Почерк: должны ли современные ученики обязательно писать красиво?

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Говорят, что существует три типа почерков:

  • первый — сам понимаешь, люди понимают;
  • второй — сам понимаешь, люди не понимают;
  • третий — ни сам, ни люди...

Если исходить из этой классификации, то у меня — именно второй тип почерка. Сам я всегда его разберу (точнее, почти всегда), для других же это может стать существенной проблемой.

А вот что касается третьего типа...

Были у меня такие ученики. Смотришь в тетрадь — а там сплошная «китайская грамота», ни одного слова не прочесть. Ученика к себе вызываешь, чтобы расшифровал... и что бы вы думали? Тоже с трудом и только отдельные слова...

Да мне-то что! Биология и химия — там устных ответов ничуть не меньше, чем письменных. А как же с такими учениками мучились (именно мучились!) учителя, которые преподавали в школе белорусский или русский язык! Ну как, скажите, можно исправить ошибки в сочинении и вообще проанализировать его содержание, если даже не знаешь, о чем оно, это сочинение?

И что удивительно? Многие из таких «мастеров тайнописи» неплохо учились и устно отвечали даже на восьмерки-девятки. Только письменные работы их подводили, не позволяя стать круглыми отличниками. А вот у некоторых их одноклассников, которые в устных ответах и двух слов связать не могли, был красивый разборчивый почерк...

Так ли уж важно ученику иметь хороший почерк? И стоит ли упрекать школьника, если он пишет, как «курица лапой»? И вообще, можно ли это хоть как-то исправить?

Признаюсь, когда я отнес свой почерк ко второму типу, то немного покривил душой. Я могу писать и понятным для всех и даже красивым почерком. Это у меня осталось еще с тех далеких времен, когда в первом классе старательно выводил буквы, обмакивая ручку со стальным пером в чернильницу-непроливашку. Как там нас учили: нажатие-волосок, нажатие-волосок...

Современные школьники даже не поймут, о чем это я. Ведь сейчас пишут шариковыми ручками сразу с первого класса, и какой там нажим с волосок! Моя первая учительница, которая мне трояки выводила за то только, что кляксы в тетради любил оставлять и буквы иногда смазывал, когда промокашками пользовался (вот и еще непонятное для сегодняшних учеников слово!), наверняка бы, корвалол глотала, увидев каракули многих сегодняшних первоклашек!

Так что я могу писать разборчиво, но... очень медленно. А писателю медленно писать нельзя, надо успевать на бумагу быстренько выложить все то, что в голове в этот миг промелькнуло. Вот так — написанием художественных произведений — и испортил себе почерк!

И все же, почему так много неразборчивых почерков у сегодняшних детей? Одна ли шариковая ручка тому виной?

Наверное, нет, потому что много учеников и сегодня имеют красивый разборчивый почерк. Да и раньше почерки разных людей существенно отличались, еще когда они перьями гусиными писали. Наука даже такая существует, графология, которая утверждает, что почерк — это нечто врожденное и по почерку очень много о конкретном человеке узнать можно. Например, если почерк какого-то человека, мягко говоря, далек от стандартов школьных прописей, то это, чаще всего, довольно неординарная личность! И в качестве доказательства графологи приводят примеры многих всемирно известных ученых или писателей, почерки которых были очень неразборчивыми...

Более того, графологи даже утверждают, что, искусственно изменяя почерк человека, можно изменить в лучшую сторону и его характер (так называемая графотерапия).

Но хватит о графологии, тем более что лично я не очень в нее верю. Поговорим лучше о том, стоит ли родителям беспокоиться, если у их детей не очень разборчивый почерк? И нужно ли пытаться этот почерк хоть как-то исправить?

Родители всегда волнуются за детей, такая уж их родительская доля. А вот насчет исправления плохого почерка...

Немного улучшить его, конечно же, возможно, а вот полностью исправить — вряд ли! И стоит ли это незначительное улучшение слез ученика и нервов родителей, которые заставляют это горемычное дитя снова и снова переписывать домашнее задание (а оно с каждым переписыванием только хуже делается)? Тем более сегодня, в век компьютерных технологий? Я сам давно уже не пишу свои произведения на бумаге. Клавиатура и монитор для этого куда более удобны... да и буковки на экране такими хорошенькими выходят. Причем, у всех, даже у тех, чей почерк, как говорится, «ни себе, ни людям»...

Геннадий Авласенко. Газета «Звязда», 18 января 2014 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2014/01/28761.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.