Профессиональный и карьерный рост: в чем отличия

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Профессионалами не рождаются...

Во-первых, не будем путать рост профессиональный и карьерный. В последнем случае — это определенное продвижение по службе: получение новых служебных должностей, званий и т.д. (развитие по вертикали). Профессиональный же рост — это, скорее, приобретение новых и улучшение качества уже накопленных знаний, умений и качеств в рамках какой-то конкретной профессии (развитие по горизонтали). Кто-то из нас может улучшать свои профессиональные качества, но это не всегда будет обусловливать его повышение по карьерной лестнице, хотя и увеличивает такую вероятность. Здесь нужно учитывать наличие свободных вакантных ставок, саму политику, структуру организации и т.д. Но за желанием развиваться профессионально не обязательно скрывается желание продвигаться по службе. Причины и стремления могут быть абсолютно разными.

— Профессиональный рост нужен прежде всего молодым специалистам, выпускникам ВУЗов, которые еще только осваивают практические аспекты своей профессии и повышают свои профессиональные качества для того, чтобы более уверенно чувствовать себя в своей работе, — объясняет психолог Минского городского клинического психиатрического диспансера Сергей Зизюк. — Это та категория, для которой еще все новое и интересное, получившая возможность на деле испытать себя и свои знания. Однако это происходит далеко не всегда, так как во время «моды на высшее образование» и убежденности в его всеобщей необходимости юноши и девушки часто выбирают специальность исходя не из личных интересов, а на основе представлений о престижности профессии или под нажимом родителей. В процессе обучения многие из них могут не обнаружить в себе нужных способностей, качеств или интереса к выбранной специальности, после завершения обучения пожалеть о затраченном времени и денежных средствах и в итоге так и не найти смелости работать не по специальности. Впоследствии такие люди «прирастают» к месту и часто оказываются несчастными, поскольку нелюбимая работа занимает большую часть жизни. Ни о каком желании профессионально развиваться здесь, конечно, речь идти не может.

Среди старшего населения за желанием профессионально развиваться может скрываться потребность в улучшении своего материального или социального положения, уважении со стороны коллег, окружающих и т.д. Однако, когда эта потребность будет удовлетворена или изменятся ценности (например, успешная в своей работе женщина рожает ребенка, и забота о нем становится более приоритетной, чем профессиональное развитие), закончится и стремление к профессиональному росту. В таком случае специалист словно консервирует свои знания и навыки. Набирает силу обратный процесс — профессиональное старение, слабая восприимчивость нового и убежденность, что свой опыт является самым правильным. Останавливаясь на достигнутом, специалист упускает новое в профессии. Именно поэтому молодым и взрослым коллегам часто сложно найти общий язык, а, например, качество материала в учебных заведениях может давно не соответствовать требованиям рынка труда.

Таким образом, можно заметить, что за желанием развиваться профессионально обычно скрывается что-то еще. Кто-то хочет через признание своего профессионализма добиться уважения других, кто-то жаждет новых возможностей для заработка (хочет улучшить свое материальное благополучие), а кто-то мечтает о повышении, желая добиться власти. Исключение составляют настоящие энтузиасты и фанаты своего дела, которых, к сожалению, не много. В любом случае смысл, причину и цель своего профессионального развития каждый определяет для себя сам.

Светлана Борисенко.

 

Заглянуть в себя

Для решения профессиональных проблем в психотерапии часто применяется техника профессионального логоанализа, которая имеет свою структуру:

Оценка своей профессиональной жизни.

Выясняется понимание отличия профессионала от специалиста. Отмечаются собственные проявления профессионализма, представления о требованиях к личности профессионала, собственные профессиональные качества. Описывается профессиональное становление и самоопределение, проявления профессионального старения. Определяются проблемы самореализации, конфликты самоопределения, кризисы профессионального становления.

Реальное профессиональное «Я»

Выявляется профессиональная самооценка — профессиональные качества, компетентность, активность, ответственность, способность к самореализации. Фиксируются актуальные внутренние и внешние противоречия в профессиональном развитии, становлении личного и профессионального пространства.

Профессиональное прошлое

Анализируется профессиональный опыт, преимущества и ограничения, кризисы и вершины, их причины, способы решения. Отмечаются события и люди, повлиявшие на выбор профессии.

Стимуляция творческого воображения

Описывается желательное профессиональное совершенствование, образ идеального профессионального «Я». Создается модель идеального специалиста своей профессии, отмечаются качества непрофессионала. Оцениваются реальные и декларируемые профессиональные ценности. Рассматриваются пути достижения профессионального совершенствования, планы на будущее, возможные трудности и пути их преодоления.

Вырабатываются стратегии достижения совершенства. Оформляются ценности и смысл профессионализма. Определяются главные цели и возможности их достижения.

Заключительный этап

Создается символическая эпитафия на профессиональном памятнике.

Эта техника обязательно выполняется письменно, после чего может обсуждаться со специалистом. Следует обратить внимание на те моменты, которые труднее всего поддаются описанию. Не следует пытаться описать все за один раз. Лучше опираться на внутренние ощущения. Выполнение такой техники позволяет глубоко оценить свой профессиональный путь, посмотреть на свою профессиональную деятельность не как на рутину, а как на сознательную, осмысленную работу.

Газета «Звязда», 28 августа 2015 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2015/08/98175.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.