Почему школьникам опасно писать о себе в Facebook слишком много

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Мальчик оставляет в социальной сети сообщение одной девочке: «Ты такая дура, что лучше пойди и застрелись!» Или вот еще один пост 17-летней девушки: «Сегодня я осталась дома, и завтра я буду дома, потому что нет желания и сил идти в школу. Я лучше посижу на солнышке...»

Йоран Андерсон, учитель обществоведения, истории и географии, медиапедагог с 20-летним стажем, рассказывает:

— Я часто интересуюсь у школьников: «Когда ты выходишь в интернет, то должен все терпеть?». И 15-летние подростки дают, как правило, положительный ответ: «Да, надо терпеть». Они считают, что существует большая разница между тем, что можно сказать человеку в реальной жизни и что можно сказать ему в сети. Я объясняю, что на самом деле нет никакой разницы — нельзя никого оскорблять ни в жизни, ни в социальных медиа.

Социальные сети уже стали неотъемлемой частью нашей жизни. Facebook — третья по количеству «жителей» «страна» на планете. Социальные медиа все чаще используются в образовательном процессе, хотя опасения по поводу эффективности такого метода остаются. Во Франции, например, с помощью Twitter некоторые учителя учат детей читать и писать. В Южной Корее «болтать» в социальных сетях во время урока — абсолютно нормально. Есть даже специальный класс, где это происходит. Школьники связываются со своими сверстниками в другой стране и рассказывают им о школьной жизни. Высокие технологии помогают изучать иностранный язык. В классе разрешается использовать Skype, обмениваться фотографиями в Facebook, но под строгим контролем педагогов.

Йоран Андерсон: «Журналисты пишут правдиво, а в сети можешь написать все, что угодно, и не нести ответственность»
Йоран Андерсон: «Журналисты пишут правдиво, а в сети можешь написать все, что угодно, и не нести ответственность»

Недавно ООН провозгласила право на анонимность в интернете. Но есть разные точки зрения на этот счет.

— Я предлагаю детям обсудить, насколько важна анонимность, когда мы выходим в интернет. Это положительный или отрицательный момент? — говорит Йоран. — Именно в возможности остаться анонимным и прячется отличие сообщений в социальных медиа от настоящей журналистики. Под каждой журналистской статьей стоит настоящее имя и фамилия автора, его электронный адрес или телефон. Журналисты вынуждены писать правдиво, так как на следующий день их атакуют звонками и сообщениями внимательные читатели, не согласные с автором. А в сети можешь написать все, что угодно, и не понести за это ответственность.

Педагоги констатируют, что травля школьников сейчас переместилась со двора в социальные сети. Лиза Бьюрваль, журналист, известный в Швеции эксперт и автор книги по языку ненависти в интернете, говорит: «Мы, взрослые, должны сделать все, чтобы защитить детей от угроз, оскорбительных сообщений, насилия, втягивания в различные опасные организации и группировки. В интернете очень легко встретиться с деструктивной пропагандой по разжиганию социальной и национальной розни. Ей занимаются профессионалы, которые искусно манипулируют сознанием и чувствами людей».

— Увы, но времена, когда свои мысли подростки доверяли дневникам, лежавшим в столах, прошли, — делится своими мыслями журналист газеты «Барометр» Эмили Лунд. — Теперь 16-летняя девушка, которая переживает из-за причины возможной беременности, делится своей боязнью не с подругами, а в социальной сети. Поэтому я всегда говорю молодежи: «Ничего не пишите, если вы чем-то расстроены или разозлились, поскольку есть люди, которые не хотят вам добра и могут использовать эту информацию против вас. Подольют масла в огонь, и вам станет еще хуже. Советую не писать ничего, что не должен прочитать учитель, что не должны прочитать ваши родители и родственники или ваш будущий работодатель. Когда тот прочитает пост девушки, которая ленится ходить в школу, то вряд ли он возьмет ее на работу даже на время летних каникул. Информацию на потенциальных работников компании собирают в том числе и в социальных сетях».

Кстати, педагогическая общественность в Швеции обсуждала недавно вопрос, могут ли учителя находиться в одной социальной сети со своими учениками. И постановила — с учениками в сети «не дружить»!

Надежда Николаева. Фото автора. Минск-Кальмар-Минск.

 

Социальная сеть Facebook стала наиболее популярным инструментом для перехода на сайты новостей, чем поисковая система Google. Об этом сообщило американское издание Fortune, основываясь на данных аналитической компании Parse.ly. «На долю социальных сетей приходится 43% всего трафика для онлайн-медиа, в то время как на поисковые системы — 38%», — отмечает издание. Последний раз Facebook обошел Google по этому показателю в октябре 2014 года.

Газета «Звязда», 27 августа 2015 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2015/08/97945.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.