Казимир Фарино: "Гимназии доказали свое право на существование..."

Статья из белорусской республиканской газеты "Звязда" в переводе на русский язык.

Более 3,2 тысячи минских школьников были зачислены в этом году в пятые классы гимназий по результатам вступительных испытаний. А всего в 2011/2012 учебном году в пятых гимназических классах по всей стране будут обучаться чуть более 12 тысяч детей, что составляет 13,3 процента от общего контингента учащихся пятых классов (в предыдущем учебном году - 14 процентов).

Не секрет, что многие из родителей считают поступление своего ребенка в гимназию залогом его успешного будущего. И хотя непосредственно гимназическое образование начинается только с пятого класса, тем не менее родители пытаются устроить свое чадо в первый класс обязательно при гимназии: мол, так через четыре года ему проще будет стать гимназистом.

- Хочу подчеркнуть, что содержание учебных программ в начальной школе повсеместно одинаково, включая преподавание иностранных языков, все учащиеся начальных классов обучаются по Единому типовому учебному плану, поэтому никаких преимуществ при поступлении в гимназии у учащихся начальных классов при гимназиях по сравнению с воспитанниками других учебных заведений нет, - утверждает первый заместитель министра образования нашей страны Казимир Фарино. - Это значит, что все учащиеся четвертых классов имеют равные стартовые возможности для участия во вступительных испытаниях при поступлении в гимназию.

В подтверждение своих слов Казимир Фарино привел конкретный пример: в столичную гимназию № 1 поступили 100 детей. Из них 55 человек обучались в начальной школе при гимназии, а 45 - в других учреждениях образования. Проходной балл составил 54. Однако есть школы, где из 60 зачисленных 59 обучались при той же гимназии и проходной балл там составил 48.

- Конечно, сегодня на гимназическое образование существует большой спрос, но если родители видят, что в начальной школе по основным дисциплинам ребенок успевает на 5 или 6 баллов - это повод для них задуматься: а нужно ли подвергать малыша испытаниям при поступлении в гимназию? Конечно, попробовать свои силы может каждый, но какие у ребенка шансы набрать проходной балл, родители могут просчитать самостоятельно..., - добавил Казимир Фарино. - Не сомневаюсь, что новый порядок зачисления в гимназии будет снижать напряженность у родителей.

Надо пояснить, что с этого года условия поступления в гимназии были изменены. В частности, сейчас прием в гимназию осуществляется как на основе результатов вступительных испытаний, так и с учетом годовых оценок за четвертый класс по тем учебным предметам, по которым проводятся экзамены. Таким образом, максимальная сумма баллов, которую может набрать ученик при поступлении, составляет 60.

В Министерстве образования уверены, что зачисление в гимназию с учетом годовых оценок повышает престиж той оценки, которую ребенок "заработал" за предыдущие четыре года обучения: она перестает быть формальной. К тому же, чем большее количество оценок берется во внимание, тем меньше вероятность у претендентов на звание гимназиста набрать одинаковое количество баллов. Напомним, что ранее зачисление в гимназии осуществлялось только по результатам экзаменационных оценок.

Для справки: в столице средний балл зачисленных в гимназии был 46,3 балла из 60 возможных. Прием осуществлялся в 42 гимназии и одну гимназию-колледж. Принять участие во вступительных испытаниях пожелали около пяти тысяч выпускников начальной школы. Результаты испытаний показали высокий уровень их подготовки: на достаточном и высоком уровнях с заданиями справились 83 процента учащихся, подтвердили или улучшили свой результат 65 процентов детей. Средний конкурс составил 1,6 человека на место, однако были гимназии, где конкурс составлял 2 человека на место.

Надо добавить, что в этом учебном году работала комиссия под руководством председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, академика Анатолия Рубинова, главная миссия которой заключалась в изучении всех сторон функционирования гимназий. Естественно, что эффективность деятельности гимназий зависит от многих факторов: от организации вступительных испытаний, порядка утверждения контрольных цифр приема, соблюдения конфиденциальности экзаменационных материалов, объективности и прозрачности при организации самих испытаний, сохранения единого подхода к оцениванию работ на вступительных экзаменах...

Главным результатом работы комиссии стало следующее заключение - гимназии уже заняли свою нишу в системе образования и доказали свое право на существование. Однако следует более взвешенно и осторожно подходить к присвоению статуса гимназии обычным школам, поскольку нередко наблюдается не совсем оправданный "восторг" открытием учебных заведений нового типа. Так, в Центральном районе города Минска гимназии составляют более трети от всех общеобразовательных учреждений. Поэтому дальше нужно думать о том, чтобы сеть гимназий была более равномерной, чтобы не наблюдалось таких диспропорций в открытии учебных заведений нового типа, которые имеют место в столице. Всего в Беларуси функционирует сегодня 212 гимназий (это 6 процентов от общего количества общеобразовательных учреждений): 24 гимназии - в Брестской области, 25 - в Витебской, 31 - в Гомельской, 35 - в Гродненской, 36 - в Минской, 20 - в Могилевской и 41 - в Минске. Еще один результат работы комиссии - изменение в этом году порядка приема в гимназии. Про отдельные моменты уже упоминалось выше. Также если раньше задания для вступительных экзаменов готовились специалистами управлений образования и Комитета по образованию Мингорисполкома, то в этом году все прошло централизованно, под руководством Министерства образования. А на управлении и районные отделы образования была возложена задача по сохранению конфиденциальности экзаменационных материалов. К тому же к работе в приемных комиссиях не допускались учителя, работающие в платных кружках или группах по подготовке к поступлению в гимназии, а также учителя, которые работали с детьми в четвертых классах.

- Создание гимназий - это выполнение заказа государства по обучению детей с высокими потенциальными возможностями, - подчеркнул Казимир Фарино. - Гимназии ориентированы в первую очередь на детей, готовых к творческой и исследовательской деятельности в различных областях знаний. Назову лишь несколько различий гимназий от школы. Во-первых, в гимназиях создаются условия для обучения детей на повышенном уровне и индивидуального развития учащихся. Поскольку прием в гимназии осуществляется на конкурсной основе, то еще на этапе формирования контингента происходит отбор высокомотивированных детей. Типовой учебный план гимназий предусматривает большее количество часов на изучение математики и иностранного языка по сравнению со школой, а на третьей ступени обучения образовательный процесс в гимназиях может быть организован по четырем направлениям: физико-математическом, химико-биологическом, обществоведческом и филологическом. Особые требования предъявляются и к кадровому составу. Так, руководитель школы и его заместители должны иметь высшую педагогическую квалификационную категорию, не менее 70 процентов учителей - высшую и первую квалификационную категории.

Во всех гимназиях учебный процесс не ограничивается непосредственно уроками. Много внимания уделяется там и внеурочной деятельности. В гимназиях регулярно проводятся конференции, на которых учащиеся представляют и защищают исследовательские проекты, темы которых очень часто выходят далеко за рамки школьной программы.

По словам Казимира Фарино, "олимпиадники" - это учащиеся с цепким умом и мгновенной реакцией, а "исследователи" - дети, которым требуется немного больше времени, чтобы подумать, придумать и воплотить в жизнь. Но и первые, и вторые несомненно талантливы. Способности есть у каждого ребенка, независимо от того, отличник он или нет, и задача педагогов - их развить.

Эффективность деятельности гимназий подтверждается победами их воспитанников в олимпиадах различного уровня, результатами централизованного тестирования, ведущими позициями в присуждении официальных премий, участием в исследовательской деятельности, и, конечно, успешным обустройством в жизни.

Среди победителей заключительного этапа республиканской олимпиады этого года - 322 гимназиста, что составляет 47 процентов от общего числа участников. В 2010 году более 50 процентов победителей международных олимпиад школьников также были воспитанниками гимназий. По итогам централизованного тестирования средний балл учащихся гимназий выше среднего балла учащихся средних школ на 13 баллов. Для примера, по русскому языку средний балл выпускников гимназий в 2010 году был 53,3, средних школ - 36,8, по математике - 39,7 и 25,6, физике - 31,2 и 21,1 соответственно.

Гимназисты составляют также большую половину участников республиканских научно-практических конференций по всем учебным предметам. Данные показатели подтверждают высокий уровень подготовки гимназистов, в то же время достижение высоких результатов возможно при условии качественного проведения отбора для обучения в гимназии

Казимир Фарино рассказал, что во время проведения вступительных испытаний и сразу после их завершения в Министерство образования поступило более полусотни устных обращений по таким вопросам, как объективность оценивания работ и выставления оценок; распределение учеников, которые не прошли по конкурсу для дальнейшего обучения в школе; зачисление в гимназию детей-близнецов, один из которых набрал необходимое количество баллов, а второй - нет; недобор баллов; дальнейшее обустройство детей, которые изучали в начальных классах китайский и другие иностранные языки. Все они были оперативно рассмотрены. Казимир Фарино не стал скрывать, что недовольство высказывалось родителями, которые считают, что высокие годовые отметки легче получить в начальных классах при обычной школе, чем при гимназии, а это, в свою очередь, дает преимущество тем, кто поступает из обычных школ.

- Хочу обратить внимание на то обстоятельство, что если ребенок учился в начальных классах при гимназии, но не поступил в пятый гимназический класс, он может продолжить обучение в школе, к которой относится по месту жительства, а управления образования и руководство гимназии обязаны помочь родителям в определении школ, где их ребенок сможет дальше учиться. В этом году контрольные цифры приема в гимназии были утверждены до 10 апреля, но чтобы снять напряжение среди родителей и учащихся в отдельных гимназиях они корректировались после завершения вступительных испытаний. Большинство вопросов решалось в пользу учеников, - заверил Казимир Фарино.

Надежда Николаева. Газета "Звязда", 6 августа 2011 года.
Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=83949&idate=2011-08-06

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.