Как улучшить качество знаний школьников по физике и математике?

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Математическую необразованность выпускников собираются исправлять увеличением количества уроков.

Как улучшить качество знаний школьников по физике и математике? В главном образовательном ведомстве страны сегодня пытаются найти ответ на этот вопрос. В чем причина резкого снижения качества подготовки выпускников: в отсутствии у них мотивации, в школьных программах, учебниках, недостаточной подготовке школьных учителей или в дефиците времени, отводимом в школе на изучение этих дисциплин?

Не секрет, что в последние годы средний балл участников централизованного тестирования по математике и физике совсем не радовал ни школьных педагогов, ни экзаменаторов. Так, по результатам ЦТ нынешнего года средний балл абитуриентов, которые сдавали математику, составил по стране 33,3, а по физике — 24,9. Кстати, в прошлом году средний балл на ЦТ по математике был еще меньше — 21,6, а по физике — 18,6. Неужели наметилась положительная тенденция? Однако, честно говоря, средний балл на централизованном тестировании можно смело сравнить со средней температурой по больнице. На самом деле, абсолютное большинство претендентов на студенческий билет оказались очень далеки от такого показателя, как средний балл на ЦТ: так, на тестировании по физике более 70% абитуриентов набрали 20 баллов и меньше, а по математике таких было почти 59% от общего количества. Установленный в этом году порог в 7 баллов, который был обязательным условием для участия в конкурсе, не смогли преодолеть почти 19 тысяч участников централизованного тестирования. Но сегодня смело можно сказать, что введенный порог оправдал себя и стал помехой для совсем слабых абитуриентов только по четырем дисциплинам: наибольшее количество тех, кто не преодолел установленный порог, приходится на математику (10274 человека, или 11,3% от общего числа участников) и физику (3956 человек, или 9,6%). На других дисциплинах процент отсеянных был совсем незначительным. С другой стороны, самое большое количество стобалльных результатов было зарегистрировано в этом году именно на ЦТ по математике — 46 (в 2011 году — 33). Выходит, что тесты не были сверхсложными, как об этом любят порассуждать абитуриенты, которые остались внизу рейтинга претендентов на студенческий билет? Значит, для выпускников одних учебных заведений — не проблема справиться с тестом, но для других — проблема решить даже элементарные задачи в тестах?

- К сожалению, уровень знаний белорусских абитуриентов по государственным языкам, математике и физике хотя и сопоставим с показателями многих европейских стран, однако все равно остается относительно невысоким, — делился своим видением ситуации на итоговой коллегии министерства в январе этого года министр образования нашей страны Сергей Маскевич. — Анализ результатов централизованного тестирования обнаружил в знаниях многих абитуриентов ряд пробелов, которых, в принципе, не должно быть. Перед управлениями образования и Национальным институтом образования поставлена задача разобраться в причинах ошибок, которые абитуриенты допускают, отвечая на элементарные вопросы в тестах, и предложить действенные меры по исправлению ситуации.

К каким выводам пришли в Национальном институте образования и дошли ли до истинных причин, широкой общественности не сообщалось. Но очередное ЦТ, несомненно, подбросило руководителям системы образования новую порцию информации для размышления. И вот буквально на днях Сергей Маскевич заявил о том, что в Министерстве образования рассматривается возможность увеличения продолжительности учебного года:

- Результаты централизованного тестирования показывают, что нашим ученикам однозначно не хватает еще одного часа в неделю по таким предметам, как физика и математика. Значит, нам надо добавлять часы в учебную программу. Также уже в этом учебном году существенные средства будут направлены на оснащение лабораторным оборудованием школьных кабинетов физики, химии и биологии, чтобы те соответствовали самым современным требованиям.

Можно не сомневаться, что и для школьников, и для учителей новость о продлении учебного года прозвучала как гром среди ясного неба. Во всяком случае на августовском совещании столичных педагогов во Дворце Республики это сообщение потрясло всех присутствующих в зале. С одной стороны, продолжительность школьных каникул в Беларуси — одна из самых больших в мире. Но, с другой стороны, всего год назад был принят Кодекс об образовании, в котором была записана продолжительность учебного года. И во время работы над Кодексом все посягательства на продолжительность школьных каникул были успешно опровергнуты.

Между тем, в Министерстве образования не сбрасывают со счетов и кадровый фактор. По мнению министра образования, в большой степени результаты работы учреждений образования зависят от системы подбора, подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников.

Российский коллега Сергея Маскевича, министр образования Российской Федерации Дмитрий Ливанов заявил, что, по его мнению, лишь пять процентов студентов педагогических ВУЗов в России видят себя в будущем учителями, да и вообще, педагогические ВУЗы со своей задачей не справляются. Поэтому сегодня в России работают над профстандартом, где будет предусмотрена система профессиональных экзаменов для выпускников ВУЗов. Это значит, что профессиональные экзамены будут сдавать в том числе и выпускники педагогических факультетов, прежде чем пойти работать в школы. А как относятся к подобной инициативе у нас, поинтересовались мы у Сергея Маскевича:

- Уверен, что в белорусских ВУЗах — не такая критическая ситуация, но, не буду скрывать, что мы также обеспокоены уровнем подготовки выпускника педагогических специальностей, который нередко отстает требований, предъявляемых современной школой. Для того, чтобы выпустить из ВУЗа сильного педагога, в педагогический ВУЗ должен прийти мотивированный и хорошо подготовленный абитуриент, но сейчас руководители ВУЗов далеко не всегда довольны качественным составом своих студентов.

И хотя Сергей Маскевич констатировал оживление в этом году интереса со стороны молодежи к педагогическим специальностям в ряде ВУЗов, однако желающих преподавать математику и физику в школах, к сожалению, больше не стало. Например, в Мозырском государственном педагогическом университете на специальность «Физика. Математика» проходной балл составил 64, на специальность «Прикладная математика» (научно-педагогическая деятельность) — 86… А в Белорусском государственном педагогическом университете конкурса на специальностях «Математика. Информатика», «Физика. Информатика» и «Физика. Техническое творчество» и вообще не было…

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 29 августа 2012 года.
Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=102173&idate=2012-08-29

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.