Сможет ли электронный планшет стать альтернативой учебникам?

Статья из белорусской республиканской газеты "Звязда" в переводе на русский язык.

Ответ будем знать после завершения эксперимента, который стартовал в Лицее БГУ.

Оказаться на месте учащихся химико-биологического класса Лицея БГУ, наверное, пожелали бы тысячи белорусских старшеклассников, ведь именно им посчастливилось стать участниками эксперимента по внедрению в учебный процесс электронных планшетов. Стать лицеистом - это уже большая удача, но таких счастливчиков в этом году было 200 человек. И вряд ли при поступлении в Лицей БГУ кто-то из них мечтал стать еще и первопроходцем в плане использования в образовательном процессе планшетных устройств. Повезло из "новобранцев" только 21 десятикласснику, которым вчера ректор БГУ академик Сергей Абламейко и первый заместитель министра образования Александр Жук в торжественной обстановке вручили устройства для чтения электронных книг (ридеры).

Технические характеристики Pocketbook Pro 902, который задействован в эксперименте:

  • Процессор - 533 МГц
  • Оперативная память - 256 Мб
  • Постоянная память - 2 Гб + MicroSD до 32 ГБ
  • Размеры 263 х 190 х 11
  • Вес - 530 граммов
  • Экран 9,7 "VizPlex".
  • Сетевые интерфейсы - Bluetooth и Wi-Fi
  • OC Linux
  • Время автономной работы - более месяца (7-8 тысяч страниц).

- Сегодня мы даем старт очень важному двухлетнему эксперимента, который представляет собой сплав опыта таких высокотехнологичных стран, как Великобритания, Сингапур, Южная Корея, и традиций национальной системы образования, - отметил Александр Жук. - Нам нужен качественный прорыв в информатизации системы образования в нашей стране, а предложенные лицеистам планшетные устройства создают принципиально новые возможности для организации учебного процесса. Они в самом прямом смысле являются персональными, так как лицеисты смогут пользоваться ими не только в классе, но и дома - в течение двух лет участия в эксперименте. По сути, создаются возможности организации индивидуальной образовательной среды, работы по индивидуальной образовательной траектории, когда учащиеся сами смогут выбирать для себя темп обучения. Тот, кто пошел вперед, может углубиться в тему, а тот, кто немного отстал, может вернуться назад, повторить, доработать, для того, чтобы потом успешно двигаться вперед.

Александр Жук объяснил, почему именно Лицей БГУ был избран местом проведения эксперимента. Во-первых, преподаватели Лицея БГУ имеют богатый опыт в разработке и использовании электронных образовательных ресурсов. Во-вторых, за лицеем стоит Белгосуниверситет, который имеет собственную очень мощную информационно-коммуникационную инфраструктуру и богатый опыт в реализации крупных проектов в сфере информатизации. Кроме того, именно Белгосуниверситет профинансировал закупку для лицеистов электронных планшетов. Розничная цена такого планшета колеблется от 440 до 480 долларов, и естественно, что не каждая семья может позволить себе такую покупку.

- Когда мы определялись, какому из персональных устройств отдать предпочтение, то принимали во внимание следующие критерии: безопасность для здоровья их владельцев, компактность и небольшой вес, наличие сетевых интерфейсов, простоту в использовании и понятный интерфейс, - сообщил ректор БГУ, академик Сергей Абламейко. - Поэтому наш выбор остановился на планшетном ридере. Благодаря технологии "электронной бумаги" его экран не светится, не напрягает зрение, у него нет проблем с углами обзора и солнечными бликами. Все планшеты, которые передаются лицеистам, имеют сертификаты соответствия и гигиенические сертификаты. Одно из главных преимуществ планшетного ридера - это большая продолжительность его автономной работы. Электроэнергия расходуется только при "переписке" страниц. И без подзарядки можно прочитать около 7 тысяч страниц. Если читать по два часа или по 200 страниц ежедневно, то планшет можно не заряжать около месяца.

Лицеисты получают планшеты, в память которых записаны электронные версии всех школьных учебников, а также учебно-методические комплексы, разработанные педагогами Лицея БГУ. Оперативное обновление информации будет осуществляться как с помощью внутренней сети лицея, так и с помощью интернета. Ридеры содержат программное обеспечение для чтения практически всех распространенных текстовых и графических форматов, библиотеку классической литературы на русском и английском языках (более 500 книг), 44 словаря на разных языках мира, программу озвучивания текстов путем синтеза речи, возможности для восстановления звуковых файлов, что будет очень полезным при изучении иностранного языка, проводные (USB) и беспроводные интерфейсы (Bluetooth и Wi-Fi). Кроме того, БГУ дополнительно закупил для ридеров карты памяти и чехлы.

- Вам суждено стать первопроходцами в очень важном деле, - обратился к лицеистам Александр Жук. - Вы все очень талантливые и творческие личности, и вам проще будет воспринять инновационные педагогические технологии. Республиканский центр проблем человека (одно из структурных подразделений БГУ) будет осуществлять медицинское сопровождение эксперимента, время от времени проводить среди вас анкетирование. Надеемся, что вы поможете Министерству образования увидеть проблемные моменты и принять по итогам эксперимента правильное решение по массовому внедрению в школах подобных персональных устройств.

Надежда Николаева. Газета "Звязда", октябрь 2011 года.
Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/issue/article.php?id=86892

Продолжение темы: Ридеры или планшеты? Учебные эксперименты в Лицее БГУ.

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.