококвалифицированных сотрудников университетов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В Могилевском государственном университете такую потребность имеют 103 сотрудника, в том числе 53 представителя профессорско-преподавательского состава.

- В нынешней экономической ситуации решение жилищных проблем наших сотрудников выглядит весьма проблематичным, так как даже если и будут выделяться квартиры для строительства, то построить их смогут лишь единицы. Высокий банковский процент при кредитовании и стоимость 1 квадратного метра жилья несопоставимы с заработками преподавателей ВУЗов.

Другие предложения, озвученные на съезде

Для естественного омоложения кадров, а также повышения социально-экономических гарантий работникам из круга профессорско-преподавательского состава было предложено сохранять доплаты за ученые степени и звания лицам из круга неработающих пенсионеров в размерах, соответствующих размерам этих выплат по последнему месту их работы.

Вернуть прежнюю продолжительность отпусков педагогическим работникам системы дополнительного образования детей и молодежи, работникам системы повышения квалификации, а также воспитателям общежитий учреждений образования.

Законодательно закрепить следующие нормы в части решения вопросов контрактной формы найма:

  • установить компенсацию в размере 3 среднемесячных заработных плат за расторжение контракта в связи с истечением его срока, с работниками, не имеющими нарушений трудовой дисциплины.

  • обеспечить включение в бюджетные расходы средств на предоставление дополнительных мер материального стимулирования труда работников бюджетных организаций, с которыми заключены контракты.

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 28 ноября 2012 года.
Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=105934&idate=2012-11-28

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.